Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №3 2014

ДИАЛОГ С ЖУКОВСКИМ В РОМАНЕ НАБОКОВА (66,00 руб.)

0   0
АвторыЕгорова Е.
Страниц16
ID272681
Аннотация-
ДИАЛОГ С ЖУКОВСКИМ В РОМАНЕ НАБОКОВА / Е. Егорова // Вопросы литературы .— 2014 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/272681 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«П р и г л а ш е н и е н а к а з н ь» : компаративные сюжеты Екатерина ЕГОРОВА ДИАЛОГ С ЖУКОВСКИМ В РОМАНЕ НАБОКОВА Замысел седьмого и менее всех других поддающегося расшифровке романа Набокова «Приглашение на казнь» (1935—1936), сюрреалистической «трагикомедии абсур" да», которую сам автор называл «поэмой в прозе», возник совершенно случайно. <...> В июне 1934 года, в разгар работы над «Жизнью Чернышевского» — четвертой главой рома" на «Дар», Набоков познакомился со статьей В. <...> Жуковско" го «О смертной казни» (1857), которая явилась для него, с одной стороны, мощнейшим раздражителем, с другой же — настолько вдохновила, что он резко прервал работу над «Даром» и буквально на одном дыхании написал чер" новой вариант «Приглашения на казнь». <...> Роман был соз" дан в рекордно короткие для Набокова сроки: черновой вариант появился всего за две недели, к декабрю же была завершена окончательная стилистическая правка, тогда как замыслы всех других произведений писатель вынаши" вал и воплощал годами. <...> И хотя в неприятии казни как до абсурда нелепого ри" туала Набоков и Жуковский предстают единомышленни" ками, реакция автора «Приглашения на казнь» на статью 208 «О смертной казни» была крайне негативной, что явилось едва ли не единственным пунктом, в котором он сходился со своим идейным антагонистом Н. Чернышевским <...> В уста Федора Константиновича Годунова"Чердынцева, главного героя «Дара», Набоков вложит свое отношение к статье. <...> Ге" рою искренне нравилось, что Чернышевский «высмеивал гнусно"благостное и подло"величественное предложение поэта Жуковского окружить смертную казнь мистической таинственностью, дабы присутствующие казни не видели (на людях, дескать, казнимый нагло храбрится, тем осквер" няя закон), а только слышали из"за ограды торжественное церковное пение, ибо казнь должна умилять». <...> Но неужели автора «Приглашения на казнь» эта тема интересовала столь живо лишь потому, что испытание каз" нью прошли герой романа «Дар <...>