Сельск я
школ
Главный редактор
Нина ЦЕЛИЩЕВА
Редакционная коллегия
Светлана Вишникина, кандидат
философских наук,
Марина Гурьянова,
доктор педагогических наук,
Нелли Ермолаева, заместитель
главного редактора,
заслуженный учитель школы РФ,
Алексей Кушнир, кандидат
психологических наук,
Галина Суворова,
доктор педагогических наук,
профессор
Практический
журнал
руководителей
и учителей
сельских школ
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати. <...> Свидетельство
№ 016124
от 21 мая 1997 г.
Редакция
Ирина Зотова,
Любовь Кучмиёва
Вёрстка Александр Волхонский
© «Народное образование»
2
/
2015
Содержание
УПРАВЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ <...> Необходимость
более основательного
воспитания
в современной
школе 33
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:
ВОСПИТАНИЕ
И САМОВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ <...> Воспитание нравственно5
правовой компетентности
школьников 25
УРОК
В СЕЛЬСКОЙ
ШКОЛЕ:
ОРГАНИЗАЦИЯ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ <...> Работа над
текстовой задачей
в 5–65х классах 51 <...> Раскрытие через
тройную призму
внутреннего мира автора. <...> E5mail: narodnoe@narodnoe.org
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. <...> 5972559562
У П РА В Л Е Н И Е
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
Т Р У Д Д И Р Е К Т О РА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Оценивание качества
образовательных
достижений
школьников
Статья раскрывает опыт реализации технологии
критериального оценивания образовательных
результатов, основанный на использование
матрицы внутренних ресурсов учебного успеха
школьника. <...> Автор также проанализировала опыт
реализации критериального оценивания в
школах Канады. <...> Наталья
Галеева,
профессор
кафедры
управления
образовательными
системами
МПГУ,
кандидат
биологических
наук,
доцент,
Почётный
работник
общего
образования
России
П
роцесс оценивания — важнейший управленческий ресурс. <...> Новый результат не может оцени5
ваться при помощи старых инструмен5
тов. <...> Результаты учёта данных ана5
лиза системного мониторинга позволя5
ли не только обеспечить <...>
Сельская_школа_№2_2015.pdf
Сельск
школ
Главный редактор
Нина ЦЕЛИЩЕВА
Редакционная коллегия
Светлана Вишникина, кандидат
философских наук,
Марина Гурьянова,
доктор педагогических наук,
Нелли Ермолаева, заместитель
главного редактора,
заслуженный учитель школы РФ,
Алексей Кушнир, кандидат
психологических наук,
Галина Суворова,
доктор педагогических наук,
профессор
Любовь Кучмиёва
Редакция
Ирина Зотова,
Вёрстка Александр Волхонский
© «Народное образование»
2
я
Практический
журнал
руководителей
и учителей
сельских школ
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
№ 016124
от 21 мая 1997 г.
/ 2015
Стр.1
Содержание
УПРАВЛЕНИЕ
Н. Галеева.
Оценивание качества
образовательных
достижений
школьников 3
В. Лыкова.
Компетентности
и компетенции:
современное
понимание 11
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:
ВОСПИТАНИЕ
И САМОВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
М. Рожков.
Социальное закаливание:
способность преодолевать
трудности 21
С. Чарнецкий.
Воспитание нравственно
правовой компетентности
школьников 25
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Н. Курбанова.
Тема Крымской войны
в литературе
50х годов
ХIХ века 30
Наше наследие
Г. Песталоцци.
Необходимость
более основательного
воспитания
в современной
школе 33
УРОК
В СЕЛЬСКОЙ
ШКОЛЕ:
ОРГАНИЗАЦИЯ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Г. Суворова.
Типология
учебных занятий
и их модификации 42
Т. Бурлакова,
И. Целищева.
Работа над
текстовой задачей
в 5–6х классах 51
Е. Иванова.
Контрольные
работы
по физике. Раздел
«Механика».
10й класс 57
О. Амонова.
Раскрытие через
тройную призму
внутреннего мира автора.
Учебное занятие 60
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА,
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА
Зарубежный опыт
Л. Кудрявцева.
«Настроения и отношения
в школьной среде».
Советы психолога 65
Подписано в печать 20.03.2015. Формат 70х100/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 6,0. Усл. печ. л. 7,78. Тираж 1500 экз. Заказ № 5327
Учредители: С. Вишникина, В. Ермолаев, А. Кушнир, Н. Целищева.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 3455200.
Email: narodnoe@narodnoe.org
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
Тел.: (495)9725962
Стр.2
УПРАВЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Оценивание качества
образовательных
достижений
школьников
Статья раскрывает опыт реализации технологии
критериального оценивания образовательных
результатов, основанный на использование
матрицы внутренних ресурсов учебного успеха
школьника. Автор также проанализировала опыт
реализации критериального оценивания в
школах Канады.
роцесс оценивания — важнейший управленческий ресурс. Именно он опре
деляет, «что хорошо, а что плохо» в той системе, качеством которой мы уп
равляем. В этом случае процесс оценивания должен реализовать такие функции
управления:
• контрольнодиагностическую (определять уровень усвоения учебного материала);
• плановопрогностическую (выявить, что из пройденного необходимо в первую
очередь включить в плановое повторение);
• информационноаналитическую (уточнить, какие требования образовательно
го стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам при изу
чении темы удалось реализовать и насколько);
• а главное — мотивационноцелевую функцию, реализация которой обеспечива
ет мотивацию учителей к совершенствованию образовательного процесса и моти
вацию ученика к активной и конструктивной рефлексии.
П
Каждый учитель мечтает о том, чтобы, получив проверенную контрольную ра
боту по пройденной теме, ученик радостно воскликнул: «Вот, оказывается, какие у
меня недостатки в освоении этой темы!..» И, окрылённый новыми знаниями о сво
их достижениях или ошибках, радостно принялся осваивать упущенное. Для этого
необходимо выстроить систему оценивания достижений ученика как минимум на
двух концептуальных опорах: на принципе критериального оценивания и договор
«Сельская школа» 2/2015
3
Наталья
Галеева,
профессор
кафедры
управления
кандидат
образовательными
системами
МПГУ,
биологических
наук,
доцент,
Почётный
работник
общего
образования
России
Стр.3