Наше наследие в современной школе1 Необходимость более основательного воспитания Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), выдаю щийся швейцарский педагогдемократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обу чению детей. <...> Он внёс существенный вклад в ис торию развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения. <...> Публикуемые ниже мысли выдающегося классика педагогики посвящены проблеме нравственного воспитания детей, столь актуальной сегодня. <...> «Сельская школа» 2/2015 33 Генрих Песталоцци РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Песталоцци высказал глубокую уверенность в необходимости стремиться к тому, чтобы успехи детей в нравственном воспитании «шли впереди средств, формирующих способность мышления». <...> Только в этом случае, убеждён классик, нравственное воспитание вырабатывает у детей иммунитет к вредным для них влияниям, «предупреждает проникновение зла в душу ребёнка и само возникновение влечения к злу». <...> Требование более государственного воспи тания юношества, педагогическая пропаганда сельских пансионов, стремление усилить значение искусства в жизни ребёнка, введение ручного труда в учебные планы школы, единодушный призыв к участию школы в половом оберегании юно шества и в пропаганде против алкоголизма, важные изыскания патологических 34 «Сельская школа» 2/2015 Генрих Песталоцци. <...> Необходимость более основательного воспитания в современной школе причин детских недостатков, которые требуют «лечебнопедагогического» предупреждения в школьной жизни, и, наконец, проблема малолетних пре ступников, которые всё настоятельнее требуют более этической гигиены и профилактики — всё это соединяется в то более глубокое и всеобщее чувство педагогической ответственности, кото рую педагог Трюпер выразил в словах: «Именно ввиду сильного увеличения детской преступности и ввиду необы чайного пренебрежения <...>