ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Профессиональный журнал для технологов
образования: научных работников,
преподавателей и аспирантов педагогических
образовательных учреждений, системы
повышения квалификации, методистов
и специалистов, а также учителей,
повышающих свою квалификацию
Зарегистрирован Министерством
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций. Свидетельство о регистрации
средства массовой информации ПИ № 77-11412
от 17 декабря 2001 г.
ПЛАН НОМЕРА
Материалы круглого стола
«Полидисциплинарное ви́ дение социокультурных
вызовов школе: дополнительность и оппозиции»
(Ульяновск. 29 июня — 1 июля 2015 года)
Редакционная коллегия:
М.Е. Бершадский, канд. пед. наук;
Г.Г. Левитас, доктор пед. наук;
А.В. Рафаева, канд. филол. наук;
А.М. Кушнир, канд. психол. наук;
Е.В. Шишмакова, канд. пед. наук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
В.В. Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Андрей Богданов
Корректор: Людмила Асанова
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© НИИ школьных технологий, 2015
Содержание
Предисловие
Часть первая. «Разметка поля»
Часть вторая. «Новый ребёнок?»
Часть третья. «Что есть и что делать»
Часть четвёртая. «Философия поможет»
Тезисы
Рефлексия
Приложения
4
8
63
Стр.2
Требования к материалам, предоставляемым
в редакцию для публикации
Редакция принимает к печати материалы, отвечающие профилю
журнала, желательно не публиковавшиеся ранее в других отраслевых
изданиях.
Объём предоставляемого материала в формате Word (включая
сноски, таблицы и рисунки) не должен превышать 25 тысяч знаков
с пробелами. Печать через полтора интервала, шрифт 12, ширина
полей 2 см. Рисунки к статье пронумеровываются последовательно
арабскими цифрами. В подписи к рисунку даётся его описание и
объяснение всех значений, указанных на нём. В статье указывается
место рисунка.
Фотографии к статьям присылаются отдельно, в формате jpg, tiff
с разрешением от 300 dpi. Графические рисунки – в формате tiff
(bitmap) с разрешением 600 dpi.
Ссылки на литературу делаются в тексте путём сносок постранично.
Статья
должна сопровождаться аннотацией. В выходных данных
статьи указывается имя, отчество и фамилия автора/авторов полностью,
краткие сведения (учёная степень, звания, место работы, должность),
а также контактные телефоны, почтовый адрес с индексом и
e-mail. Материалы для публикации представлять предпочтительно
в электронном виде. Рассмотрение материалов существенно ускорится
при наличии двух рецензий специалистов, известных в соответствующей
области знаний.
Подписано в печать 24.12.2015. Формат 60×90/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 12,25. Усл. печ. л. 12,25. Тираж 500экз. Заказ № 6101.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственность за достоверность информации в публикуемых материалах несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8–800–100–21–76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00. Электронная почта: market@narodnoe.org
Стр.3
Представляем читателю материалы очередного из традиционно проходящих
в г. Ульяновске круглых столов, посвящённого актуальным вопросам
отечественной и мировой школьной педагогики. В этом году он состоялся
29 июня — 1 июля 2015 года на базе Ульяновского государственного педагогического
университета им. И.Н. Ульянова при поддержке Российского
гуманитарного научного фонда. Обозначенная тема — «Полидисциплинарное
ви́дение социокультурных вызовов школе: дополнительность
и оппозиции».
Этот круглый стол продолжил традицию предыдущих — 2003 и 2009 гг.,
ориентированных на открытое обсуждение проблем современного школьного
образования. Если круглый стол 2003 года был диалогом педагогических
групп и научных школ, а круглый стол 2009 года — диалогом
психологов и педагогов, то настоящий круглый стол расширил свою полидисциплинарность.
Идея его — создать ситуацию проявления и сравнения
социокультурных вызовов общему образованию и перспектив работы
с этими вызовами с позиций различных научных дисциплин: психологии,
педагогики, философии, социальной антропологии. Цель — создание возможностей
для предъявления, проявления, сравнения концепций, взглядов,
мнений представителей научных психологических, педагогических, философских
групп и школ, занимающихся исследованием проблематики социокультурных
вызовов образованию. В круглом столе принимали участие
педагоги, психологи, философы, практики образования из десяти регионов
Российской Федерации и Республики Беларусь. Идеи тезисов тех авторов,
кто не смог непосредственно участвовать в круглом столе, также представлялись
ведущими дней.
Тематика мероприятия была представлена четырьмя частями:
I. Социокультурные вызовы школе: социально-антропологический
анализ.
II. Социокультурные вызовы школе: психолого-педагогический анализ.
III. Вызовы образования социокультурным сферам.
IV. Философские аспекты социокультурных вызовов образованию.
Каждая часть содержала несколько проблемных выступлений, а также
структурированную дискуссию по вопросам, затронутым в выступлениях,
сообщения аналитиков по данной тематике. В программу была включена
и состоялась в форме психолого-педагогической экспресс-школы встреча
участников круглого стола с педагогами, психологами, студентами, аспирантами
и родителями школьников Ульяновской области. Велась сплошная
запись выступлений и дискуссий, расшифровка которой и стала основой
публикуемых материалов. Редакторы, при работе с текстом записей, постарались
максимально сохранить интеллектуальное напряжение дискуссий
и докладов, а также отразить живую атмосферу научного мероприятия.
В этом и двух следующих номерах предлагаем нашим читателям присоединиться
к обсуждению на страницах журнала актуальных тем круглого
стола.
3
Стр.4
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
За поворотом, в глубине
Лесного лога
Готово будущее мне
Верней залога
Б. Пастернак
Проблема
Современное отечественное
и, может быть, мировое образование
живут в зоне турбулентности1.
Его окружают, на него
налетают вихри социальных,
культурных, психологических, педагогических
изменений, трансформаций,
преобразований.
Никто, вероятно, не знает, как
удержаться в этих вихрях, не потеряв
устойчивости и направленности
движения образовательных
учреждений, школ в сторону
формирования, развития, становления
человеческих способностей
жить, развиваться и созидать
в рождающемся на наших
глазах новом мире.
Но поиск ответов на такой
запрос, изучение, ради существования
и обновления школ,
законов вихревых социальных
и культурных турбуленций — за1
Турбулентность – течение жидкостей
или газа, при котором частицы жидкости или
газа совершают хаотические движения по
сложным траекториям с перемешиванием
и флуктуациями – большими колебаниями
от основного режима.
4
дача специалистов, аналитиков,
исследователей, практиков образования;
капитанов, штурманов,
диспетчеров, механиков, стюардов
корабля образования.
Участники
Попыткой включиться в такую
работу явился и наш круглый
стол «Полидисциплинарное видение
социокультурных вызовов
школе: оппозиции и дополнительность».
В
нём приняли участие:
■ Александрова Екатерина
Александровна, доктор педагогических
наук, Саратов;
■ Алёхина Екатерина Валентиновна,
кандидат педагогических
наук, Воронеж;
■ Балашова Валентина Георгиевна,
кандидат педагогических
наук, Ульяновск;
■ Барбитова Анна Дмитриевна,
кандидат педагогических
наук, Ульяновск;
■ Битянова Марина Ростилавовна,
кандидат психологических
наук, Москва;
Стр.5