Н. Н. Мехтиханова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПЕРСОНАЛА
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Психология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю959я73
М55
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 Психология (дисциплина «Психологическая оценка персонала», цикл Б3), очной формы
обучения. <...> В психологии проблема оценивания связана с использованием метода экспертных оценок, особенно в случаях, когда мнение
экспертов — единственный источник информации и на его результатах строится научное исследование. <...> В психологической науке нет единого определения понятия
«оценивание», практически не исследованы его механизмы и закономерности. <...> Сущность и цели оценки персонала
Оценка работников имеет давнюю историю, а в настоящее
время стала неотъемлемой частью управления организацией. <...> Поэтому оценка — это понятие в определенном смысле
и более широкое, чем аттестация (используется для решения многих
кадровых задач — отбора, обучения, формирования резерва и др.),
и более узкое — применяется на определенном этапе аттестации. <...> Психологическая готовность к управленческим
профессиям и ее диагностика // Прикладная психология. <...> 4
1
ководителей: правовым основанием для проведения аттестации
в организациях служит совместное постановление Министерства
труда и Министерства юстиции РФ «Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятии, находящихся на бюджетном финансировании» от 23.10.92. <...> Она должна быть построена так, чтобы
персонал был оценен:
Борисова Е. А. <...> 1) объективно — вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений; <...> 6) процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не только узкому кругу специалистов, но и оценщикам,
и наблюдателям, и самим оцениваемым <...>
Психологическая_оценка_персонала_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Н. Н. Мехтиханова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПЕРСОНАЛА
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Психология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю959я73
М55
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года.
Рецензенты:
Н. А. Деревянкина, кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей и социальной психологии
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского;
кафедра социологии и психологии ГАПМ им. Н. П. Пастухова
М55
Мехтиханова, Наталья Николаевна.
Психологическая оценка персонала: учеб. пособие
/ Н. Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 116 с.
ISBN 978-5-8397-0976-8
В работе анализируется современное состояние проблемы
оценки персонала. Рассматривается понимание
и использование категории «оценка» в различных отраслях
психологии. Особое внимание уделяется аттестации
персонала. Предлагается обзор возможных подходов
к формированию содержания оценки и методов ее реализации,
описана теория и практика использования метода
экспертных оценок как одного из важнейших инструментов
деятельности психологов-практиков.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 Психология (дисциплина «Психологическая
оценка персонала», цикл Б3), очной формы
обучения.
ISBN 978-5-8397-0976-8
2
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю959я73
© ЯрГУ, 2013
Стр.2
Оглавление
Введение..............................................................................................3
1. Сущность и цели оценки персонала............................................4
2. Содержательный аспект оценки...................................................7
3. Методический аспект оценки.....................................................31
3.1. Классификация методов оценки..............................................33
3.2. Конкретные методы оценки.....................................................37
3.2.1. Метод «Поведенческие рейтинговые шкалы»
(Behaviorally Anchored Rating Scales, BARS).........................37
3.2.2. Метод «Управление по целям»
(Management By Ob�ectives, MBO).........................................38
3.2.3. Метод «360 градусов»...........................................................42
3.2.4. Метод «Ассесмент-центр»....................................................45
3.2.5. Метод экспертных оценок.....................................................48
4. Оценка как основное звено аттестации.....................................65
4.1. Определение и цели аттестации..............................................65
4.2. Процедура аттестации..............................................................68
5. Теоретические основы оценки...................................................86
5.1. Понятие оценки в отечественной
и зарубежной психологии........................................................86
5.2. Общая схема процесса оценивания.........................................95
5.3. Виды, свойства, детерминация оценок.................................102
Заключение.....................................................................................110
Вопросы для самопроверки...........................................................111
Темы рефератов..............................................................................113
Рекомендуемая литература............................................................114
115
Стр.115