Особое внимание обращено на анализ содержания конфликтных ситуаций, поскольку невозможно управлять конфликтом, не
зная его природы. <...> Основная цель методических указаний
заключается в обучении оптимальным способам управления конфликтом. <...> Она тесно связана с дисциплинами общенаучного
цикла, поскольку направлена на формирование знаний и умений
обучающихся, обеспечивающих их способность к теоретико-методологическому анализу проблем инновационного развития образования; формирование компетенций в проектировании конструктивных
конфликтов межличностного и управленческого характера. <...> Адекватно
разработанный метод контроля и оценки знаний в форме тестового
контроля призван разбудить в обучающемся творца, развить заложенный в нем интеллектуальный потенциал, воспитать смелость
мыслей, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать нестандартные идеи, повысить интерес к знаниям, привить им те качества, которые характеризуются понятием «конструктивная конфликтность». <...> Трудно управлять конфликтом не видя всей ситуаций конфликтного взаимодействия. <...> Следовательно, управление конфликтами — целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных
групп. <...> Изменяя один элемент конфликтной ситуации, мы можем
управлять течением конфликта в целом. <...> Воздействие на возникшее
противоречие путем моделирования конструктивного конфликта
3
может быть стимулирующим, профилактическим, развивающим. <...> Основная цель методических указаний заключается в обучении оптимальным способам управления конфликтом. <...> Профессиональная деятельность психолога балансирует между
традициями, шаблонами, догмами и творчеством, свободой, инновациями, поэтому важно соблюдать оптимальную меру между этими крайностями. <...> Процесс возникновения конструктивной конфликтности <...>
Управление_конфликтом_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
Методические указания
Рекомендовано
научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Психология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 316.48(072)
ББК Ю95я73
У 67
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года.
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Составитель
А. С. Кашапов
Управление конфликтом: методические указания
У 67
/ сост. А. С. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 52 с.
Методические указания направлены на формирование
у студентов представления о теории и сущности управления
конфликтом в современной психологии. Особое внимание
обращено на анализ содержания конфликтных ситуаций,
поскольку невозможно управлять конфликтом, не
зная его природы. Основная цель методических указаний
заключается в обучении оптимальным способам управления
конфликтом.
Предназначены для магистрантов, обучающихся
по программе высшего профессионального образования
030300.68 Психология (дисциплина «Управление конфликтом»,
цикл М2), очной формы обучения.
УДК 316.48(072)
ББК Ю95я73
© ЯрГУ, 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................... 3
1. Психологическая характеристика
управления конфликтом .................................................................... 6
Тема 1. Управление конфликтом в системе образования ......... 6
Тема 2. Сущность управления конфликтом................................. 6
Тема 3. Компоненты готовности к управлению конфликтом .. 6
Тема 4. Функции управления конфликтом .................................. 6
Тема 5. Принципы управления конфликтом ............................... 7
Тема 6. Типы управления конфликтом ........................................ 7
Тема 7. Стратегии управления конфликтом ................................ 8
Тема 8. Стиль управления конфликтом ....................................... 8
Тема 9. Процедура управления конфликтом ............................... 8
Тема 10. Структура действий по управлению конфликтом ....... 9
Тема 11. Условия управления конфликтом ................................. 9
2. Функции конструирования конфликта
как ситуации успеха .......................................................................... 10
Тема 12. Функции конструирования конфликта ....................... 10
Тема 13. Конструирование ситуации успеха ............................. 10
3. Творческий потенциал
в управлении конфликтом ............................................................... 11
Тема 14. Творческий потенциал в управлении конфликтом
как проявление креативных способностей. ...................................... 11
Тема 15. Творческое разрешение управленческой ситуации .. 11
Тема 16. Диалогическое мышление как средство реализации
творческого потенциала в управлении конфликтом ........................ 11
Словарь основных понятий ......................................................... 12
Литература ..................................................................................... 18
4. Дидактические материалы
по всем видам текущего контроля ................................................. 22
Контрольные вопросы .................................................................. 27
5. Методы обучения управлению конфликтами .................. 34
49
Стр.49