А. В. Борисова
Методы
научных исследований
в туризме
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Туризм
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
УДК 338.48:379.83(042.4)
ББК Ч518.1я73
Б82
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Д. А. Цапук, кандидат географических наук,
директор Ярославского филиала РМАТ;
кафедра технологии и организации туристической деятельности
РГУТИС
Борисова, Алина Владимировна. <...> Б82
Методы научных исследований в туризме: текст лекций / А. В. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. <...> Туризм (дисциплина
«Методы научных исследований в туризме», цикл Б2), очной формы обучения. <...> Научное знание — особое, оно
имеет свои признаки:
- истинность (отображение явлений действительности независимо от субъективного мнения о них);
- логическая обоснованность (новое знание входит в систему
предшествующего опыта);
- общезначимость (истинность);
- системность (доказательность). <...> Это и процесс исследования, и метод познания, способ
мышления, особая сфера человеческой деятельности, социальная
система общества. <...> В системе научного знания как важной составляющей общей
теории науки выделяются конкретные предметы (проблемы) исследования:
- научное знание (эмпирическое и теоретическое знание),
- объект научного познания и предмет научного исследования,
- научный факт (содержание, структура),
- научная проблема (сущность),
- научная идея (структура и форма выражения),
- научная теория. <...> Передать новый опыт наука может в форме научной теории. <...> Научная теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. <...> Для построения научной теории предварительно должен
быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах
5
и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины <...>
Методы_научных_исследований_в_туризме_текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
А. В. Борисова
Методы
научных исследований
в туризме
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Туризм
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 338.48:379.83(042.4)
ББК Ч518.1я73
Б82
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года.
Рецензенты:
Д. А. Цапук, кандидат географических наук,
директор Ярославского филиала РМАТ;
кафедра технологии и организации туристической деятельности
РГУТИС
Б82
Борисова, Алина Владимировна.
Методы научных исследований в туризме: текст лекций
/ А. В. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 68 с.
ISBN 978-5-8397-0972-0
Текст лекций методически обеспечивает работу
в рамках дисциплины «Методы научных исследований
в туризме»: в нем рассмотрены функции науки, особенности
и формы научно-исследовательской деятельности.
Особое внимание уделяется методам научного познания.
Издание предназначено для студентов, обучающихся
по направлению 100400.62. Туризм (дисциплина
«Методы научных исследований в туризме», цикл Б2), очной
формы обучения.
УДК 338.48:379.83(042.4)
ББК Ч518.1я73
ISBN 978-5-8397-0972-0
2
© ЯрГУ, 2013
Стр.2
Оглавление
1. Наука и ее функции.......................................................................3
1.1. Наука: сущность и характеристики..........................................3
1.2. Научная теория. Наука в системе
общественных отношений.........................................................5
2. Научно-исследовательская деятельность....................................9
2.1. Научное исследование и его особенности.
Научно-исследовательская деятельность студентов..............9
2.2. Этапы научного исследования................................................13
3. Виды самостоятельной работы студента..................................15
3.1. Реферат......................................................................................16
3.2. Доклад. Аннотация. Тезисы доклада......................................20
4. Методы научного познания........................................................23
4.1. Метод. Классификация методов.
Общелогические методы..........................................................23
4.2. Теоретические методы. Эмпирические методы....................26
5. Маркетинговые исследования в туризме..................................31
5.1. Исследования потребителей....................................................31
5.2. Оценка конкурентной среды туристского предприятия.
Фокус-группы...........................................................................37
5.3. SWOT-анализ. Бенчмаркинг....................................................41
6. Опрос как метод исследования..................................................46
6.1. Виды опросов. Этапы проведения опроса.............................46
6.2. Методы опроса: анкетирование, интервью............................48
7. Сбор научной информации.........................................................53
7.1. Основные источники научной информации.
Периодические издания в сфере туризма..............................53
7.2. Понятие «Государственный стандарт»..................................56
7.3. Интернет-ресурсы в сфере туризма........................................58
Словарь терминов............................................................................65
67
Стр.67