Е. В. МОШНЯГА
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ТУРИЗМЕ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Монография
Москва
«Советский спорт»
2010
ББК 77.04
М87
Серия основана в 2004 году
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
М87
Мошняга Е. В. <...> Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации [Текст] :
монография / Е. В. Мошняга ; авт. предисловия А. М. Ушков ; Российская международная академия туризма. <...> Детально анализируются три
концепта, отражающих ценности туризма как социокультурного
феномена современности, – «идентичность», «аутентичность»,
«этика туризма». <...> Доминантные концепты туристского дискурса
в пространстве межкультурной коммуникации . <...> Концепт «идентичность» и его концептуальные
ряды в туристской концептосистеме ......................... <...> Межкультурная коммуникация в сфере туризма целенаправленно изучалась крайне мало и поверхностно и в отечественной
практике сводилась в основном к вопросам изучения иностранных языков, а потому рассматривалась не специалистами в сфере туризма, а специалистами-лингвистами. <...> Современный период развития туризма характеризуется беспрецедентными по масштабам и характеру контактами культур,
их сближением и интерференцией, стремительным появлением
все новых и новых дестинаций, массовым вовлечением в тури4
стскую практику новых поколений туристов и специалистов
туристской деятельности. <...> Межкультурная коммуникация в этих
условиях приобретает глобальный характер и оказывает глубокое и разностороннее влияние на культуры «хозяев» и культуры
«гостей». <...> В исследовании предпринята попытка осмысления и обоснования
межкультурной коммуникации как парадигмы развития системы
туризма, при этом сами туристские концепты выступают в качестве опорных точек и структурных элементов туристской картины мира, ключевых единиц межкультурной туристской коммуникации. <...> Данная работа носит инновационный характер, предлагая <...>
Концептуальное_пространство_межкультурной_коммуникации_в_туризме_в_условиях_глобализации._Монография._.pdf
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Профессиональное туристское образование
Е. В. МОШНЯГА
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ТУРИЗМЕ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Монография
Москва
«Советский спорт»
2010
Стр.1
ББК 77.04
М87
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
Серия основана в 2004 году
М87
Мошняга Е. В.
Концептуальное пространство межкультурной коммуникации
в туризме в условиях глобализации [Текст] :
монография / Е. В. Мошняга ; авт. предисловия А. М. Ушков
; Российская международная академия туризма. – М. :
Советский спорт, 2010. – 218, [2] с. – (Профессиональное
туристское образование).
ISBN 978-5-9718-0482-6
Монография посвящена изучению туризма как особой области
концептуализации. Представлена классификация туристских
концептов, закрепленных в культуре и языке и потому
обеспечивающих межкультурную коммуникацию в концептуальном
пространстве туризма. Детально анализируются три
концепта, отражающих ценности туризма как социокультурного
феномена современности, – «идентичность», «аутентичность»,
«этика туризма».
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов туристской,
культурологической, филологической, лингвистической
направленности, исследователей проблем межкультурной коммуникации,
лингвокультурологии, концептологии, туристики,
специалистов сферы международного туризма, широкого круга
заинтересованных читателей.
ББК 77.04
© Мошняга Е. В., 2010
© Российская международная академия
туризма, 2010
ISBN 978-5-9718-0482-6
© Ушков А. М., предисловие, 2010
© Оформление. РМАТ, ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
Стр.2
Оглавление
Предисловие ..............................................................................
Введение .....................................................................................
Глава 1. Туристская концептосфера пространства
межкультурной коммуникации в системе
международного туризма .........................................
1.1. Межкультурная коммуникация – парадигма развития
современной системы туризма ............................
1.2. Концепт, концептосфера, концептуальное пространство
как лингвокультурные категории ............
1.3. Компонентный состав туристской концептосферы .
1.4. Тенденции развития концептосферы международного
туризма ................................................................
Глава 2. Доминантные концепты туристского дискурса
в пространстве межкультурной коммуникации .
2.1. Концепт «идентичность» и его концептуальные
ряды в туристской концептосистеме .........................
4
7
11
11
26
47
70
83
83
2.2. Концепт «аутентичность» и его концептуальные
ряды в современном коммуникативном пространстве
туризма ................................................................. 107
2.3. Концепт «этика туризма» в кросскультурном туристском
дискурсе ...................................................... 127
Глава 3. Формирование межкультурной концептуальной
компетенции специалистов международной
туристской деятельности ......................................... 148
3.1. Межкультурная компетенция в подготовке кадров
для международного туризма .................................... 148
3.2. Концептуальная компонента межкультурной компетенции
специалиста в сфере туризма .................... 174
Заключение ................................................................................ 196
Список использованных источников и литературы ......... 202
3
Стр.3