Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №1 1997

0   0
Страниц149
ID178817
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1997 .— №1 .— 149 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178817 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Д. Гладун Московский государственный технологический университет "Станкин" Технологическое общество Современный человек с рождения попадает в мир техники. <...> Шестизарядный револьвер был известен на американском За- 6 паде в XIX веке как great equalizer (великий уравнитель). <...> Сегодня великим уравнителем в мире является гениальное технологическое изобретение XX века—ядерное оружие. <...> Настоящая статья посвящена рассмотрению технологического общества с точки зрения естественных наук, точнее, с точки зрения наиболее фундаментальной науки о природе—физики. <...> Началось великое десятилетие в области космических полетов США и СССР. <...> Современное технологическое общество развивается в рамках определенной физикоэнергетической среды. <...> В.Г. Разумовский, Российская академия образования, г. Москва Организация "Международный Бакалавриат" (МБ) возникла в начале 60-х годов со штаб-квартирой в Женеве. <...> Первоначально это был синдикат по разработке материалов для школьных экзаменов, который в 1967 году получил название "Международный Бакалавриат". <...> В число обязательных предметов международного бакалавриата входят: - два языка (один, на котором идет обучение, и второй - современный иностранный язык, изучаемый в данной школе). - гуманитарные науки (история и география), - естественные науки (биология, химия, физика), - математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, вероятность и статистика), - искусство (живопись, дизайн, музыка, драма), - физическое воспитание (здоровье и гигиена, индивидуальный и командный спорт), - технология и труд по выбору (технология как социальное явление, труд по рекомендации местной администрации). <...> Внутри этих тем освещаются понятия, явления, законы и теории в привычном для нас объеме и плане: по механике, молекулярной физике, теплоте, электричеству, оптике и молекулярной физике. <...> В частности, изучаются такие вопросы как: эффект Доплера, период полураспада, цепная реакция и др. <...> Знания по физике по программе <...>
Физическое_образование_в_вузах_№1_1997.pdf
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ А.Д. Гладун Московский государственный технологический университет "Станкин" Технологическое общество Современный человек с рождения попадает в мир техники. Он пользуется ее услугами в 5ыту, работает с ней на производстве. На его глазах рождаются все новые и новые машины, приборы, инструменты, материалы, услуги. Он является свидетелем так называемой научнотехнической революции, которую теперь чаще величают переходом к постиндустриальному обществу. Слово «техника» восходит к греческому tecnu, которое означает «искусство», «мастерство», «сноровка». В английском языке термины technique, techniks употребляются редко. Их синонимом является термин technology. Слово technology используется чаще, в том числе и тогда, когда речь идет об общих категориях. На русский язык оно переводится либо словом «техника» либо словом «технология» в зависимости от контекста. В русском языке эти слова не являются синонимами. Употребляя первое, имеют в виду материальные средства, создаваемые для удовлетворения производственных потребностей общества. Употребляя второе, имеют в виду последовательность операций, осуществляемых в процессе производства продукции, указывают на вид процессов— технология механическая, химическая, лазерная и т. д. Слово «технология» используется для обозначения совокупности методов обработки и изготовления, используемых в производстве продукции. Под технологией понимают также науку о производстве того или иного вида изделий. В последние годы слово «технология» приобрело более широкий смысл. Его используют часто для определения совокупности средств для достижения некоторой цели. Например, говорят «технология власти», «информационные технологии» и т. п. Одна из христианских заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». Человечество, однако, сотворило себе кумира—технология сегодня осознается как фундаментальный базис цивилизации. Неограниченная тяга к технологическим нововведениям, подавление традиции выгодой, стремление все свести к прибыли стало реальностью в нашем технологическом обществе. Homo-faber—человек производящий—смог преодолеть ограничения, накладываемые на него несовершенством его тела и органов чувств. Когда-то человек мог убивать другое животное, забив или разодрав его своими руками; затем он обзавелся топором, копьем, стрелой, пушечным ядром, артиллерийским снарядом. Ныне заряды, которыми оснащены ракеты, могут уничтожить само человечество. Шестизарядный револьвер был известен на американском За
Стр.1
6 паде в XIX веке как great equalizer (великий уравнитель). Сегодня великим уравнителем в мире является гениальное технологическое изобретение XX века—ядерное оружие. Идеология индустриальной, технологической цивилизации была подготовлена в течение XVI столетия, в период гуманистических утопий. Слово «утопия» означает буквально «место, которого нет». Католический священник Томас Мор (1478-153 5) в своей небольшой книжке «Утопия» впервые изобразил общество, в котором все всегда поступают разумно, а лидеры которого, что особенно подчеркивается, обладают всеми научными знаниями своего времени и руководствуются ими. Вплоть до появления пьес Шекспира эта книга была самой читаемой в Европе, особенно в Англии. Идея научного и технического прогресса родилась в XVII веке. Необходимой предпосылкой этой идеи было радикальное изменение представления о времени—переход от циклического времени традиционных аграрных цивилизаций к «стреле времени» христианского общества. Благодаря промышленной революции прошлого века вера в прогресс приобрела характер религиозного убеждения. Мало кто подвергал сомнению благодетельность научного и технического прогресса. Повышение уровня жизни, каждодневные чудеса науки и техники убеждали в том, что наука гарантирует безграничный прогресс человечества во всех сферах жизни. К настоящему времени, однако, наука потеряла статус «ключа к утопии». Не только экологический кризис, Чернобыльская катастрофа, но и специальные исследования ученых вызывают чувство тревоги и настороженности в оценке научно-технического прогресса. В 1991 году на Всемирной экологической конференции в Рио-де-Жанейро со всей определенностью было показано, что нынешний характер производства и потребления в промышленно развитой части мира подрывают системы, поддерживающие жизнь на Земле. Генеральный секретарь конференции в Рио Морис Стронг заявил: «Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху». Таким образом, если человечество будет продолжать жить так, как жило до этого, то оно познает, что такое конец света. Под концептуальными документами конференции поставили подписи главы государств или правительств практически всех стран мира. Это вселяет надежду и свидетельствует об отказе, по крайней мере в принципе, от прежних моделей развития. Впервые заявлено о намерении претворить в жизнь концепцию «устойчивого развития» (sustainable development).
Стр.2