ISBN 9785971802105
Отражены основные виды и формы взаимоотношений турист
ской фирмы и авиакомпании: договор на квоту мест на регулярные
авиарейсы, системы компьютерного бронирования и резервирова
ния авиабилетов, агентское соглашение, чартеры. <...> Приведены мотивационные программы по привлечению
часто летающих пассажиров. <...> В приложении даны коды основных
мировых авиакомпаний. <...> Преимуществом такого сотрудничества
является то, что при формировании загрузки своих рейсов авиа
компания работает не с каждым пассажиром индивидуально, а с
турфирмой – оптовым покупателем перевозки. <...> Бельгийская авиакомпания Sabena создала кооперативное об
щество Trans air international, швейцарская авиакомпания Swissair
владеет частью акций известной туристской фирмы Kuony. <...> Круп
нейшая британская авиакомпания British airways также владеет
собственными туристскими фирмами Sovran и Enterprise. <...> Объединение авиационных и туристских предприятий проис
ходит также путем приобретения туристскими фирмами авиаком <...> Американская авиакомпания ТВА приобрела в эти годы зару
бежные гостиницы фирмы Hilton. <...> Французская авиакомпания Air France создала гостиничные
филиалы Rele arien France и отель France International, при объеди
нении которых в 1972 г. образовалась сеть Meridian, состоящая из
20 гостиниц, находящихся в различных частях земного шара. <...> БРОНИРОВАНИЕ АВИАБИЛЕТОВ ЧЕРЕЗ
АГЕНТСТВО АВИАКОМПАНИИ
(ТЕКУЩЕЕ БРОНИРОВАНИЕ)
Значительная часть работы туристского агентства по организа
ции авиационных путешествий выражается в составлении марш
рутов по требованию и с учетом пожеланий клиента. <...> В рамках организации туристских путешествий существует не
сколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:
– можно на общих основаниях бронировать места и выкупать
авиабилеты для своих туристов (текущее бронирование);
– можно заключить с авиакомпанией договор на квоту мест;
– можно бронировать места в самолетах через компьютерные
системы бронирования и Интернет;
– можно заключить с авиакомпанией <...>
Менеджмент_транспортных_услуг__авиационные_перевозки_в_туризме..pdf
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Е. Н. ИЛЬИНА
МЕНЕДЖМЕНТ
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ:
авиационные перевозки
в туризме
Утверждено
научно-методическим советом РМАТ
в качестве учебника для студентов,
обучающихся по специальностям
«Менеджмент организации» и «Туризм»
Москва
«Советский спорт»
2007
Стр.1
УДК 33
ББК 65.43/65.37
И46
РЕЦЕНЗЕНТ
Т. Ю. Иванова, генеральный директор
туристского агентства «ЭлитМ»
ВВЕДЕНИЕ
Ильина Е. Н.
И46
Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевоз
ки в туризме [Текст] : учебник / Е. Н. Ильина. – М. : Совет
ский спорт, 2007. – 144 с. : ил.
ISBN 9785971802105
Отражены основные виды и формы взаимоотношений турист
ской фирмы и авиакомпании: договор на квоту мест на регулярные
авиарейсы, системы компьютерного бронирования и резервирова
ния авиабилетов, агентское соглашение, чартеры. Рассмотрены виды
поездок и авиарейсов, тарифы и скидки, факторы, влияющие на
стоимость авиабилета, деятельность малой и бизнесавиации в ту
ризме. Приведены мотивационные программы по привлечению
часто летающих пассажиров. В приложении даны коды основных
мировых авиакомпаний. В конце каждой главы приведены конт
рольные вопросы для самопроверки знаний.
Для студентов высших учебных заведений туристского профиля.
УДК 33
ББК 65.43/65.37
Туризм на дальние расстояния (особенно в короткие сроки)
неразрывно связан с авиационными перевозками. На некоторых
авиалиниях основные потоки пассажиров состоят преимуществен
но из туристов. Поэтому ясно, что авиационная и туристская ин
дустрии взаимно заинтересованы в сотрудничестве и развитии.
По данным ВТО*, средний годовой процент прироста туристс
ких поездок за последние 15 лет составляет 4%.
В 70х гг. XX в. практически все основные авиационные компа
нии стран Запада начали уделять серьезное внимание туристско
му и гостиничному делу как мотиватору туристских пассажиро
потоков, т.е. активно интегрировались в туристскую деятельность.
Авиакомпании уделяют большое внимание сотрудничеству
с туристскими фирмами. Преимуществом такого сотрудничества
является то, что при формировании загрузки своих рейсов авиа
компания работает не с каждым пассажиром индивидуально, а с
турфирмой – оптовым покупателем перевозки. Это существенно
упрощает формирование загрузки рейса и способствует ее стаби
лизации. Для турфирмы основное преимущество такого сотруд
ничества заключается в возможности получать льготные условия
по авиаперевозкам.
Крупные авиакомпании стремятся сами проникнуть в сферу де
ятельности туристских фирм. Так, в 1968 г. Air France создала турист
скую компанию Sot air, которая занимает одну из лидирующих по
зиций по торговому обороту среди туроператоров Франции.
Бельгийская авиакомпания Sabena создала кооперативное об
© Ильина Е. Н., 2007
© Российская международная академия
туризма, 2007
ISBN 9785971802105
2
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2007
щество Trans air international, швейцарская авиакомпания Swissair
владеет частью акций известной туристской фирмы Kuony. Круп
нейшая британская авиакомпания British airways также владеет
собственными туристскими фирмами Sovran и Enterprise.
Объединение авиационных и туристских предприятий проис
ходит также путем приобретения туристскими фирмами авиаком
* ВТО – Всемирная туристская организация (WTO – World Tourism
Organization).
3
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................................................................3
1. Виды взаимоотношений туристской фирмы
и авиакомпании. Бронирование авиабилетов
через агентство авиакомпании
(текущее бронирование) ...............................................................5
2. Договор с авиакомпанией на блок мест
и квотирование на регулярных авиарейсах ........................ 13
3. Бронирование авиабилетов через системы
компьютерного бронирования и резервирования............. 19
3.1. Крупнейшие системы компьютерного
бронирования и резервирования............................... 19
3.2. Сотрудничество туристских фирм
с компьютерными системами бронирования
и резервирования ............................................................ 24
4. Агентское соглашение с авиакомпанией ............................. 29
5. Авиабилет и факторы, влияющие на его стоимость........ 37
6. Виды поездок и авиарейсов. Тарифы и скидки ................ 42
7. Оформление авиабилетов.......................................................... 69
8. Программы авиакомпаний
по привлечению пассажиров ................................................... 84
9. Организация чартерных авиаперевозок ............................. 104
10. Малая и бизнесавиация в туризме ..................................... 126
11. Грузовые авиаперевозки .......................................................... 133
Приложение. Коды авиакомпаний................................................ 137
Литература............................................................................................ 141
Учебное издание
ИЛЬИНА Елена Николаевна
Менеджмент транспортных услуг:
авиационные перевозки
в туризме
Учебник
Ответственный за выпуск Л.С. Плахова –
директор редакционно
издательского центра РМАТ
Редактор И.В. Мушкарина
Художник Е.А. Ильин
Художественный редактор Л.В. Дружинина
Корректор Г.П. Вергун
Компьютерная верстка Т.А. Волковой
142
143
Стр.72