Духовный мир
ПРИТЧИ
Стр.1
Духовный мир
ПРИТЧИ
Чита, «Палитра», 2013
Стр.3
УДК 882
ББК 84 (2=Рус) 7
Д 61
Печатается по решению редакционного совета
Проекта «Азбука православной культуры»
Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор
Сергеева В.А., кандидат педагогических наук,
доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ
Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор
архиепископ Читинский и Краснокаменский
Члены Редакционного совета:
Ответственный редактор Евстафий,
Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент
Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного
образования ЗабКИПКРО
Д 61
Духовный мир притчи: Пособие для учителя / Авторсоставитель
О.Е. Наделяева. – Чита: «Палитра», 2013. – 32 с., ил.
словлен тем, что в процессе преподавания любого из шести модулей,
входящих в указанный курс, на первое место выходит не обучение,
а воспитание.
Использование учителем текста притчи на уроках этого курса
му курс «ОРКСЭ», использовать притчи в учебном процессе. Кроме информации
о том, что такое притча, перечисляются свойства и функции
притч, раскрывается духовный смысл некоторых библейских притч
(«Притча о талантах», «Притча о сеятеле», «Притча о блудном сыне»).
Даны методические рекомендации по способам использования притч
и организации учебной работы с ними.
УДК 882
ББК 84 (2=Рус) 7
© Наделяева О.Е., 2013
© Издательство «Палитра», 2013
Ввод курса «Основы религиозных культур и светской этики» обуможет
стать важным опорным материалом для развития личности
ребенка, т.к. в нём заложен глубокий духовный смысл и мощный воспитательный
потенциал.
В сборнике представлен материал, помогающий учителю, ведуще
Стр.4
О ПРОЕКТЕ
«АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее
время направлены на обновление образования не только как процесса
обучения, но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности,
формирования ценностного мира человека, осознания им своего
жизненного предназначения.
Этим обусловлен ввод в стандарты средней школы нового учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Содержание
каждого модуля курса направлено на реализацию прав учащихся
на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной
культуры.
В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать
по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский
проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
По замыслу авторов, задача проекта представить справочный материал
общедоступного характера по основным темам модуля «Основы православной
культуры» (направления «Основы православного мировоззрения»,
«Основы русского домостроительства», «Храмовая архитектура», «Иконопись»,
«Православная символика» и т.п.). Это позволит учителям курса
«ОРКСЭ» значительно сэкономить время на поиск и отбор необходимой
информации и обеспечить качественную подготовку педагогов в дальнейшем
направлении работы.
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО.
Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор
ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской
епархии и читинского издательства «Палитра».
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Слышать благовествование всем позволено,
но слава благовествования предоставлена
одним искренним Служителям Христовым.
Тем, которые не могли слушать, Господь говорил
в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи.
Кирилл Иерусалимский
Введение в школы курса духовно-нравственного содержания – «Основы
религиозных культур и светской этики» – насущная необходимость
сегодняшнего дня. Глобализация образования, наряду с положительными
моментами, порождает у школьников мозаичность восприятия мира,
удаляет ученика от учителей и от других учеников, а детей от родителей.
Авторитет педагогов, к сожалению, снижается. Ослабевает воспитательное
воздействие взрослого на ребёнка. Ученики стали выступать в большей
степени как потребители знаний, «потребители культуры», а учителя
стали не учить, а оказывать образовательные услуги.
Ввод курса «Основы религиозных культур и светской этики» обусловлен,
в первую очередь, тем, что в процессе преподавания любого из шести
модулей, входящих в указанный курс, на первое место выходит не обучение,
а воспитание.
Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлена на развитие таких качеств
личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним.
Использование текста притчи на уроках может стать важным опорным
материалом, т.к. в них заложен глубокий духовный смысл и мощный
воспитательный потенциал.
В сборнике представлен материал, помогающий учителю, ведущему курс
«ОРКСЭ», использовать притчи в учебном процессе. Кроме информации о
том, что такое притча, перечисляются свойства и функции притч, раскрывается
духовный смысл некоторых библейских притч («Притча о талантах», «Притча
о сеятеле», «Притча о блудном сыне»). Даны методические рекомендации
по способам использования притч и организации учебной работы с ними.
4
Стр.6
ЧТО ТАКОЕ ПРИТЧА?
С точки зрения литературы, притча – это короткое, сжатое нравоучение
в прозаической или стихотворной форме. Реальность в притче явлена вне
хронологических и территориальных примет, зачастую без указания конкретных
исторических имён действующих лиц.
С философской точки зрения, притча – история, используемая в качестве
иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притчи – это
не просто истории, занимательные рассказы обо всём на свете, в них хранится
мудрость веков.
Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей: «при» и
«тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот
же самый, что и в слове «предтеча».
Притчи, кажущиеся на первый взгляд простыми, несут в себе настоящую
глубинную мудрость человечества, поэтому признаны действенным средством
нравственного становления человека. Их ценность – в отсутствии назидательных
нравоучений.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие
основу мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие,
мудрость, трудолюбие, прощение, честность, высокомерие; показан образ
жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Стоит признать, что притча доступна детям 11-12 лет, соответствует их
психолого-педагогическим особенностям, обладает познавательной привлекательностью
и имеет высокий потенциал для общего развития школьников,
поскольку притча должна быть разгадана, понята в результате самостоятельной
интеллектуальной работы учащегося.
Притчи хорошо запоминаются благодаря необычному сюжету, неожиданным
вопросам и ещё более неожиданным ответам, а также едва заметной
иронией над человеческими страстями.
Свойства притчи:
• лаконична;
• универсальна;
• предлагает способы разрешения конфликтной ситуации;
• даёт возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки,
не используя агрессивность, т.к. в притче осуждается не человек, а порок;
• строится на сравнении;
• предполагает мыслительную деятельность.
По мнению исследователя Н.В. Логиновой, с помощью притч раскрываются
традиции народа. Знания, заключённые в такую форму выражения,
имеют многоуровневую систему. Каждый человек может воспользоваться
только тем уровнем, который соответствует уровню его бытия.
Считается, что такая форма передачи Истины стала необходимой из-за
неспособности людей воспринимать новые истины в отвлечённой форме,
тем более что многие истины, высказанные прямо, вызывают у слушате5
Стр.7