.
ISBN 978-5-98704-584-8
Изложены основные психологические проблемы организационной
жизни современных компаний. <...> Психолог-консультант: положение в организации, деловые
компетенции и профессионально значимые качества ......................279 <...> Как и другие виды консалтинговой деятельности, организационно-психологический консалтинг направлен на улучшение
качества руководства, повышение эффективности деятельности
компании в целом и увеличение индивидуальной производительности труда каждого работника. <...> Особое значение организационно-психологический консалтинг приобретает в условиях современных социальных и экономических вызовов. <...> На основе разработок, выполненных в сфере менеджмента, организационной психологии, психологии труда и управления, складывается особая профессиональная деятельность психологов психологическое консультирование организаций. <...> В США
профессия организационного психолога существует уже более
10
Введение
восьмидесяти лет. <...> Изучение организационных процессов в условиях идущих
изменений, т.е. организационное развитие, выходит в России
также на первый план. <...> Понятие профессиональной
пригодности начинает работать в исследованиях наряду с понятием
«профессиональная перспективность». <...> Некоторые организационные факты и формирование
запроса на психологическое консультирование
Основные ценности общества в современных условиях создаются в организациях. <...> Таблица 1.1
Организационные факты и их психологическое содержание
Организационный факт
Проблема психологии управления <...> Процесс может, действительно, иметь
и обратную направленность, но в том случае, если в организации
(структурном подразделении) действуют косвенные методы управления, особенно такие системные, как организационная культура. <...> Психология организационного развития
нает сам искать занятость. <...> В противном случае новый, изначально мотивированный сотрудник, столкнувшись с неразрешимыми проблемами
нравственного плана, вступит <...>
Основы_психологического_консультирования_организаций__Учебное_пособие_.pdf
Л.Н. Захарова
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом»
и специальности «Менеджмент организации»
Москва
Логос
2012
Стр.1
УДК 159.9(07)
ББК Þ959.18ÿ73
Ç-18
Серия подготовлена в 2003 году
Р е ц е н з е н т ы
Ю.К. Стрелков, доктор психологических наук, профессор
А.И. Фукин, доктор психологических наук, профессор
Захарова Л.Н.
З-38 Основы психологического консультирования организаций: учеб. пособие
/ Ë.Í. Çàõàðîâà. – Ì.: Ëîãîñ, 2012. – 432 ñ. – (Íîâàÿ университетская
библиотека).
ISBN 978-5-98704-584-8
Изложены основные психологические проблемы организационной
жизни современных компаний. По результатам авторских исследований
дан анализ психологических барьеров организационного развития, показаны
основные подходы к их преодолению в процессах сотрудничества
менеджмента предприятий и психологов-консультантов. В конце каждой
главы приведены вопросы и задания для контроля знаний. В приложении
представлены конкретные ситуации, диагностические материалы и методические
рекомендации.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по
направлениям «Управление персоналом», «Менеджмент», специальности
«Менеджмент организации». Может использоваться в учебном процессе
вузов при подготовке кадров по широкому кругу направлений и специальностей
в области управления и психологии. Представляет интерес для слушателей
учебных подразделений повышения квалификации руководящего
состава и специалистов кадровых служб.
УДК 159.9(07)
ББК Þ959.18ÿ73
ISBN 978-5-98704-584-8
© Ëîãîñ, 2012
© Захарова Ë.Í., 2012
© Логос
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................7
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Некоторые организационные факты и формирование запроса
на психологическое консультирование ................................................12
1.2. Управление человеческими ресурсами и эффективность
современной êîìïàíèè: психологические аспекты ............................34
1.3. Человек в организации ..........................................................................45
1.3.1. Некоторые вопросы психологии управления организационной
жизнью ..........................................................................................45
1.3.2. Основные подсистемы организационной жизни .......................47
1.3.3. Организационная культура как социально-психологический
контекст жизни компании ...........................................................52
1.3.4. Согласованность характеристик организационных подсистем
в компаниях с разным типом доминирующих ценностей ........58
1.4. Психологические барьеры организационного развития .....................65
1.4.1. Парадигма управления как организационное основание
работы психолога-консультанта ..................................................65
1.4.2. Неосознаваемые ценностные противоречия персонала ............72
1.4.3. Аморфная организационная культура .........................................80
1.4.4. Социально-психологические стереотипы менеджеров ..............83
1.4.5. Стиль принятия решений ............................................................87
1.4.6. Противоречия в мотивации персонала .......................................90
1.5. Выводы ....................................................................................................95
Вопросы и задания ........................................................................................97
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
2.1. Цели и содержание деятельности .......................................................100
2.2. Типы консультационной деятельности ..............................................107
2.3. Место и функции психолога-консультанта в управленческих
консалтинговых ïðîåêòàõ. Основные направления ОПК .................117
2.3.1. Общие сведения ..........................................................................117
2.3.2. Менеджмент тотального качества .............................................118
2.3.3. Управление на основе сбалансированной системы
показателей ...........................................................................................124
2.3.4. Клиенториентированная компания ...........................................133
2.3.5. Группы улучшения качества ......................................................139
2.4. Основные этапы ОПК ..........................................................................144
2.4.1. Общие сведения ..........................................................................144
2.4.2. Стадия профессионального самоопределения консультанта ..147
2.4.3. Предконтрактная стадия ОПК ..................................................153
2.4.4. Контрактная стадия ОПК .........................................................157
2.4.5. Стадия завершения взаимодействия ........................................160
2.5. Досье проекта ........................................................................................162
Стр.3
4
Оглавление
2.6. Выводы .................................................................................................177
Вопросы и задания ......................................................................................179
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1. Проблемы в определении теоретико-методологических
основ ОПК ............................................................................................181
3.2. Деятельностный подход как методологическое основание ОПК:
мотивационно-целевое обеспечение индивидуальной
и организационной деятельности ......................................................190
3.3. Деятельностный подход как методологическое основание ОПК:
исполнительское обеспечение индивидуальной
и организационной деятельности .......................................................201
3.4. Рефлексивно-деятельностное проектирование решений
организационных проблем как технология ОПК:
общие положения .................................................................................214
3.4.1. Основные принципы технологии Р-Д
проектирования индивидуальной, управленческой
и организационной деятельности .............................................214
3.4.2. Этапы и некоторые алгоритмы реализации технологии Р-Д
проектирования индивидуальной и организационной
деятельности ...............................................................................220
3.4.3. Принципы разработки (модификации) психологической
составляющей в системе управления организацией ................230
3.5. Методы в психологическом консультировании организаций ..........236
3.5.1 Общие сведения ...........................................................................236
3.5.2. Переговоры .................................................................................237
3.5.3. Методы сбора информации .......................................................241
3.5.4. Полифункциональные методы ..................................................267
Выводы ........................................................................................................273
Вопросы и задания ......................................................................................276
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КОНСУЛЬТАНТА
4.1. Психолог-консультант: положение в организации, деловые
компетенции и профессионально значимые качества ......................279
4.1.1. Критерии профессионализма консультанта .............................279
4.1.2. Знания и психологический облик консультанта ......................289
4.1.3. Мотивация консультанта и готовность к работе
в адхократическо-деловой парадигме управления ...................294
4.2. Формирование проектной группы .......................................................299
4.3. Управление групповым творчеством ...................................................317
4.3.1. Принципы управления групповым творчеством ......................317
4.3.2. Социально-психологические и организационнопсихологические
особенности творческой команды ..............329
4.3.3. Методы творческого решения проблем ....................................333
Стр.4
Оглавление
5
4.4. Этика в организации отношениях и работе
ïñèõîëîãà-êîíñóëüòàíòà.......................................................................335
4.4.1. Основные профессионально важные качества консультанта ..335
4.4.2. Детерминация этичного поведения ..........................................335
4.4.3. Рефлексивная технология ценностного самоопределения .....337
Выводы ........................................................................................................354
Вопросы и задания ......................................................................................357
Заключение ..................................................................................................360
Литература ....................................................................................................363
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебные ситуации ............................................................370
Приложение 2. Фрагменты консалтинговых проектов .............................383
Приложение 3. Диагностические методики ..............................................394
Приложение 4. Этика в профессиональной деятельности .....................408
Приложение 5. Программа практикума «Психология эффективных
ïðîäàæ. Консультирование торгового предприятия» ...............................421
Стр.5