Всероссийский ежемесячный научнотехнический и производственный журнал
Издается с декабря 1939 г.
УЧРЕДИТЕЛИ
акционерные общества:
«Компания Главмосстрой»,
«Мосстроймеханизация1»,
«Механизация2»,
«Мосстроймеханизация №4»,
«Мосстроймеханизация5»,
«Mособлинжстрой»;
Московский государственный
строительный университет
Уважаемые читатели!
Сердечно поздравляем вас
с Новым Годом,
желаем здоровья, счастья
и успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночная экономика
Николаев С.Н., Филатов А.Л., Щепкина М.С.
Эксплуатационная надёжность – главная характеристика работы
строительных машин ...........................................................................2
Развитие средств механизации
Кравченко И.Н., Тростин В.П., Ерофеев М.Н., Мухортов А.Л.,
Королёв В.Н. Опыт разработки и эксплуатации технологического
оборудования строительной индустрии ...............................................5
Ханин С.И., Воронов В.П., Солодовников Д.Н. Трубная
шаровая мельница с внутримельничным классифицирующим
устройством .........................................................................................9
Качество и надёжность
Чулкова И.Л., Санькова Т.А., Кузнецов С.М. Организационнотехнологическая
надёжность производства железобетонных
конструкций ......................................................................................13
Проектирование
Кудрявцев Е.М. КОМПАС-3D. Моделирование, проектирование
и расчёт механических систем ..........................................................17
Исследования
Вэньчже Ян. Анализ системы автоматического управления
насосной установкой механизированной крепи ................................23
Выставки, ярмарки
Калантаров Ю.М. «Мир стекла-2008» ............................................. 24
Лабунский А. В. Новые приборы контроля и диагностики для строительной
отрасли ....................................................................................
Нормативно-технические материалы
ОАО «ЦПП в строительстве» ..............................................................32
Журнал зарегистрирован в Федеральном агентстве по печати
и массовым коммуникациям.
Рег. № 1461
от 4 сент. 1995 г.
Издательская лицензия № 065354 от 14.08.97
Москва
© «Издательство «Ладья», журнал «Механизация строительства», 2009
Механизация
строительства
2009 1
январь
(775)
В организационнотворческое
сотрудничество с «МС»
вступили:
Комплекс архитектуры,
строительства, развития
и реконструкции города при
Правительстве Москвы,
Федеральное агентство
по строительству и
жилищнокоммунальному
хозяйству,
акционерные общества:
«Вертикаль»
«ЦНИИОМТП»,
«ВНИИСТРОЙДОРМАШ»,
«Трансстроймаш»,
«СТЭК» (СанктПетербург),
трест «Мобильспецстрой»,
«Фирма МС Консалтинг»,
Ассоциация работников ЖКХ
Калининградской области
Журнал включен в утвержденный
ВАК РФ Перечень ведущих научных
журналов и изданий, выпускаемых в
Российской Федерации
Стр.1
Механизация
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 69.002.51.004.1:62–192
С.Н. Николаев, генеральный директор, д-р техн. наук, проф.,
академик РАПК, А.Л. Филатов, директор по строительной
технике, М.С. Щепкина, исполнительный директор (000 «Фирма
МС Консалтинг)
Эксплуатационная надежность –
главная характеристика работы
строительных машин
В практике производства, продаж,
аренды, сервиса и эксплуатации
машин часто используется термин
«надежность». Однако нередко
использующие этот термин недостаточно
четко представляют, что
под этим подразумевается. Кроме
того, большей частью характеристики
эксплуатационной надежности
машин не планируются и
не оцениваются.
Для полного представления о
понятии «эксплуатационная надежность
машины», по нашему мнению,
следует знать ответы на следующие
вопросы.
– Какова формулировка термина?
–
Как измеряется надежность?
– Как влияют характеристики надежности
работы машины на успех
предприятия, ее использующего?
– Кто влияет на уровень надежности?
–
Как формируется уровень надежности
на всех стадиях создания,
производства и эксплуатации
машины?
– Как оценить товар*, предлагаемый
определенным поставщиком
машины, с позиции надежности?
Ниже приведены ответы на поставленные
вопросы. Они основываются
на определенных теоретических
положениях, анализе лучшего
мирового опыта и собственных
суждениях авторов.
В отличие от надежности машины,
проявляемой на стадии проектирования
и производства, ниже
разговор ведется о ее надежности,
проявляемой при эксплуатации у
определенного потребителя. Поэтому
ее называют «эксплуатационной
надежностью». Более правильно
говорить не об эксплуата*
Товар, как известно, включает
материальную часть (машина
и др.) и нематериальную часть –
сопутствующие продаже машины
услуги.
2
ционной надежности машины, а
об эксплуатационной надежности
ее работы. Последняя включает в
качестве элементов саму машину,
организацию как ее эксплуатации,
так и сервиса.
Как известно, под эксплуатационной
надежностью машины
понимается сохранение работоспособности
при использовании
в течение определенного промежутка
времени. В свою очередь,
под нарушением работоспособности
машины понимается остановка
ее работы по техническим
причинам (из-за поломки элемента,
вследствие достижения предельного
состояния и др.).
Формирование уровня эксплуатационной
надежности характеризуется
схемой (рис. 1).
В передовой практике используют
ряд важных для потребителей
показателей эксплуатационной надежности.
В
качестве основных обобщенных
показателей уровня надежности
машины (А, см. рис. 1) за
календарный период времени Тк
используются:
товности Кт.г.
коэффициент технической го=
Траб
/( Траб
+ Трем.
),
где Траб
ч); Трем.
– время работы машины (в
время технического обслуживания
и диагностирования (в ч), приходящееся
на плановое время работы
машины.
– время ремонта машины
(в ч), приходящееся на плановое
время ее использования;
коэффициент технического использования
Кт.и.
+ ТТО
+ Тд.
), где ТТО
= Траб.
и Тд.
– суммарное
/ ( Траб.
+ Трем.
Основными показателями
группы мер Б (рис. 1) для машин
за период времени Тк.
среднее время То.р.
являются:
(в ч) между
остановками машины из-за ремонтов;
остановками
машины из-за проведения
технического обслуживания;
среднее
время То.ТО
остановками машины между проведением
мер по диагностированию.
среднее
время То.д.
Основными показателями
группы мер В (рис. 1) за период
времени Тк.
являются:
Трем.1
среднее время одного ремонта
(в ч);
среднее время одного технического
обслуживания ТТО1
(в ч);
Возможность работы
машины без остановок
из-за нарушения
работоспособности
Б
Уровень эксплуатационной
надежности машины
А
Возможность
по восстановлению
работоспособности
машины
В
Рис. 1. Схема формирования уровня эксплуатационной надежности
машины
© С.Н. Николаев, А.Л. Филатов, М.С. Щепкина, 2009
строительства № 1 — 2009
(в ч) между
(в ч) между
Стр.2
Механизация
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Между группами показателей А,
Б и В для одной машины имеются
следующие взаимосвязи:
среднее время одного диагностирования
Тд.1
(в ч).
Кт.г.
= Траб.
/ ( Траб.
= 1/ (1 +
Кт.и.
= 1/ (1 +
+
Траб.
Трем.1
То.р.1
Трем.1
То.р.1
+
х Трем.1
То.р.1
);
ТТО1
То.ТО1
+
Тд.1
То.д.1
Различают планируемые и фактические
значения показателей эксплуатационной
надежности. Соответственно
их привязывают к году
эксплуатации машины (1-й, 2-й и
т.д.) и условиям работы (природноклиматическим
и виду выполняемых
работ). Следует иметь в виду, что
уровень надежности отдельной машины
уменьшается за период экс)
)
=
плуатации. Особенно интенсивно
это наблюдается после 3—4-х лет
использования.
– 20 дней. Следует отметить, что
характеристики эксплуатационной
надежности оказывают непосредственное
влияние на другие
важнейшие характеристики работы
= 3 – 6 ч. В российской практике
часто То.р.
= 40 – 100 ч, Трем.1
= 120 – 200 ч, Трем.1
= 5
На уровне строительной
организации могут быть
улучшены следующие
показатели:
- уменьшается
потребность в технике;
- снижается
себестоимость работ;
- повышается
На месте работы
машины могут быть
улучшены следующие
показатели:
- сокращаются потери
всех видов ресурсов;
- сокращаются затраты на
эксплуатацию;
- повышается техническая
производительность;
- уменьшается брак в
работе;
- сокращается травматизм;
- обеспечивается
выполнение плановых
заданий;
- снижается
психологическая
напряженность
персонала и др.
- увеличивается прибыль;
- повышается
производительность
труда;
- уменьшаются простои
машины по техническим
причинам;
конкурентоспособность;
- повышается
ликвидность машин;
- обеспечивается
- улучшается
психологическая
атмосфера и др.
выполнение плановых
задач;
В передовой практике широко
используются эффективные информационные
системы, позволяющие
определять показатели надежности
отдельных машин за календарный
промежуток времени. По отношению
к лучшим мировым образцам
машин применительно к конкретной
модели техники можно различить
высокий, средний и низкий уровень
эксплуатационной надежности,
характеризуемый определенными
значениями ее показателей.
Прогрессивные значения важнейших
показателей эксплуатационной
надежности машины составляют:
То.р.
машины, такие как эксплуатационная
производительность и эксплуатационная
экономичность. В
составе последней существенными
являются потери от простоев
машин по техническим причинам
(Пт.п.
), которые практически не учитываются
в российской практике.
Приблизительно Пт.п.
ются как:
Пт.п.
ная ставка машины в руб./ч.
где Ач
Значимость показателя Пт.п.
может быть проиллюстрирована
следующими данными. Например,
за полгода машина проработала
(Траб.
Трем.1
руб./ч, Пт.п.
= 24 ч (8 ч х 3 дня), Ач
) 1000 ч, То.р.
х 1600 = 1,23 млн. руб.
Характеристики надежности также
влияют на экономически целесообразный
срок службы машины и
ее цену при продаже после определенного
срока применения. Таким
образом, можно утверждать, что
характеристики эксплуатационной
надежности по сравнению с
другими характеристиками оказывают
наибольшее влияние на успех
деятельности потребителя этой
машины. Они являются важнейшими
показателями ее потребительской
ценности.
Влияние уровня эксплуатационной
надежности машины на полезные
результаты от использования
машины у потребителя отражены
схематично (рис. 2).
Вполне очевидно, что в доНа
уровне объектов
строительства могут быть
улучшены следующие
показатели:
- обеспечивается
соблюдение сроков
строительства;
- повышается качество
строительства;
- уменьшается
вероятность завышения
сметной стоимости
строительства;
- повышается
стабильность работы;
- снижаются
психологические
нагрузки и др.
Рис. 2. Положительное влияние повышения уровня эксплуатационной
надежности машины на полезность ее использования потребителем
№
1 — 2009
строительства
стижении определенного уровня
эксплуатационной надежности
машин участвуют предприятия
(подразделения), осуществляющие
ее проектирование, изготовление
и эксплуатацию. В свою очередь,
возможны следующие сочетания
предприятий, участвующих в достижении
требуемого уровня надежности
машины:
производитель, дилер, потребитель;
производитель,
дилер, арендное
предприятие, потребитель;
производитель, потребитель и
др.
Основное внимание уделяется
первому сочетанию как наиболее
распространенному. При необходимости
рассматриваемое ниже
распределение функций по формированию
уровня надежности может
быть распространено на любое сочетание.
Схема
формирования опреде3
=
80 ч,
= 1600
= [1000 / (1 + 24/80)] х
= Трем.
· Ач
= Траб.
· Ач
рассчитываТрем.1
/
(1 +
),
– средняя часовая арендТо.р.1
Повышение
уровня эксплуатационной
надежности машины
Стр.3