Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Прощай, загадочная Биармия: записки краеведа (220,00 руб.)

0   0
АвторыТунгусов Александр Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц68
ID270462
АннотацияПублицистические материалы, собранные под названием «Прощай, загадочная Биармия», повествуют об истории заселения Двинской земли (современной территории Архангельской области) разными народами. Написаны в форме очерков с целью привлечения внимания и популяризации вопросов истории и краеведения и рассчитаны на широкую аудиторию. Автор – старейший журналист и краевед, участник Великой Отечественной войны, печатался в периодических изданиях и сборниках Архангельской области, России и Германии. В 2000-е вышло 6 книг. Почетный гражданин Верхнетоемского района Архангельской области и лауреат премии имени К.П. Гемп в области культуры, удостоен знака «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов России.
Прощай, загадочная Биармия: записки краеведа / А.А. Тунгусов .— : [Б.и.], 2014 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/270462 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сыновьям Вениамину и Владимиру – моим верным помощникам в работе – посвящаю Александр ТУНГУСОВ ПРОЩАЙ, ЗАГАДОЧНАЯ БИАРМИЯ Записки краеведа Архангельск 2014 УДК 94(470.11)(081) ББК 63.3(235.1)41-27я44 Т 84 Т 84 Тунгусов, Александр Александрович. <...> Написаны в форме очерков с целью привлечения внимания и популяризации вопросов истории и краеведения и рассчитаны на широкую аудиторию. <...> Автор – старейший журналист и краевед, участник Великой Отечественной войны, печатался в периодических изданиях и сборниках Архангельской области, России и Германии. <...> Почетный гражданин Верхнетоемского района Архангельской области и лауреат премии имени К.П. Гемп в области культуры, удостоен знака «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов России. <...> 7 *** Так вышло, что в середине 1950-х меня, редактора районной газеты, перевели из Верхней Тоймы в Нарьян-Мар корреспондентом областной газеты «Правда Севера» по Ненецкому округу. <...> В № 3 за 2000 г. мое внимание привлекла публикация ученого Владимира Щербакова «Город богов открыт». <...> Наряду с рассказом о подвигах скандинавских богов, городе Асгарде, было и описание рощи, которая его украшала. <...> Зачарованный городом богов, он решил прежде всего установить, есть ли такие деревья вообще. <...> Перечитывая «Эдду», нашел зацепку: прототип города богов расположен, якобы, восточнее Дона. <...> Приведу здесь более позднюю информацию из «Правды Севера» от 9 ноября 2007 г. Доцент Поморского университета Татьяна Минаева сообщила, что с 1980 г. действует студенческий отряд «Биармы», работающий экскурсоводами на Соловецких островах. <...> Он уверен: поселение биармов в нижнем течении р. <...> Северной Двины существовало уже в IX в., а в сер. <...> Автор публикации полагает, что поселение это не исчезло бесследно, что биармы и их потомки поморы продолжали и продолжают жить, не забывая этнического самоназвания, оставшегося от предков. <...> Первую книгу своего труда «Русский Север»4 он начал с главы «Биармия: легенда или реальность <...>
Прощай,_загадочная_Биармия_записки_краеведа.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Прощай,_загадочная_Биармия_записки_краеведа.pdf
Александр ТУНГУСОВ ПРОЩАЙ, ЗАГАДОЧНАЯ БИАРМИЯ Записки краеведа Архангельск 2014
Стр.3
УДК 94(470.11)(081) ББК 63.3(235.1)41-27я44 Т 84 Т 84 Тунгусов, Александр Александрович. Прощай, загадочная Биармия : записки краеведа / Александр Тунгусов. – Архангельск : КИРА, 2014. – 67 с. : ил., фот. Агентство CIP Архангельской ОНБ Публицистические материалы, собранные под названием «Прощай, загадочная Биармия», повествуют об истории заселения Двинской земли (современной территории Архангельской области) разными народами. Написаны в форме очерков с целью привлечения внимания и популяризации вопросов истории и краеведения и рассчитаны на широкую аудиторию. Автор – старейший журналист и краевед, участник Великой Отечественной войны, печатался в периодических изданиях и сборниках Архангельской области, России и Германии. В 2000-е вышло 6 книг. Почетный гражданин Верхнетоемского района Архангельской области и лауреат премии имени К.П. Гемп в области культуры, удостоен знака «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов России. УДК 94(470.11)(081) ББК 63.3(235.1)41-27я44 © Тунгусов А.А., 2014 © Изд-во «КИРА», 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ От автора .......................................................................... 6 Такие похожие судьбы .................................................... 7 Прощай, Биармия .......................................................... 16 Про чудь легендарную. ................................................. 23 По следам преданий ...................................................... 33 Сага о еми ...................................................................... 49 Откуда взялась Тойма на Двине ................................... 53 5
Стр.5
ОТ АВТОРА Еще учась в Верхнетоемской средней школе, отправил заявление о приеме в Ленинградский институт журналистики. Ответили, что для поступления необходим стаж работы в печати. Пошел в редакцию нашей районной газеты «За новый Север». Там обрадовались моему приходу, и 2 июля 1937 года с удостоверением в кармане я отправился пешком в первую командировку на лесобазу Сухой Нос. С тех пор и продолжаю хождения в народ. Школьное увлечение краеведением расширило тематику моих публикаций, позволило восстановить забытые имена, события, истории. Думаю, что и эти записки расширят представление читателя о нашем прошлом, а для кого-то станут и откровением, поскольку касаются интересных исторических и географических фактов. Я тоже не ставлю точку, скорее, даю повод для размышлений. 6
Стр.6
ТАКИЕ ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ Скажу сразу: имею в виду ненцев, венгров и исландцев. Кто-то из читателей, взглянув на карту или представив ее, возможно, скажет: «Что может быть общего у архангельских кочевников с обитателями на Дунае и затерявшимися где-то островитянами?» При этом едва ли кто решится проверить свои сомнения с помощью энциклопедии или других источников, как мы поступаем, разгадывая кроссворды и сканворды. У меня интерес к теме возник не случайно. В 1945 г., вскоре после войны, наш полк перебросили из Словакии на юг Венгрии – в шахтерский город Печ. С наступлением холодов личный состав из лагерей перевели в казарму, нас, офицеров, разместили по частным квартирам. Я оказался в семье железнодорожника. Мне отвели небольшую комнатку, привезли машину угля. С хозяйкой общались на немецком, который она знала хорошо, а я плохо. Как-то в аптеке увидел только что изданный в Будапеште «Русско-венгерский разговорник». Как было не купить! И уж никак не думал, что он когдалибо мне понадобится. А ведь пригодился! 7
Стр.7
* * * Так вышло, что в середине 1950-х меня, редактора районной газеты, перевели из Верхней Тоймы в Нарьян-Мар корреспондентом областной газеты «Правда Севера» по Ненецкому округу. Поездив по тундрам, простирающимся от Белого до Карского моря, без привычных взору лесов и полей, близко познакомившись с их хозяевами, я открыл для себя сказочную страну кочевого народа, именуемого ранее самоедами. И это в наше-то время! Почти что рядом, за мезенскими лесами! Раскосые, скуластые, смуглолицые, с непонятной речью и гортанным говором, в непохожей на нашу одежде, они словно спустились сюда, в Заполярье, вместе со своими олешками с какой-то планеты. В действительности же путь их в наши края был долгим и тяжелым. Как считает большая часть ученых, общие предки самодийских племен (ненцев, энцев, нганасанов, селькупов) в древности жили и на юге Сибири по отрогам Саяно-Алтайского нагорья, но из-за вторжения воинственных тюркских племен в V веке им пришлось покинуть эти места и переселиться на север. Удалось уйти не всем. Часть осталась под завоевателем, но родной язык помнили, о чем свидетельствуют ученые, побывавшие в свое время у самодийских родов мадоров, тофалов, тувинцев. Записанные от них слова похожи на ненецкие. Для меня было неожиданностью найти на 8
Стр.8
карте Ненецкого округа 1930-х гг. название «Мадорская школа» в Большеземельской тундре. Л. Хомич пишет, что прибывшие на север ненцы не знали моря, и поэтому их слова, обозначающие море, морских животных описательные: море – «пахнучая вода», морж – «клыкастый», белуха – «ластоподобная», белый медведь – «сэр (белый) варк (медведь)». Предки современных ненцев принесли на север многие элементы культуры, воспринятые ими в процессе взаимодействия с тюрками. Как отмечает Л. Хомич, среди таких элементов и ненецкие мужские пояса, подчас богато украшенные ажурными медными пластинами на медных цепочках. К поясу спереди прикреплен нож, точильный камень, а сзади клык медведя – как украшение и как оберег (талисман). Изображения подобных наборных поясов встречаются на древнетюркских каменных изваяниях, широко представленных в Южной Сибири. В наши дни они сохранились у всех групп ненцев1 . Первыми узнали о северных жителях (ненцах) новгородцы. Стремясь расширить свои владения, они, как сказано в «Повести временных лет», добрались до Полярного Урала, где встретились в 1096 г., к востоку от р. Печоры, с югорскими племенами – остяками и вогулами (ханты и манси). Ранее ханты и манси с родственны1 Хомич Л.В. Ненцы. СПб, 1994. С. 28 и 29. 9
Стр.9
ми им венгерскими уграми переместились из Сибири, но во 2-й пол. IX в. последние двинулись от Приуралья на юго-запад. Как сообщает летопись, в 890 г. венгры прошли мимо Киева. Продвигаясь далее на запад, они вторглись на территорию соседних за славянскими племенами образований и разгромили их. Где они осели окончательно – общеизвестно. Останься венгры вместе с хантами и манси по эту сторону Урала, быть бы им соседями родственных ненцев. * * * Вот держу я в руке тот самый разговорник и сравниваю его с «Русско-ненецким словарем». Сколько схожих по звучанию и по значению слов! И все потому, что в далекой древности, как утверждают ученые, у них был один общий язык, от которого отпочковались до новой эры не только самодийские, но и финно-угорские языки. Примеров тому множество. Вот только один из них. Венгерскому слову ейле, ил («жизнь») соответствует ненецкое ил, илебц, финское – елема, ело, марийское – илыш, илен. Судьба хантов и манси сложилась иначе. Они ушли сначала на север, потом под давлением новгородцев вернулись за Урал, в район р. Оби. Уже после ухода их – не позднее XIII в. – часть ненецких родов, знакомых с кочевым оленеводством, двинулась со своими стадами 10
Стр.10