Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Множественная субъективность Сёрена Кьеркегора // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 27 / 2012

0   0
АвторыТетенков Николай Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц20
ID270220
АннотацияВ статье рассматривается одна из актуальных проблем современной философии – проблема множественной субъективности. К этой теме обратился в своём творчестве датский философ С. Кьеркегор, который не только попытался теоретически осмыслить эту проблему, но и практически выразил её в концептуальных персонажах.
Множественная субъективность Сёрена Кьеркегора // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 27 / 2012 / Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.], 2012 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270220 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кьеркегор начинает предисловие к «Или-или» - произведению, которое произвело в Копенгагене, по словам современников, впечатление взорвавшейся бомбы. <...> Кьеркегор приходит к идеям, некоторые из которых уже получили мировое признание. <...> Кьеркегор фактически так и остался в тени: он не был признан современниками, а впоследствии его интерпретаторы, отталкиваясь от кьеркегоровских идей, вольно или невольно оттеснили самого С. <...> Кьеркегора немногим из комментаторов удаѐтся преодолеть сложившиеся стереотипы восприятия кьеркегоровских идей. <...> Кьеркегоре существует достаточно обширная литература, последнее слово ещѐ далеко не сказано. <...> Близки они и по стилю философствования: и тот и другой были блестящими мастерами диалога, для обоих главной темой был Человек, оба ироники и т.д. <...> Кьеркегор также обратил внимание на этот факт, указав на то, что принадлежность человека к определѐнной сфере бытия: эстетической, этической или религиозной - уже априорно задаѐт его мировосприятие. <...> Он не пытается занять точку абсолютного наблюдателя (а именно эту позицию занимает сознание в декартовской парадигме). <...> Кьеркегор трансцедентирует себя в другую, отличную от него форму человеческого бытия, пытается взглянуть на мир глазами Другого. <...> Кьеркегора разум «вещает» не с точки зрения вечности, а с точки зрения временности человеческого бытия. <...> Дело в том, что некоторые из идей, которые для современной философии представляют наибольший интерес, явно и неявно были заявлены в кьеркегоровских произведениях. <...> Одной из таких идей является идея множественной субъективности, которая заявлена в философии С. <...> Кьеркегору, появляется в поворотный момент истории, когда на смену старой действительности приходит новая. <...> Таким образом, ироник возникает в кризисный момент истории, когда перед человеком встаѐт проблема самоидентификации: отчаяние делает человека философом. <...> Здесь необходимо также отметить, что ироник вырван из обыденности <...>
Множественная_субъективность_Сёрена_Кьеркегора__Известия_Пензенского_государственного_педагогического_университета_им._В.Г._Белинского_Выпуск_№_27__2012.pdf
Множественная субъективность С. Кьеркегора © Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 27 / 2012 «Любезный читатель, тебе, конечно, уже знакомы сомнения, возникающие иногда, насчѐт истинности известного философского тезиса, что внешнее это внутреннее, а внутреннее это внешнее. Возможно, ты сам прячешь в себе тайну, что твоя душа в своѐм желании или в своѐм страдании стоит слишком дорого, чтобы ты мог открыть еѐ другим. Возможно, ты знаком с другими людьми, которые, ты чувствуешь, носят в себе такую же тайну, хотя тебе и не удалось бы силой или хитростью разоблачить еѐ»,- так С. Кьеркегор начинает предисловие к «Или-или» - произведению, которое произвело в Копенгагене, по словам современников, впечатление взорвавшейся бомбы. Так начиная с критики гегелевской Системы и гегелевской диалектики, С. Кьеркегор приходит к идеям, некоторые из которых уже получили мировое признание. Парадоксально, но это произошло благодаря Л. Шестову, Н. Бору, А. Камю и т.д., но сам С. Кьеркегор фактически так и остался в тени: он не был признан современниками, а впоследствии его интерпретаторы, отталкиваясь от кьеркегоровских идей, вольно или невольно оттеснили самого С. Кьеркегора на задний план. Более того, последующие комментаторы и интерпретаторы С. Кьеркегора задали жѐсткие рамки, связав всѐ его творчество только с экзистенциальной или религиозной философией, прежде всего такой взгляд на С. Кьеркегора был «задан» Л. Шестовым, чьѐ влияние на последующие интерпретации неоспоримо. При всѐ
Стр.1