Кьеркегор
начинает предисловие к «Или-или» - произведению, которое
произвело в Копенгагене, по словам современников, впечатление
взорвавшейся бомбы. <...> Кьеркегор приходит к идеям, некоторые из которых
уже получили мировое признание. <...> Кьеркегор
фактически
так
и
остался
в
тени:
он
не
был
признан
современниками, а впоследствии его интерпретаторы, отталкиваясь
от кьеркегоровских идей, вольно или невольно оттеснили самого С. <...> Кьеркегора немногим из
комментаторов
удаѐтся
преодолеть
сложившиеся
стереотипы
восприятия кьеркегоровских идей. <...> Кьеркегоре существует достаточно
обширная литература, последнее слово ещѐ далеко не сказано. <...> Близки они и по стилю философствования: и
тот и другой были блестящими мастерами диалога, для обоих
главной темой был Человек, оба ироники и т.д. <...> Кьеркегор также обратил внимание на этот факт, указав на
то, что принадлежность человека к определѐнной сфере бытия:
эстетической, этической или религиозной - уже априорно задаѐт его
мировосприятие. <...> Он не пытается
занять точку абсолютного наблюдателя (а именно эту позицию
занимает сознание в декартовской парадигме). <...> Кьеркегор
трансцедентирует себя в другую, отличную от него форму
человеческого бытия, пытается взглянуть на мир глазами Другого. <...> Кьеркегора разум «вещает» не с точки зрения
вечности, а с точки зрения временности человеческого бытия. <...> Дело в том, что некоторые из идей, которые для современной
философии представляют наибольший интерес, явно и неявно были
заявлены в кьеркегоровских произведениях. <...> Одной
из
таких
идей
является
идея
множественной
субъективности, которая заявлена в философии С. <...> Кьеркегору, появляется в
поворотный
момент
истории,
когда
на
смену
старой
действительности приходит новая. <...> Таким образом, ироник возникает в кризисный момент
истории,
когда
перед
человеком
встаѐт
проблема
самоидентификации: отчаяние делает человека философом. <...> Здесь
необходимо также отметить, что ироник вырван из обыденности <...>
Множественная_субъективность_Сёрена_Кьеркегора__Известия_Пензенского_государственного_педагогического_университета_им._В.Г._Белинского_Выпуск_№_27__2012.pdf
Множественная субъективность С. Кьеркегора
© Известия Пензенского государственного педагогического университета
им. В.Г. Белинского Выпуск № 27 / 2012
«Любезный читатель, тебе, конечно, уже знакомы сомнения,
возникающие иногда, насчѐт истинности известного философского
тезиса, что внешнее это внутреннее, а внутреннее это внешнее.
Возможно, ты сам прячешь в себе тайну, что твоя душа в своѐм
желании или в своѐм страдании стоит слишком дорого, чтобы ты
мог открыть еѐ другим. Возможно, ты знаком с другими людьми,
которые, ты чувствуешь, носят в себе такую же тайну, хотя тебе и не
удалось бы силой или хитростью разоблачить еѐ»,- так С. Кьеркегор
начинает предисловие к «Или-или» - произведению, которое
произвело в Копенгагене, по словам современников, впечатление
взорвавшейся бомбы.
Так начиная с критики гегелевской Системы и гегелевской
диалектики, С. Кьеркегор приходит к идеям, некоторые из которых
уже получили мировое признание. Парадоксально, но это произошло
благодаря Л. Шестову, Н. Бору, А. Камю и т.д., но сам С. Кьеркегор
фактически так и остался в тени: он не был признан
современниками, а впоследствии его интерпретаторы, отталкиваясь
от кьеркегоровских идей, вольно или невольно оттеснили самого С.
Кьеркегора на задний план.
Более того, последующие комментаторы и интерпретаторы С.
Кьеркегора задали жѐсткие рамки, связав всѐ его творчество только
с экзистенциальной или религиозной философией, прежде всего
такой взгляд на С. Кьеркегора был «задан» Л. Шестовым, чьѐ
влияние на последующие интерпретации неоспоримо. При всѐ
Стр.1