УДК 65.9(2)242:74.58 М. Н. Покусаев, О. К. Минева ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДА К НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА Статья посвящена исследованию проблем трансформации подхода к нормированию труда в вузе, представленных в качестве наиболее подвижной структурной единицы, отвечающей за преумножение знания в обществе, способной многократно увеличить стоимость национального человеческого капитала. <...> Представлен авторский подход, основанный на переходе от традиционного временного нормирования трудовых затрат к количественно-качественному предписанию норм труда. <...> Раскрыт механизм нормирования труда, удовлетворяющего высшие потребности индивида (педагогического труда). <...> Нормирование труда как элемент общественного бытия возникло задолго до возникновения заработной платы и даже не в связи с необходимостью определения меры вознаграждения за труд. <...> Рабовладельцу не требовалось соизмерять то, что он давал на поддержание жизни раба, с количеством трудовых затрат, которые раб тратил на производство тех или иных работ, равно как и помещику не приходило в голову определять какое-либо вознаграждение крепостному за труд на полях и мануфактурах. <...> В общем же случае объективной основой вознаграждения раба или крепостного крестьянина был определенный объем благ, необходимый для физиологического поддержания организма. <...> Начиная с этого момента времени, можно смело утверждать, что нормирование перестает иметь только управленческий аспект – оно приобретает и экономическое содержание. <...> Поэтому мы можем говорить, что нормирование труда – это социальное явление. <...> Оно порождено развитием производства и науки и подчинено объективным экономическим законам того способа производства, на основе и в пределах которого оно осуществляется. <...> С течением времени в условиях углубления общественного разделения труда нормирование выделилось в обособленный вид деятельности в механизме управления трудом <...>