Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №31 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268379
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №31 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268379 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА А ДОСТИЖЕНИЙ НЕТ А ДОСТИЖЕНИЙ НЕТ деятельности ученая степень не требуется ТЕМА «КУРСК»: ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СЕВЕРНОГО ФЛОТ УНИЧТ ЖИТЬ УНИЧТОЖИТЬ НЕ АМЕРИКАНСКАЯ, А БРИТАНСКАЯ НЕ АМЕРИКАНСКАЯ, ПОДЛОДКА А БРИТАНСКАЯ ПОДЛОДКА 12 августа 2000 года затонула ПЛАРК К-141 «Курск». <...> Представляем читателям «ВПК» анализ возможных причин гибели нашей субмарины. <...> Представляем читателям «ВПК» анализ возможных причин гибели нашей субмарины. <...> Форум ERF традиционно вносит большой вклад не только в авиационную науку, но и в целом в глобальную вертолетную индустрию, определяя вектор ее развития и намечая пути поиска новых решений в сфере создаПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ния и эксплуатации летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. <...> АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ ПО РЕЗКОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ ПО РЕЗКОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОКАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА профессионального образования работников организаций ОПК сдвиги в решении ряда проблем уже есть, но детальная уже есть, но детальная «дорожная карта» «дорожная карта» привлечения профессионалов работников организаций ОПК продолжают оставаться в центре ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» РОССИЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» НЕ ОСЛАБЕВАЕТ Вопросы совершенствования системы продолжают оставаться в центре внимания всех, кто так или иначе внимания всех, кто так или иначе связан с «оборонкой». <...> Создание такого завода выгодно не только концерну «Калашников», который сможет рассчитывать на крупные заказы и открывать новые рабочие места, но и Минобороны России. <...> 04 СЕВЕРНОГО ФЛОТА МОГЛА МОГЛА «КУРСК»: ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ Владимир КОРЖАВИН, Владимир КОРЖАВИН, контр-адмирал, заместитель начальника отдела подготовки подводных лодок УБП СФ (2000) контр-адмирал, заместитель начальника отдела подготовки подводных лодок УБП СФ (2000) ПЛАН <...>
Военно-промышленный_курьер_№31_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА А ДОСТИЖЕНИЙ НЕТ А ДОСТИЖЕНИЙ НЕТ деятельности ученая степень не требуется ТЕМА «КУРСК»: ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СЕВЕРНОГО ФЛОТ УНИЧТ ЖИТЬ УНИЧТОЖИТЬ НЕ АМЕРИКАНСКАЯ, А БРИТАНСКАЯ НЕ АМЕРИКАНСКАЯ, ПОДЛОДКА А БРИТАНСКАЯ ПОДЛОДКА 12 августа 2000 года затонула ПЛАРК К-141 «Курск». 12 августа 2000 года затонула ПЛАРК К-141 «Курск». Представляем читателям «ВПК» анализ возможных причин гибели нашей субмарины. Представляем читателям «ВПК» анализ возможных причин гибели нашей субмарины. ТЕНДЕНЦИИ БАГДАД ОТКАЗАЛСЯ ОТ БТР-4 Очередная партия украинских бронемашин не принята заказчиком вследствие дефектов, обнаруженных в поставочной партии, указывает лондонский еженедельник «Джейнс дифенс уикли». Всего Ирак заказал у Украины в 2009-м 420 БТР-4 и шесть транспортных самолетов Ан32Б. Реализация этой сделки сопровождалась рядом проблем. Прежде всего Багдад оказался крайне разочарованным тем, что в двух первых Ан-32Б целый ряд бортовых компонентов изготовили до 2009 года. Кроме того, поставку первых БТР задержали после того, как иракские эксперты обнаружили бракованные 30-мм пушки ЗТМ-1. Казалось, что эти проблемы удалось решить в 2012-м, когда иракцы получили третий самолет, а дефекты пушек на БТР устранили. В сентябре 2012 года компания «Укрспецэкспорт» объявила, что Ирак был весьма удовлетворен второй партией БТР-4 в количестве 63 машин, которые иракские специалисты проинспектировали до погрузки на корабль. Очередной скандал разразился 2 августа, когда украинский сайт dumskaya.net сообщил, что Ирак не принимает транспортное судно SE Pacifica на разгрузку партии из 42 машин, поскольку в их корпусах обнаружены трещины. Согласно «Джейнс» SE Pacifica покинуло Одессу 13 марта и прибыло на рейд иракского порта Khawral-Zubayr 25 апреля. После того как заказчик отказался принимать груз, судно находится в северной части Персидского залива. «Джейнс» обращает внимание на то, что несмотря на сложившуюся ситуацию с бракованными бронетранспортерами и отказом иракской стороны принять груз, госкомпания «Укрспецэкспорт» опубликовала ничего не проясняющее заявление, в котором пояснила, не комментируя детали сделки, что контракт на поставку Ираку украинской военной техники осуществляется в штатном режиме. ВОЕННЫЙ ЭКСПОРТ ФРГ В СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Германские оборонные концерны за первые шесть месяцев текущего года значительно увеличили экспорт вооружений в страны Персидского залива – Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию. Производители ВВТ с января по июнь получили официальное разрешение Берлина на поставки на общую сумму 817 миллионов евро. За аналогичный период 2012-го они экспортировали вооружения на 700 миллионов. Как заявляют СМИ, Ангела Меркель становится лучшим другом диктаторов региона. Если темпы поставок не снизятся, то будет установлен новый рекорд. По итогам минувшего года ФРГ заключила сделки с Бахрейном, Катаром, Кувейтом, ОАЭ, Оманом и Саудовской Аравией на сумму 1,42 миллиарда евро. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что США в вопросе по Сирии добиваются от России следующего результата: «Прекратите выгодные для вас поставки оружия, используйте свое влияние на Асада для достижения результата, который вам не нужен, и создайте прецедент, от которого сами пострадаете»? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 95% ДА 3% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 2% конференция ERF (European Rotorcraft Forum) пройдет в Москве с 3 по 6 сентября в гостинице Moscow Mariott Grand Hotel. Число зарегистрированных Международная отраслевая участников превысило 200. Это представители из 15 стран. Организаторы ожидают, что на форуме будут работать 250–300 39-й ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФОРУМ ученых, ведущих экспертов и специалистов из России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Японии. Организатором ERF в этом году выступает российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» – дочерняя компания «Оборонпрома», входящего в государственную корпорацию «Ростех». Конференция ежегодно проводится в одной из стран Европы с 1975 года и является знаковым событием для мирового вертолетостроения. Форум ERF традиционно вносит большой вклад не только в авиационную науку, но и в целом в глобальную вертолетную индустрию, определяя вектор ее развития и намечая пути поиска новых решений в сфере создаПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ния и эксплуатации летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Среди участников форума, кроме холдинга «Вертолеты России», ожидаются представители крупнейших мировых конструкторских бюро, научноисследовательских центров и институтов, таких как ЦАГИ, Japan Aerospace Exploration Agency, German Aerospace Center, ONERA, а также ведущих производителей вертолетной техники – AgustaWestland, Eurocopter и Sikorsky. В ходе тематических сессий участники форума обсудят актуальные тенденции в материаловедении и аэродинамике, интеграции бортовых систем, аспекты эксплуатации и безопасности вертолетной техники и другие актуальные вопросы. АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ ПО РЕЗКОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ ПО РЕЗКОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОКАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА профессионального образования работников организаций ОПК сдвиги в решении ряда проблем уже есть, но детальная уже есть, но детальная «дорожная карта» «дорожная карта» привлечения профессионалов работников организаций ОПК продолжают оставаться в центре ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» РОССИЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» НЕ ОСЛАБЕВАЕТ Вопросы совершенствования системы продолжают оставаться в центре внимания всех, кто так или иначе внимания всех, кто так или иначе связан с «оборонкой». Определенные привлечения профессионалов в отрасль продолжает составляться. в отрасль продолжает составляться. КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК СОХРАНЯЕТСЯ СОХРАНЯЕТСЯ ОТКРЫТИЕ КОНЦЕРНА «КАЛАШНИКОВ» Новый завод по производству высокоточного оружия построят на базе создающегося концерна в Удмуртии. «Дорожная карта» (перспективный план) реализации проекта будет представлена на презентации концерна в сентябре в День оружейника. Планируется открыть предприятие на базе так называемого 300-го производства – существующего производственного помещения Ижмаша, которое в настоящее время сдается в аренду. Создание такого завода выгодно не только концерну «Калашников», который сможет рассчитывать на крупные заказы и открывать новые рабочие места, но и Минобороны России. В этом случае военное ведомство, например, избавится от необходимости распределять заказы среди подрядчиков, зная, что номенклатурный ряд 10–15 ракет определенной категории выпускают в Удмуртии. Вопросы по заказам, стабильности и качеству работ, системе контроля, как заявляют эксперты, будут решены. В ближайшее время НПО «Ижмаш» переименуют в концерн «Калашников», который впоследствии станет единоличным исполнительным органом Ижевского механического завода. Ижмаш и Ижмех входят в состав госкорпорации «Ростех». Планируется, что в «Калашников» войдут НИТИ «Прогресс», вятско-полянский завод «Молот», КБАЛ Кошкина и, возможно, другие предприятия. Новому концерну предстоит консолидировать активы и ресурсы стрелковой и боеприпасной отраслей. Презентация и торжественное открытие концерна «Калашников» с участием первых лиц государства состоятся 19 сентября в Ижевске и 21 сентября в Москве. связан с «оборонкой». Определенные сдвиги в решении ряда проблем Вопросы совершенствования системы профессионального образования Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 СЕВЕРНОГО ФЛОТА МОГЛА МОГЛА «КУРСК»: ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ Владимир КОРЖАВИН, Владимир КОРЖАВИН, контр-адмирал, заместитель начальника отдела подготовки подводных лодок УБП СФ (2000) контр-адмирал, заместитель начальника отдела подготовки подводных лодок УБП СФ (2000) ПЛАН РАБОТЫ ФПИ дований утвердил перечень главных задач на три года. «В ноябре представим Владимиру Путину первые реПопечительский совет Фонда перспективных исслезультаты», – сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Фонду отводится особая роль в деле создания и продвижения передовых разработок в стране. Как ранее отметил гендиректор фонда Андрей Григорьев, перед ФПИ поставлена задача предвидеть научно-технические революции: «Фонд должен за три-четыре года спрогнозировать НТР и сосредоточить на этом все необходимые ресурсы». По словам гендиректора, одной из важнейших сфер деятельности ФПИ станет робототехника. Новинки в этой области позволят, в частности, дистанцировать солдат от прямого боестолкновения, пояснил он. Касаясь сроков выполнения проектов фонда, Григорьев рассказал, что организацию интересует планирование на 15–20 лет. «Фонд будет создавать только прототипы, то есть проводить демонстрацию возможностей образца», – уточнил гендиректор. ЦЕНТР РОБОТОТЕХНИКИ МО РФ Работа по формированию подразделения начата: утвержден штат специалистов, в стадии завершения находится разработка концепции персонала, есть костяк специалистов и несколько лабораторий. В дальнейшем такие лаборатории будут создаваться в зависимости от научных задач и тематики, касающейся различных видов и родов войск. Цель деятельности центра – научнотехническое сопровождение развития Вооруженных Сил. Предприятия и учреждения, работающие в инновационной сфере в интересах Минобороны, станут финансировать с учетом тех задач, которые им определены. В 2020 году США планируют довести оснащенность своих войск роботами – ударными, разведывательными, обеспечения – до 30 процентов. В ВС РФ установочная цифра значительно меньше, но такая, которая имеет все возможности для реализации, заявили в Минобороны. ГИБРИДНАЯ БРОНЕТЕХНИКА Военное ведомство рассчитывает получить в следующем году от отечественных разработчиков платформу для боевой техники с гибридным двигателем. Такой образец был продемонстрирован участникам заседания Коллегии Минобороны РФ. Платформа с гибридным двигателем дает возможность решать специальные задачи различного направления, в том числе вопросы разминирования и другие, возникающие на поле боя. Продемонстрированный образец был не совсем российский. Сейчас там есть иностранная составляющая. В 2014 году намечен выпуск полностью своей техники. Один из вариантов гибридного двигателя – сочетание дизеля и накопителя электроэнергии, получаемой вращением ротора генератора переменного тока, последний преобразуется в постоянный и запускает электродвигатели. В перспективе накопленное электричество может использоваться в оружии на новых физических принципах. ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА НА Як-130 В ближайшие полтора года в ВВС России будет создана пилотажная группа на учебно-боевых самолетах данной модели. Читайте материал на стр. 08 Читайте материал на стр. 08 Подразделение собираются показать на ближайшем юбилее Военно-воздушных сил. В феврале сообщалось, что заминка с созданием группы на самолетах данного типа была связана с отсутствием облегченного варианта машины. Когда соответствующие самолеты поступят от промышленности, ВВС будут способны обучать на них летчиков высшему пилотажу. Для новой пилотажной группы изготовят Як-130 с незначительными отличиями от серийной модели. УСТАНОВОЧНАЯ ПАРТИЯ РАКЕТ «ВИХРЬ-1» НПО «Ижмаш» до конца текущего года в рамках контракта с Минобороны России изготовит первые ПТРК данного типа. Противотанковыми управляемыми ракетами комплекса «Вихрь-1» оснащаются вертолеты К-50 «Черная акула» и К-52 «Аллигатор». Скорость ракеты, способной пробивать даже активную броню, – 800 километров в час, дальность – десять километров. До 70 процентов работ по изготовлению ракет будет выполняться на базе Ижмаша, еще 30 процентов передадут субподрядчикам. В частности, маршевые двигатели и корпус намечено собирать на Ижевском механическом заводе, электронику – на Сарапульском радиозаводе и Сарапульском электрогенераторном заводе, взрывные работы возьмет на себя предприятие «Пластик» (город Дзержинск, Нижегородская область). В июле Ижмаш подписал с МО РФ контракт на поставку управляемых ракет комплекса «Вихрь-1» сроком на три года общей стоимостью 13 миллиардов рублей. Они предназначены для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной динамической защитой, а также малоскоростных воздушных целей. деятельности ученая степень не требуется Чиновникам в их повседневной06 Чиновникам в их повседневной06 УЧЕНЫХ МНОГО, УЧЕНЫХ МНОГО, «САПСАН» «САПСАН» МОЩЬ КИТАЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» Пекин выходит в лидеры 06 МОЩЬ КИТАЙСКОЙ «ОБОРОНКИ» Пекин выходит в лидеры 06 по обычным вооружениям по обычным вооружениям СКОРЕЕ МЕРТВ СКОРЕЕ МЕРТВ украинского ОПК стал жертвой интриг украинского ОПК стал жертвой интриг Перспективный ракетный комплекс07 Перспективный ракетный комплекс07 № 31 (499) 14 –20 августа 2013 года выходит по средам ТЕРМОЯДЕРНЫЙ ПРОРЫВ ТЕРМОЯДЕРНЫЙ ПРОРЫВ К 60-летию испытания первой советской К 60-летию испытания первой советской водородной бомбы водородной бомбы10 10 № 31 (499) выходит по средам PHOTOXPRESS
Стр.1
№ 31 (499) 14 –20 августа 2013 года АРМИЯ ТЕМА УКРАИНСКИЕ АВИАРАКЕТЫ ДЛЯ ИНДИИ Государственная акционерная холдинговая компания «Артем» (Киев) обеспечила поставку в Индию первой партии авиационных управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух», изготовленных по заказу индийского Минобороны. «Первая партия ракет отправлена заказчику, готовится к отправке следующая, две трети ее уже находятся в собранном виде на снаряжательной базе», – сообщил гендиректор госконцерна Сергей Громов. Выполнение индийского контракта позволит обеспечить загрузку мощностей ГАХК до конца 2013 года. Предприятие не намерено ограничиваться индийским контрактом. Представители «Артема» активно работают с традиционными заказчиками из Юго-Восточной Азии, Северной Африки и других регионов. Однако этот процесс активизировался бы, если бы ГАХК получила налоговые льготы, предусмотренные законом Украины о господдержке авиапрома. По мнению Громова, это позволит предприятию нарастить оборотные средства, а также более эффективно и целенаправленно использовать привлекаемые кредитные ресурсы. Контракт с Минобороны Индии на поставку ракет Р-27 в интересах индийского военного ведомства был заключен ГАХК «Артем» весной 2012 года. Объем контракта, рассчитанного на 2012–2013 годы, составил около 250 миллионов долларов. Согласно его условиям начало поставок авиационного вооружения заказчику было намечено на третий квартал 2012-го. Предприятие – единственный на территории СНГ изготовитель управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух» (Р-27-ИФ) разных модификаций, которые применяются для вооружения всех типов самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30 производства РФ. По данным госконцерна, объем реализации продукции «Артема» в первом полугодии 2013 года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,6 раза – до 786,6 миллиона гривен. Плановый объем реализации до конца года оценивается более чем в 2,7 миллиарда гривен. По итогам 2012-го чистая прибыль ГАХК «Артем» уменьшилась по международным стандартам финансовой отчетности на 41,67 процента, а ее чистый доход – на 54,9 процента. «КУРСК»: ВЕРСИИ ГИБЕЛИ 04 04 Начало на стр. 01 Владимир КОРЖАВИН, контр-адмирал, заместитель начальника отдела подготовки подводных лодок УБП СФ (2000) готовки (УБП) Северного флота (СФ) и в составе походного штаба вышел в море на борту атомного крейсера «Петр Великий». 11 августа 2000 года «Курск» на глазах у всего личного состава «Петра Великого» успешно выполнил ракетную стрельбу и пошел в другой район учений. На следующий день проводились стрельбы по отряду боевых надводных кораблей с применением практического торпедного оружия. В те дни я проходил службу в управлении боевой подАЭРОПОРТ ДЛЯ ДИРИЖАБЛЕЙ В Киржаче Владимирской области состоялась презентация единственного в России дирижабледрома. Воздухоплавательный центр «Авгуръ» представил восстановленную воздухоплавательную базу, которая была построена еще в начале прошлого десятилетия. К сожалению, после финансового кризиса 2008 года база пришла в полное запустение, часть техники была разворована, часть пришла в упадок под воздействием времени и ненадлежащих условий хранения. В кратчайшие сроки специалисты воздухоплавательного центра «Авгуръ» восстановили базу и один из хранящихся здесь дирижаблей АУ-30. «Авгуръ» планирует создать на базе «Киржач» испытательное экспериментальное воздухоплавательное подразделение, в задачу которого будут входить летные испытания и эксплуатация воздухоплавательной техники. По сообщениям представителей центра, потенциал базы огромен, в дальнейшем она станет испытательной платформой для инновационного проекта «Атлант». Второй дирижабль AU-30 из находящихся на базе «Киржач» намечено модифицировать в летающую лабораторию «Атлант-6». В его задачу будут входить испытания узлов, агрегатов и систем. Полное наименование проекта – «Аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа». Это транспортная технология будущего. Это комбинированное воздушное судно сочетает лучшие качества дирижабля с отдельными элементами самолета, вертолета и судна на воздушной подушке. Такой подход позволяет, сохранив уникальные преимущества дирижаблей – большую дальность и грузоподъемность, экономическую и экологическую эффективность, избавиться от традиционных для этого вида транспорта недостатков. Воздухоплавательный центр «Авгуръ» учредил дочернее предприятие – ОКБ «Атлант», получившее статус резидента фонда «Сколково». Судно обладает уникальными свойствами по грузоподъемности – до 250 тонн. Дальностью полета – до пяти тысяч километров, обеспечена возможность взлета и посадки с любой поверхности, включая водную. лодки, и отряд кораблей вошел в район, занятый «Курском». Однако подводный крейсер в атаку не вышел. Стало понятно, что произошла нештатная ситуация. Дальнейшее учение было прекращено и корабли флота в соответствии с требованием руководящих документов, не входя в район действий ПЛ, стали маневрировать на его южной кромке, ожидая всплытия подводной лодки. С истечением времени нахождения «Курска» в подводном положении корабли вошли в район и начали поиск ПЛ, считая ее уже аварийной. Поиск осуществлялся с помощью подачи гидроакустических посылок и прослушивания водной среды на предмет получения ответа от аварийной гидроакустической станции затонувшей подводной лодки. «Курск» обнаружили практически сразу. Обнаружили по ответным гидроакустическим сигналам. ЧУЖИЕ СИГНАЛЫ Все шло по плану. Успешно отстрелялись три подводные ружена кормовая оконечность «Курска». После этого сделали вывод, что на дне находятся две подводные лодки: наша и иностранная. Принято решение сначала оказывать помощь нашей, а затем другой. Вот какой расклад был на то время. О присутствии в районе иностранной подводной лодки говорило еще и то, что с плавсредств «Петра Великого» обнаружили плавающие предметы, которые по описаниям были похожи на аварийно-спасательные буи подводных лодок военно-морских сил Великобритании. Ночью экипаж баркаса крейсера «Петр Великий» пытался поднять на борт вертикально плавающие буи сигарообразной формы зеленого цвета диаметром около 20–30 сантиметров и буй диаметром около 1,5 метра, раскрашенный красками красного и белого цветов (боюсь показаться неточным за давностью лет). Однако данная попытка успехом не увенчалась. Зеленые буи через некоторое время затонули, а большой буй, по всей видимости, был втянут обратно на штатное место иностранной подводной лодки. Утром я собрал членов экипажа баркаса на ходовом Но эти сигналы не были сигналами нашей гидроакустической станции. Они представляли собой стуки, издаваемые подводным объектом сериями по восемь штук в ответ на гидроакустические посылки наших кораблей. Временами перед этими сериями прослушивались стуки, похожие на SOS. Все эти сигналы были записаны на магнитофоны, о них говорили следователям прокуратуры, ведущим дело, но их это, видимо, не интересовало. После обнаружения стуков сразу не было ясности, каково их происхождение. Думали даже, что таким образом подают сигналы моряки с лежащего на дне «Курска». Об этом было сообщено прессе. Кстати, впоследствии журналисты в недопустимо грубой форме обвинили командование Северного флота во вранье. Якобы оно эти стуки выдумало и таким образом пытается уйти от ответственности. Так вот, участники поисково-спасательной операции могут подтвердить, что никакого вранья не было. Все, что говорилось в эфире, было правдой. После точного определения места залегания подводного объекта, издававшего гидроакустические сигналы (на тот момент еще не было ясности, что это такое), крейсер «Петр Великий» стал на якорь. К тому времени в район поисковоспасательных работ прибыло гидрографическое судно «Гидролог» с гидроакустической аппаратурой высокого разрешения. Пройдя над местом предполагаемого нахождения аварийной подводной лодки, оно сняло картину дна, которая показала, что там два объекта, находящихся под углом 15–25 градусов друг к другу и почти соприкасающихся своими оконечностями. Распечатка гидроакустической съемки дна была доставлена на «Петр Великий». Я сам ее видел. БУИ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА В район прибыл «Рудницкий» – спасательное судно, несущее подводные аварийно-спасательные аппараты. Став на якорь, он сразу начал готовить аппараты к спуску. Чтобы не мешать работе, вся другая деятельность в районе была прекращена. При первом же погружении аппаратом была обнамостике крейсера (четырех матросов и офицера), раздал им цветные карандаши и попросил изобразить на бумаге, как выглядели предметы, которые они пытались поднять из воды. Сравнив их рисунки с книгой «Аварийноспасательные средства иностранных подводных лодок» издания Главного управления навигации и океанографии МО РФ, я и пришел к выводу, что рядом с «Курском» лежит ПЛ ВМС Великобритании. Кроме того, в этой книге было указано, что зеленые буи на определенной частоте излучают в радиоэфир аварийные сигналы. Действительно, на указанных частотах прослушивалась работа передатчика. Передаваемые сигналы записали на магнитофон. Все это доложили руководству спасательной операцией, а впоследствии – следователям военной прокуратуры, ведущим расследование. Первый аппарат, а за ним Сегодня на подводных лодках ВМФ России отсутствует действенная и современная система противоторпедной защиты и второй делали попытки посадки на кормовой аварийноспасательный люк «Курска» до полного израсходования аккумуляторных батарей. Эти усилия ни к чему не привели. Пока подводные аварийно-спасательные аппараты заряжали аккумуляторные батареи на спасательном судне «Рудницкий», в районе затонувшей подводной лодки продолжили работу гидрографические суда, вооруженные гидроакустическими промерными комплексами. Эта работа показала, что на дне осталась только одна подводная лодка. Прекратились и стуки. Надо сказать, что в то время, когда предпринимались усилия по спасению экипажа «Курска», никого из его членов в живых уже не было. Но это стало известно уже потом. ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ В это время от командования флота поступило указание об изложении вероятных сценариев гибели подводной лодки. Офицеры, находившиеся на борту крейсера «Петр Великий» и ранее проходившие службу на подводных лодках, приступили к его выполнению. Привожу сценарии, восстановленные по записям того времени. Вариант № 1. Атомный подводный крейсер «Курск», находясь на перископной глубине во время учебной торпедной атаки отряда надводных кораблей условного противника, был торпедирован иностранной подводной лодкой, осуществлявшей за ним слежение. Ни для кого не является секретом, что подводные лодки ВМФ СССР, а впоследствии и России, как и подводные лодки ВМС стран НАТО, осуществляли слежение друг за другом. В ходе слежения отрабатывались выходы в торпедные атаки по подводной лодке, то есть по сути дела по реальной цели. Так АКЦЕНТ Аудит контрактов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) выявил недостаток финансовых средств, необходимых для завершения строительства ряда кораблей и подводных лодок в 2013–2015 годах, а также нарушения в ходе коммерческих сделок. ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ ВПК По заявлению вице-премьера ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОЗ КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА УСИЛЕН КОНТРОЛЬ ПО СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗМЕНОЙ Дмитрия Рогозина, планы строительства кораблей и модернизации инфраструктуры базирования Военноморского флота России должны быть согласованы. срыва сроков поставок кораблей ВМФ создание кораблей и их вооружений следует осуществлять в рамках единого контракта. Основной причиной задержки строительства военных судов стало неэффективное взаимодействие между госзаказчиком и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, отсутствует координация В целях недопущения дальнейшего В мае текущего года заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин провел совещание с директорами отечественных судостроительных предприятий, на котором жестко потребовал навести порядок в отрасли («Разборки от киля до клотика», № 21, газета «Военно-промышленный курьер»). Прошедшее накануне заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве России по судостроению показало, что работа судостроителей по-прежнему не устраивает правительство. между головными производствами и смежными организациями. Надо также обеспечить разработку комплексного плана развития инфраструктуры базирования Военноморского флота, взаимоувязанного с разработкой строительства новых кораблей. Необходимо кардинально повысить организацию планирования государственных капиталовложений и наладить контроль за их освоением. Помимо той работы, которую выделали мы, видимо, также делали и они. Единственное но – в период отработки подобных учебных атак на наших подводных лодках принимались все меры безопасности, позволявшие избежать несанкционированного фактического применения оружия. Может быть, у них в этом вопросе произошел сбой и вместо учебного пуска торпеды состоялся фактический ее пуск. Эта версия объясняет очень многое из того, что случилось потом. В пользу нее говорит еще и то, что примерно за десять минут до первого взрыва, как я предполагаю, взрыва торпеды иностранной ПЛ, к югу от местонахождения «Курска» ориентировочно в 70 кабельтовых (около 13 километров) гидроакустическими станциями наших кораблей были зафиксированы посылки гидролокатора (около десяти) на частоте три килогерца. В ВМФ России кораблей с гидролокаторами, работающими на этой частоте, нет. Исходя из вышеприведенного, можно предположить следующее: иностранная подводная лодка, отрабатывая в ходе слежения за «Курском» учебную торпедную атаку, случайно выпустила боевую торпеду. Желая предупредить «Курск», она начала подавать посылки гидролокатором, однако это не возымело своего действия и выпущенная торпеда поразила цель. Современные торпеды наводятся на носовую оконечность подводных лодок, по которым они выпущены. Именно в носовой части «Курска» и произошел взрыв, приведший к разгерметизации первого отсека и детонации находящегося в нем боезапаса. А далее, осознав содеянное, командир иностранной ПЛ принимает решение, не раскрывая своего присутствия, оказать помощь в поиске атакованной им подводной лодки. Гидроакустические сигналы именно этой подводной лодки или другой, но тоже принадлежащей блоку НАТО (возможно, что «Курск» атаковала одна ПЛ, а место его затопления обозначала другая), помогли обнаружить место затопления «Курска». С началом спасательной операции иностранная подводная лодка ретировалась. Этим объясняется то обстоятельство, что при повторном обследовании района гидрографическими судами на дне оказался только один объект, а не два, как было при обнаружении. Генеральная прокуратура говорит, что никакое вещественное, материальное доказательство не подтверждает эту версию. В ответ можно возразить: а кто эти доказательства собирал? Почему перед подъемом был отделен от подводной лодки первый отсек? Для меня как подводника объяснения СКБ «Рубин» звучат не совсем убедительно. Далее: почему, отделив первый отсек, его потом не подняли? Более того, взяли и разбомбили глубинными бомбами место его залегания. Я думаю, что именно там, именно в первом отсеке можно было найти разрешение всех вопросов. Но, видимо, власти предержащей это не надо. Вариант № 2. Столкновение «Курска» с иностранной подводной лодкой в подводном положении. В то время я посчитал этот вариант маловероятным. Ранее были известны несколько случаев столкновения подводных лодок в подводном положении и ни один из них не привел к катастрофе. Хотя при этом повреждения были серьезными. Последнее объясняется тем, что, как правило, скорость движения подводных лодок под водой невелика, а их формы округлы. Вариант № 3. Гибель «Курска» от возгорания в торпедном отсеке. Вполне реалистичная версия. Известно, что на борт ПЛ перед ее выходом на учения была загружена перекисная торпеда, опыта эксплуатации которой экипаж не имел. Возможно, что в море произошли выброс перекиси водорода из торпеды в отсек или торпедный аппарат, возгорание, взрыв боевого зарядного отделения полняет Генеральная прокуратура, за законностью действий чиновников при исполнении гособоронзаказа Леонид ЯКУТИН
Стр.4
05 05 ГОРЯЧАЯ ТОЧКА одной из торпед и детонация части остального боезапаса. Возможно, что при этом, являясь свидетелем катастрофы, иностранная подводная лодка, используя свои аварийноспасательные средства, помогла нашим силам быстро найти место гибели «Курска». Еще рассматривались две версии, среди которых диверсия и подрыв на плавающей мине времен Второй мировой войны. Против первой из них выступали представители особого отдела, ручаясь, что это невозможно. Примем утверждение на веру, тем более что в этих вопросах я специалистом не являюсь. Ну а вероятность второй столь ничтожна, что о ней просто и говорить нет никакого смысла. На мой взгляд, наиболее вероятными версиями могут быть атака иностранной подводной лодки или выброс перекиси водорода из резервуара торпеды, пожар и взрыв боезапаса. Но в любом из этих случаев в районе гибели «Курска» присутствовала иностранная подводная лодка. Только в одном случае она как бы искупала свою вину, давая возможность быстрее обнаружить аварийную подводную лодку и быстрее оказать ей помощь, а в другом, являясь свидетелем катастрофы, оказала бескорыстную помощь и помогла в установлении точного места катастрофы. Но в обоих случаях иностранная ПЛ действовала скрытно. Много лет спустя мое мнение о причинах катастрофы не изменилось. ВЫВОДОВ НЕ СДЕЛАНО Так почему же стала возможной гибель нашей подводной лодки? Надо сказать, что за всю историю подводного флота России и СССР погибло пять атомных подводных лодок (одна из них была поднята на поверхность и поставлена на ремонт). США потеряли две атомные подводные лодки. Но американцы сделали правильные выводы. И уже более 30 лет у них не было подводных катастроф. А что же у нас? К сожалению, у нас не так. После гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в апреле 1989 года проведен комплекс мероприятий по недопущению подобных случаев. Но к желаемым результатам он не привел. Не было выработано действенных, эффективных и долгоиграющих мероприятий, позволяющих если не предотвратить, то значительно снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций на подводных лодках. Вот почему необходимо разобраться в причинах подводной катастрофы, чтобы не допускать этого впредь, чтобы смерти наших подводников не были напрасными. Если предположить, что «Курск» был атакован иностранной подводной лодкой, то что же не было сделано нами и способствовало его гибели? А вот что. Сегодня на подводных лодках ВМФ России отсутствует действенная и современная система противоторпедной защиты. В настоящее время ситуация обстоит следующим образом. Если взять примерно одинаковые по своим тактико-техническим характеристикам подводные лодки ВМФ России и ВМС США, которые бы произвели торпедную стрельбу друг по другу, то американцы стреляют и попадают, а мы стреляем и с большой долей вероятности промахиваемся. Почему так? Все просто. У американцев на вооружении имеются современные малогабаритные средства противоторпедной защиты, которые справляются с отведением торпед от подводной лодки. А наши средства противоторпедной защиты разработаны в пятидесятых годах прошлого века и они не могут отвести не только иностранные торпеды, но и свои. Даже в сложные для России 90-е годы не представляло большого труда разработать и принять на вооружение современную противоторпедную защиту (потому что это не требует больших материальных затрат). Почему указанное не было сделано, мне непонятно. Если бы это произошло, то в разы увеличилась бы боевая устойчивость наших подводных лодок, а в случае конфликта были бы сохранены жизни сотен подводников. Мне думается, что именно такие действия нужно называть настоящей военной реформой. села. Сейчас, почувствовав поддержку властей, мы стали действовать гораздо увереннее, но нам все равно нужна помощь полиции». По словам Магомеда, в лесу всех пичкали информацией о том, что полиции нужны только трупы и выбитые показания. Многие, если бы знали, что над ними никто не будет издеваться, вышли бы из леса, сдались. Они запуганы. В лесу нет опровергающей информации. Когда он пришел в полицию, то несмотря на уверение главы администрации, все равно боялся репрессий. Однако в полиции с Магомедом общались очень деликатно и даже вежливо, хотя он и был в банде. ЧТО УГОДНО АЛЛАХУ? БОЕВИК БОЕВИК ВЫШЕЛ ИЗ ЛЕСА ВЫШЕЛ ИЗ ЛЕСА ПОПАДАЯ В БАНДГРУППЫ, НО МОЛОДЕЖЬ ЗАПУГИВАЮТ РАСПРАВОЙ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ И ПОЛИЦИИ Из лесов и горных пещер Кавказа война уже давно переместилась в мечети, учебные заведения и дома обычных граждан, никак не связанных ни с бандподпольем, ни с их сомнительной идеологией. Почему это происходит? Исповедь боевика, пришедшего с повинной, расскажет о движущих силах вооруженного противостояния и о причинах ухода молодежи в лес больше, чем самое детальное исследование на эту тему. Но есть и другие причины. Среди них высокая шумность наших подводных лодок и недостаточные дальности обнаружения иностранных ПЛ гидроакустическими комплексами наших ПЛ. Об этом говорят и пишут уже десятилетиями, но мало что меняется. Ведь в подводном поединке кто первый обнаружил, первый применил оружие, тот и победил. Получается, что руководители (и политические, и военные) заведомо посылают на смерть экипажи российских подводных лодок. Первые – по незнанию, вторые, если это руководители округов, которым сейчас флоты подчиняются, тоже по незнанию, а флотское руководство – потому, что ему приказали. Цусиму готовят! И это не пустые слова. Ведь смотрите, что сейчас с торпедным оружием происходит. Самые новые торпеды, состоящие на вооружении, разработаны в 80-х годах прошлого века. Новое оружие никак испытать не могут, не говоря уже о его серийном производстве. А старое оружие не производят, и оно, устарев морально, устаревает и физически. Такое торпедное оружие нельзя эксплуатировать, поэтому подводные лодки стоят с наполовину пустыми торпедными аппаратами. Но самое интересное в другом. Даже если захотеть сейчас производить новое торпедное оружие либо новое старое (то есть морально устаревшее), то делать это будет негде. Заводов таких уже не осталось. Бросили их за границей, приватизировали, растащили, уволили специалистов. И это только малая часть того, что сделали с Военно-морским флотом. Ведь он последние 25 лет не развивался, а разрушался: то быстрее, то медленнее, но особенно быстро – при Сердюкове. И вот на главный вопрос, возможно ли повторение ситуаций, подобных катастрофе «Курска», я с горечью должен ответить утвердительно. По крайней мере с нашей стороны не сделано ничего, чтобы этого не произошло. Американцы от своего уровня 2000 года в вопросах морского оружия шагнули вперед, а мы от своего уровня отступили. И разрыв между нами с тех пор только увеличился. Как же посылать наших ребят в море? Надо предпринимать сверхусилия, чтобы переломить ситуацию и сократить отставание. Но боюсь, что благодаря всем этим реформам делать это уже некому. Роман ИЛЮЩЕНКО Этот разговор состоялся в одном из районных отделов МВД Дагестана. Помимо Магомеда Ц. (все имена в тексте изменены. – Р. И.), бывшего боевика, который нашел в себе мужество сложить оружие и выйти из леса, и журналистов в нем приняли участие начальник местной полиции Тамерлан Г. и глава администрации одного из сельских поселений района Ахмед М. И вот такая картина сложилась из этого разговора. БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ Магомед постоянно не жил в селе – выезжал на заработки в различные регионы Северного Кавказа. Однажды летом 2011 года, когда он приехал навестить родителей, к нему обратился двоюродный брат Н. К тому времени он уже находился в розыске, но Магомед об этом не знал. Н. попросил брата о небольшой услуге, Магомед согласился. Несколько раз он закупал продукты и относил их в лес, оставляя в указанном месте. Затем было еще несколько просьб кого-то или что-то отвезти-привезти. А потом Н. объявил, что является членом местного джамаата, ведущего борьбу с безбожниками и предателями веры, а сам Магомед уже засветился в одном мокром деле и назад дороги нет. И предложил ему вступить в банду, то есть уйти в лес. Магомед дрогнул – позволил себя убедить в том, что выбора у него нет. Обратный путь из леса к прежней нормальной жизни оказался не таким простым. «Действительно, члены бандгруппы и местные с детских лет знакомы и доверяют друг другу, – подтвердил глава администрации села Ахмед М. – Наши наивные сельские простачки надеются на искренность прежних отношений и не думают о последствиях, когда соглашаются помочь своим школьным товарищам или тем более родственникам в оказании небольшой услуги. А с той стороны ставится конкретная задача – вербовка новых членов. Как правило, «лесные» говорят пареньку, попавшему в их сети, что свой человек в ФСБ сообщил им, будто он «засветился» и находится в федеральном розыске, то есть наравне с ними подлежит уничтожению. Запуганный, не знающий законы человек верит, что он приговорен к смерти и выход у него только один – лес». Глава администрации признается, что Магомед обращался к нему за советом, спрашивал: как быть? Ахмед М., увы, не знал, чем помочь. «С одной стороны, – говорит он, – у меня не было полной гарантии, что ему в случае сдачи ничего не будет. Я не знал точно, есть ли на его руках кровь. А с другой – не хотел напрасно рисковать ни его, ни своей жизнью и жизнью своей семьи». Выход подсказал начальник местной полиции Тамерлан Г. Узнав о проблеме, он заручился личной поддержкой министра МВД и обставил вопрос явки с повинной максимально тактично. «Это дало мне силы, – говорит Ахмед М. – Мы провели в селе собрание актива и постановили способствовать сдаче властям жителей, имеющих право на амнистию. В результате сдались еще трое жителей ПОПАДАЯ В БАНДГРУППЫ, МНОГИЕ БЫСТРО ПОНИМАЮТ, ЧТО ИХ ОБМАНУЛИ, МНОГИЕ БЫСТРО ПОНИМАЮТ, ЧТО ИХ ОБМАНУЛИ, НО МОЛОДЕЖЬ ЗАПУГИВАЮТ РАСПРАВОЙ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ И ПОЛИЦИИ Условия жизни в лесу Магомед оценивает как тяжелые: «Нужда практически во всем. С питанием плохо. Еда скудная и однообразная. Постоянной базы нет. Каждый день мы меняли свою позицию, кочевали по лесу. Спали в палатках в спальных мешках. Когда меня звали в лес, условия обещали сносные – вплоть до интернетсвязи. Ничего этого не было». Денег Магомеду не платили, да и тратить их в лесу все равно некуда. «Я по специальности строитель, – рассказывает Магомед, – объездил весь Северный Кавказ. Работал на олимпийских объектах, в Анапе. Работы не боюсь. И зарабатывал нормально, родителям всегда помогал. В лесу мне дали автомат, объяснили, как им пользоваться, но я ни разу из него так и не выстрелил. В армии я не служил». Этот автомат Магомед и принес, когда пришел сдаваться. «Упор делался на веру, – рассказывает Магомед о жизни в лесу, – но я там не нашел больше того, что есть и у нас в селе: мечеть, свой имам, чтение Корана, пятничная проповедь. В лесу любили много говорить об обязанностях мусульман, но я не видел, чтобы их кто-то сильно исполнял. Молились только и все. Но это я и дома могу делать. Не нашел я там ничего, из-за чего надо бросить родителей и заниматься убийством». Присутствующий при разговоре начальник местной полиции Тамерлан Г. говорит, что в их работе с «лесными» основной упор делается именно на семейные ценности. Дагестанцы – люди семейные, многодетные. Молодые здоровые ребята должны заботиться о родителях, продолжать свой род, а не прятаться по лесам. Тамерлан Г. – Лучшую загробную жизнь за то, что угождаешь Аллаху, ведя джихад? Какой? Убить участкового, которого знаешь с детства, или уважаемого всеми имама сельской мечети – это джихад? Это угодно Аллаху?». «Что им там предлагают? – негодует быстро начинают понимать, что их обманули, и хотят вернуться к мирной жизни, но пришедших в банду запугивают расправой, жестокостью со стороны властей и полиции. В этом и кроется главная проблема возвращения домой. Другая проблема – сам факт сдачи. Действительно, попадая в лес, многие Глава администрации очень рискует. Он не может дать стопроцентной гарантии, что все будет так, как ему обещал оперработник или начальник местной полиции. Вдруг кому-то из руководства захочется предъявить вместо сдавшегося боевика его труп? Наведет на него спецназ и всем запишут по результату. – очень хорошо на этом играют, мол, полиции нужны именно трупы так называемых боевиков, за которые они получат награды и звездочки. И это убеждение очень трудно переломить. В случае с Магомедом мне пришлось выходить лично на министра внутренних дел, чтобы заручиться его поддержкой, его уверениями в том, что труп нам не нужен». «Поначалу, – рассказывает Магомед, «Бандиты, – подчеркивает Тамерлан Г., других? Зачем лишаешь жизни тех, кто не собирается делать это за компанию и хочет еще пожить в этом мире? РАБОТА НА ДОВЕРИИ То, как именно происходит замусоривание мозгов, Ахмед М., глава сельского поселения, поясняет на следующем примере: «У нас в селе есть большая мечеть. Я как человек достаточно верующий ее регулярно посещаю. Никаких проблем с исповеданием у нас нет. В селе традиционно живут очень верующие люди – потомки мюридов Шамиля. Настоящая религия плохому никого еще не научила. А что касается «лесных», то их идеология не местного происхождения. Мой двоюродный брату ехал в Кабарду на заработки. Вернулся оттуда другим – с характерной бородкой и мыслями. Моего отца, его дядю, в это время как раз привезли после операции домой. У нас принято в таких случаях всей родне посещать больного, а этот брат не пришел – один из признаков того, что у человека мозги съехали. В роду это воспринимается как оскорбление. Я пошел к нему. Он меня встретил в новеньком камуфляже под курткой, был со мной вежлив, и это понятно, ведь я глава администрации, то есть по их понятиям лицемер. Я это сразу понял. Но не стал его учить жизни, просто напомнил, что дядя его ждет. Он улыбнулся и сказал: «Я подумаю, стоит ли мне это делать». На их языке это означает, что мой отец – суфист, то есть сторонник традиционного ислама, для новообращенных салафитов чуть ли не еретик. При этом я подчеркну, что у нас очень религиозное село со строгими порядками. Наши жители, например, на сходе приняли решение запретить на свадьбах употреблять спиртные напитки. Без всяких подсказок из леса. «Лесным» это, естественно, не нравится, мы у них как бы инициативу отобрали, вот и злятся, ищут поводы, в чем еще власть обвинить, угрожают». В числе причин, которые хоть и косвенно, но способствуют уходу молодежи в леса и росту протестных настроений, Ахмед М. называет действующий 131-й ФЗ о местном самоуправлении. «Закон этот принят недобрыми людьми, – сетует глава администрации села. – Фактически мы находимся на самофинансировании. Теперь мы все должны делать сами, решать все наши проблемы самостоятельно, за свой счет. А откуда у нас доход, если предприятий и колхоза нет? Зато проблем выше головы. Ремонтировать здания надо, дорогу строить надо, свет тянуть надо. Денег нет. Односельчане предложили выход: создать «общак» – общественную кассу, куда сдавать ежегодно по тысяче рублей. Вот и вся наша смета. Люди создают семьи, ставят дома, а у меня нет денег, чтобы протянуть им свет. Трансформатор, столбы, эвакуатор – все покупаем и нанимаем за эти деньги или ищем спонсоров. Это ненормально. Люди, естественно, возмущены и мне об этом открыто говорят: вот она какая твоя власть! Крутимся как можем. Выживаем. Но в других селах ситуация еще хуже. Говорят, надо отвлечь молодежь от дурных занятий, увлечь чем-то. У меня появилась мысль оборудовать футбольную и волейбольную площадки. Составили смету – надо было минимум 300 тысяч рублей. Попросил в районе денег. Не дали. В итоге своими силами построили, но ведь доверия к власти от этого не прибавляется, понимаете? Мне все труднее объяснять односельчанам, что про нас не забывают ни в Махачкале, ни в Москве». Сегодня в Дагестане ждут от Москвы – все верят, что вот здесь, в лесу они найдут истину. И я так думал первые дни. А потом либо разочаровываются, либо уже укореняются. Потери были. Большие. Это очень страшно: вчера ты разговаривал с человеком, с которым вроде сошелся, а сегодня его уже убили. И не всегда можно его нормально похоронить. А потом задумываешься: за что он свою жизнь-то отдал? И понимаешь – ни за что!». «Лесные» уверены, что, погибнув, сразу попадут в рай, – говорит Тамерлан Г. – Отлично! Но зачем при этом убивать других? Хочешь в рай побыстрее? Повесься или застрелись, зачем «осчастливливать» не столько денег, сколько поддержки. Хотя бы моральной. «В нашей работе, – убежден Тамерлан Г., – много парадоксов, но сила наша в том, что мы действуем строго в рамках закона. Обещая и гарантируя безопасность таким людям, как Магомед, я не беру на себя ничего лишнего. Если твои руки не в крови – ты чист перед законом. Конечно, полицейские ничего бы не сделали без помощи местного населения, глав администраций. Ахмед М. – авторитетный и мудрый человек. Такие люди нужны всегда и везде, но особенно в наше неспокойное время в Дагестане. Ахмед горой стоит за своих жителей, отстаивает их права – это настоящий хозяин. Он умеет договариваться, разрешать и улаживать конфликтные ситуации. Даже «лесные» признают его авторитет и силу. И мы с ним работаем на полном доверии. Чем больше ты открыт людям, работаешь на доверии, тем быстрее приходит результат». АРМИЯ Все военные суда, которые стоят сейчас без вооружения и необходимого оборудования, оперативный штаб при ВПК возьмет под особый контроль. Будет собрана информация по каждому кораблю с конкретными мерами воздействия на тех, кто нарушил свои контрактные обязательства и предполагает нарушать их впредь. будет следить оперативный штаб при Военно-промышленной комиссии во главе с первым заместителем председателя ВПК Иваном Харченко. В его полномочиях наказывать тех, кто фактически ведет к срыву ГОЗ. Кроме членов Военно-промышленной комиссии в состав этой структуры войдут руководители Рособоронзаказа, представители ФАС, Росрезерва, Минфина, Минэкономразвития и Ростехнадзора. дому конкретному предприятию, которое производит контрафакт. С такими фактами не следует бороться экономическими методами, за них надо привлекать к уголовной ответственности. Коррупция и подобного рода преступления в сфере оборонного заказа – фактически измена Родине. Это ослабляет обороноспособность страны, ослабляет ее перед внешними угрозами. Поэтому Ивану Штаб будет разбираться по кажХарченко дано указание немедленно приступить к формированию штаба. При этом в его состав сознательно не будут включаться заказчики и исполнители. получать отчет по каждому боевому кораблю, оснащение которого идет с отставанием от графика, с указанием ответственных за задержку. Курировать этот вопрос также поручено Ивану Харченко. Правительство намерено также оружений опаздывают при создании головных проектов кораблей. Так, на Северной верфи строят несколько «барж» без оружия. Подобное положение необходимо исправить. Правительство намерено в кратчайшие сроки получить объяснения, каким образом планировалось строительство таких сложных комплексов, почему подписаны несогласованные контракты. В ряде случаев разработчики воБОЛЬШОЙ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ В ходе заседания на фоне отсутствия точного графика исполнения заказов по строительству судов для гражданских нужд разгорелась горячая дискуссия о сооружении новой судоверфи на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в бухте Большой Камень. В частности, по заявлению замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова, на сегодня никакого графика поставки судов нет и быть не может до завершения геологоразведочных работ. Об этом постоянно говорят в «Газпроме» и «Роснефти». Еще один тормозящий фактор – пока не определится потребность флота в подводных и надводных кораблях до 2025 года, нет возможности выделить специфику и специализацию ряда верфей. Однако это, по мнению помощника президента РФ Андрея Белоусова, не оправдывает срыв сроков строительства «Звезды». Ведь всегда сначала определяется потенциальный объем заказа, а потом размер капитальных затрат, проектносметная документация или хотя бы техническое задание. После этого идет финансирование. Получается, что в Минпромторге логика обратная. Никаких результатов геологоразведочных работ не требуется. Уже сейчас идут переговоры с корейскими партнерами о строительстве газовозов, которые планируется завершить в сентябре текущего года, а в 2014-м намечено подписать соглашение по этим судам. Поэтому тянуть с планом нельзя. Белоусов заявил, Минпромторг к концу августа должен дать четкий ответ на вопрос: каковы капитальные затраты и сроки по строительству «Звезды»? Только после этого можно говорить о деньгах. Минпромторгу также к 15 августа поручено свести воедино планы по гражданскому судостроению. В документе должны быть указаны даты получения заказчиками кораблей. Подобные совещания уже проведены со всеми нефтегазовыми компаниямизаказчиками. Необходимо выделить в отдельную графу те заказы, которые судостроители не успевают построить в срок, и определить меры, способные компенсировать этот разрыв. Строительство новой судоверфи на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» будет курировать лично министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Предложение бывшего вицепремьера Игоря Сечина о включении в состав Объединенной судостроительной корпорации производителей корабельного оружия и агрегатов требует экспертной оценки. Это позволит сформировать в рамках ОСК здоровую кооперацию. До принятия окончательного решения членам ВПК поручено внимательно оценить эти инициативы, в том числе для того, чтобы избежать картельных сговоров по вопросам ценообразования.
Стр.5