Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №29 2010 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268211
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2010 .— №29 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268211 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 29 (345) 28 июля –3 августа 2010 года выходит по средам КУРДСКОБЕЛУДЖСКИЕ БАРЬЕРЫ Два «негосударственных» народа на пути перекачки углеводородов ТЕМА 02 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО – ЗАЛОГ ПОБЕДЫ Некоторые итоги «Фарнборо-2010» 06 «ИОСИФ СТАЛИН» ПРОТИВ «ТИГРА» Тяжелые советские танки ПРОБЛЕМЫ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НОВОГО ОБЛИКА: КОМПЛЕКТОВАНИя ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ СЕГОДНЯ МИНОБОРОНЫ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА И СОЗДАНИИ КОРПУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ Продолжение на стр. <...> Об этом заявил 23 июля начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров по итогам переговоров с председателем Военного комитета НАТО адмиралом Джампаоло Ди Паола. <...> В свою очередь начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что наша страна намерена продолжать оказывать помощь альянсу при транзите грузов в Афганистан через территорию РФ, также наращивать сотрудничество с Североатлантическим блоком в борьбе с сомалийскими пиратами. <...> «Россия намерена налаживать согласованные действия кораблей ВМФ и сил НАТО в районе Африканского Рога», – сказал Макаров. <...> Именно тогда прозвучали соображения о необходимости установки бронетехники по периметру здания на улице Академика Королева, 12. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ Леонид ЯКУТИН № 29 (345) 28 июля – 3 августа 2010 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ИНТЕРЕСЫ СЕПАРАТИЗМ КУРДОВ И БЕЛУДЖЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ТРАНЗИТА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ Американская карта после завершения «крестового похода ВОЙНА Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока Сейчас оба народа населяют земли, входящие в состав нескольких стран. <...> Курдистан делят между собой Турция, Ирак, Сирия и Иран, Белуджистан – Иран, Пакистан и Афганистан. <...> Причем стратегическое значение этих районов настолько велико, что любые попытки курдов и белуджей добиться хотя бы автономии воспринимаются правительствами в Анкаре, Тегеране, Багдаде, Дамаске и Исламабаде как опасный сепаратизм и встречают жесткий <...>
Военно-промышленный_курьер_№29_2010.pdf
№ 29 (345) 28 июля –3 августа 2010 года выходит по средам КУРДСКОБЕЛУДЖСКИЕ БАРЬЕРЫ Два «негосударственных» народа на пути перекачки углеводородов ТЕМА 02 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО – ЗАЛОГ ПОБЕДЫ Некоторые итоги «Фарнборо-2010» 06 «ИОСИФ СТАЛИН» ПРОТИВ «ТИГРА» Тяжелые советские танки ПРОБЛЕМЫ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НОВОГО ОБЛИКА: КОМПЛЕКТОВАНИя ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ СЕГОДНЯ МИНОБОРОНЫ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА И СОЗДАНИИ КОРПУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ Продолжение на стр. 05 СОТРУДНИЧЕСТВО СПЕЦВИЗИТ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ Россия и НАТО вновь готовы искать ответы на современные вызовы и угрозы. Об этом заявил 23 июля начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров по итогам переговоров с председателем Военного комитета НАТО адмиралом Джампаоло Ди Паола. Взаимодействие нашей страны и Североатлантического альянса началось еще в мае в Брюсселе, а в ходе этой встречи, по словам Макарова, были подведены промежуточные результаты взаимодействия в военной области, конкретизированы некоторые ранее намеченные планы, произошел обмен мнениями по ряду вопросов, наиболее значимых для развития отношений между сторонами. Также поднималась тема детального обмена информацией о проводимых преобразованиях в вооруженных силах стран НАТО и РФ. Джампаоло Ди Паола после переговоров сообщил, что 2011-й будет годом практических мероприятий в плане военного сотрудничества России и НАТО. По словам Ди Паола, его посещение России – это визит чрезвычайной важности, очень специальный. «Он свидетельствует о готовности военных из стран НАТО сотрудничать с РФ, – заметил адмирал. – Есть ряд направлений совместного сотрудничества. Да, у нас раньше были расхождения. Теперь мы хотим вновь начать процесс сотрудничества. Мы, военные, следуем за политическими указаниями, которые получаем. Генеральный секретарь НАТО (Андерс Фог Расмуссен) совершенно ясно заявил, что сотрудничество с Россией – политический приоритет для НАТО». В свою очередь начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что наша страна намерена продолжать оказывать помощь альянсу при транзите грузов в Афганистан через территорию РФ, также наращивать сотрудничество с Североатлантическим блоком в борьбе с сомалийскими пиратами. «Россия намерена налаживать согласованные действия кораблей ВМФ и сил НАТО в районе Африканского Рога», – сказал Макаров. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Станет ли успешным пуск «Булавы» в середине августа 2010 года? ДА 51% НЕТ 47% ТЕНДЕНЦИИ НАДВОДНЫЙ ФЛОТ? Читайте материал на стр. 07 Постоянный совет Организации по безопасному сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) одобрил отправку в Киргизию специальной группы для снижения межэтнической напряженности Согласно решению совета в НЕ ЗНАЮ 2 % Киргизскую Республику направляются 52 полицейских советника, которые будут вести мониторинг ситуации на юге страны, где с 10 по 14 июня имели место кровопролитные столкновения на почве межэтнической розни. Их миссия продолжится четыре месяца. Этот срок может быть продлен по предложению Бишкека и Постоянного совета ОБСЕ. Советники приедут без оружия и не будут иметь полицейской власти. Директор центра предотвращения конфликтов секретариата ОБСЕ Херберт Зальбер сообщил, что размещение группы обойдется в несколько миллионов евро. Статс-секретарь – заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Красин не исключает возможности участия российских представителей в полицейской миссии ОБСЕ. Также он считает, что наши эксперты должны участвовать в международном расследовании причин столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях. Красин сообщил, что Киргизия может начать получать военно-техническую помощь по линии ОДКБ с августа текущего года. Между странами – членам организации «уже расписаны рамки предоставления помощи». Однако в Киргизии с 22 июля проходят акции протеста против ввода в регион полицейских ОБСЕ. «Мы не хотим, чтобы наша Родина повторила судьбу Сербии, когда от нее отделили Косово. Еще один пример – Югославия, которая развалилась «благодаря» подобным операциПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ям ОБСЕ», – заявили участники недавней акции, прошедшей в Оше. Против этой миссии ОБСЕ выступили многие политики и общественные организации, включая администрацию южной столицы страны. Например, бывший и. о. министра обороны Исмаил Исаков заявил, что он против того, чтобы в Ош прибыли иностранцы: «У нас абсолютно разные менталитет, законы, военная подготовка. Кроме того, у нас есть определенные договоренности в рамках ОДКБ, ШОС». КУДА ИДЕТ НОВАя СУДОСТРОИТЕЛЬНАя ПРОГРАММА ВЕСЬМА ОПТИМИСТИЧНА, НО ПРИ УСЛОВИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В МИССИИ ОБСЕ ЗАДЕЙСТВУЮТ РОССИЙСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ завершающего этапа Великой Отечественной СИТУАЦИя РУКИ В ПОРОХЕ – РАССТРЕЛЯТЬ! атаки на Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии представители всех ветвей власти, эксперты, журналисты принялись обсуждать в средствах массовой информации вопрос о степени защищенности важных инфраструктурных объектов в Российской Федерации. Что неудивительно, поскольку несколько боевиков смогли без труда расправиться с двумя сотрудниками вневедомственной охраны, затем подорвали машинный зал электростанции и без помех скрылись с места преступления. Впрочем, подобные дебаты разворачиваются в Сразу после диверсионно-террористической рористами школы в североосетинском городе Беслане в стране были резко усилены меры по охране всех общеобразовательных учреждений. Там появились сотрудники различных ЧОПов, приборы видеонаблюдения. Но этим дело, похоже, не ограничится, ибо раздаются голоса, призывающие, в частности, ввести систему пропусков для школьников, причем исключающую их подделку, установить металлоискатели на входе в высшие и средние учебные заведения. С тех пор как в марте 2010 года прогремели взрынашей стране после каждого резонансного удара, нанесенного экстремистским бандподпольем. Впервые же разговоры на эту тему начались после попытки штурма телецентра в Останкино в октябре 1993 года. Именно тогда прозвучали соображения о необходимости установки бронетехники по периметру здания на улице Академика Королева, 12. А дальше – только больше. Вслед за захватом тервы на двух станциях Московского метрополитена, на перронах и в переходах столичной подземки заметно прибавилось милиционеров и военнослужащих дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД (как правило, со служебными собаками). И вот теперь – нападение на Баксанскую ГЭС. Что за ним последует? Компания «РосГидро» в своем пресс-релизе уже сообщает об усилении мер безопасности на своих объектах. Однако многочисленные проверяющие (надо полагать, они уже собираются или выехали в служебные командировки на гидростанции России) их вполне могут посчитать недостаточными. И тут действительно надо держать ухо востро: ведь диверсионно-террористическая акция на крупном гидротехническом сооружении чревата катастрофическими последствиями для целых регионов, огромными человеческими жертвами и колоссальными экономическими потерями. Так что же, если Баксанскую ГЭС охраняли всего 10 два человека, то теперь там надо посадить как минимум взвод с гранатометами и крупнокалиберными пулеметами, а по периметру станции закопать танки? Прикрыть ее минно-взрывными заграждениями, срочно соорудить доты, организовать систему огня? Однако ГЭС в Кабардино-Балкарии не относится к числу самых значимых гидроэлектростанций Российской Федерации. Следовательно, на более крупных объектах придется провести мероприятия иного масштаба. Например, чтобы уберечь от нападения Волжскую ГЭС, потребуется как минимум усиленный мотострелковый полк. Для надежной обороны от террористов Саяно-Шушенской ГЭС уже необходимо отправлять дивизию, развернутую по штатам военного времени и снабженную материальными средствами для ведения боевых действий в течение тридцати суток. Но, видимо, все это иначе как полумерами не назвать. Ведь помимо ГЭС в стране есть еще ГРЭС, АЭС, весьма опасные химические производства. Видимо, надо и там по полной программе строить укрепрайоны, предусматривать зоны оперативных заграждений и даже затоплений для предотвращения проникновения на эти объекты боевиков. Разумеется, воплотить в жизнь подобный план, если обычайно затратный путь. Сегодня в России число мужчин работоспособного возраста и так сравнительно невелико. А отвлечение и без того немногочисленных людских ресурсов в различные правоохранительные ведомства делает шансы на успех провозглашенной в стране модернизации более чем призрачными (и так в МВД, ЧОПах сегодня трудятся не менее трех миллионов человек). Что же делать? Часть ответа на этот вопрос хорошо известна. он будет разработан и принят, не удастся без создания соответствующего центрального аппарата (надо полагать, специального комитета с правами министерства). Ибо кому-то необходимо все это организовывать, контролировать, разрабатывать соответствующие курсы боевой подготовки, проводить многочисленные учебные мероприятия антитеррористической направленности. Совершенно очевидно, что это тупиковый и неНеобходимо усиливать агентурную работу, заниматься инфильтрацией своих людей в экстремистские группировки, расширять сеть осведомителей, способных дать ценные сведения, которые помогут предотвратить бандитские вылазки. И вдобавок, как сказано одним из первых лиц государства, – «мочить»! Нужно «мочить», а не заниматься ерундой, бросая столь необходимые стране бюджетные средства в бездонную прорву. Надо сделать так, чтобы только сама мысль взяться за оружие у потомков нынешних северокавказских «абреков» даже в десятом поколении не вызывала ничего, кроме ужаса. А как сделать – знают и на Лубянке, и на Житной. Пока же продолжающиеся теракты ставят вопрос о способности власти контролировать ситуацию в стране и защищать население России. Требования об усилении охраны объектов от террористической угрозы на этом фоне выглядят совершенно бессмысленными. Коллаж Андрея СЕДЫХ Леонид ЯКУТИН
Стр.1
№ 29 (345) 28 июля – 3 августа 2010 года АРМИЯ ДОКУМЕНТЫ Олег ФАЛИЧЕВ Анатолий Сердюков подписал этот приказ еще 17 декабря 2009 года, однако, судя по письмам и звонкам в нашу редакцию, его содержание еще неизвестно многим военнослужащим, интересует оно и ветеранов ВС. Поэтому мы решили ознакомить с ним читателей «ВПК». НЕДОСТАТКИ ПЕРВОГО ДОКУМЕНТА Следует, однако, вначале напомры исходя из следующих показателей: результатов проведения командноштабных, тактических (летно-тактических), тактико-специальных учений, боевых стрельб, пусков, участия в походах; состояния подчиненной воинской части; уровня подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью; личной дисциплинированности. Летчики и авиационные технинить, что при подготовке приказа № 400 впервые в Вооруженных Силах была проведена немалая работа по созданию программы серьезного материального стимулирования служебной деятельности офицеров. Документ вышел 2 августа 2008 года и назывался «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации». Приказ носил новаторский, прогрессивный характер, поскольку впервые давал командирам право поощрять своих подчиненных суммами, которые значительно превосходили размер самого денежного содержания. Какие критерии при этом закладывались? Деньгами награждались офицеПРИКАЗ № 400-А ки, моряки, ракетчики, офицеры радиотехнических войск ВВС, Космических войск оценивались, как правило, в составе экипажей, расчетов, дежурных смен. В воинских частях, добившихся ний материально поощрялись всего до 20% офицеров, в управлении воинских частей – до 30%. То есть хоть из кожи лезь, но если нет квоты, то на вознаграждение рассчитывать не можешь. По большому счету старый приказ, образно говоря, расколол армию на тех, кому повезло больше, и тех – кому меньше, и внес семена раздора в воинские коллективы. В ходе реализации документа был выявлен и такой существенный недостаток: отсутствие установленного приказом порядка приостановления (прекращения) выплаты ежемесячного денежного поощрения офицерам, в отношении которых возбуждены, например, уголовные дела (на период производства предварительного следствия и рассмотрения дела в суде) или к которым применено дисциплинарное взыскание. Военнослужащий мог в составе расчета один раз отличиться и потом целый год особо не усердствовать в боевой учебе, но продолжать получать прежние поощрительные суммы. Даже заведение ДЕТАЛИ ВОЕННО-ПЕНСИОННАЯ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ В среде военнослужащих запаса и в отставке, которые оказывают немалое влияние на моральный дух армии и флота, наблюдается своего рода «смятение чувств». Оно связано с ухудшением материального положения людей, которые отдали Вооруженным Силам не один десяток лет жизни, а ныне в массовом порядке отказываются от военных пенсий и переходят на пенсионное обеспечение, предусмотренное для гражданских лиц. Андрей КОРБУТ Объясняется происходящее довольно просто. Дело в том, что за последние два года гражданские пенсии правительство увеличило более чем в 1,5 раза, тогда как их размер у пребывающих в запасе и отставке офицеров, прапорщиков и мичманов в августе 2009-го возрос всего на 8%. Это очень мало, если учитывать инфляцию и значительное подорожание продуктов питания, а также предметов первой необходимости. Премьер-министр Владимир Путин, отчитываясь в апреле перед депутатами Госдумы РФ, сказал, что среднероссийская пенсия в 2010 году увеличена до 8100 рублей. «В итоге размер пенсии сейчас в 1,6 раза выше статистического прожиточного минимума на нынешний год», – подчеркнул председатель правительства. Казалось бы, не забыл кабинет министров и про отставников. В июне он принял поправки в федеральный бюджет-2010, предусматривающие увеличение размера военных пенсий. Но всего лишь на 1000 рублей. Между тем, по данным председателя ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олега Шведкова, средняя пенсия офицера запаса составляет около 7 тысяч рублей. Следовательно, она заметно меньше той суммы, которую ежемесячно получает среднестатистический российский пенсионер. На сложившуюся ситуацию обратили внимание и в военном ведомстве. Так, недавно представитель Главного управления воспитательной работы (ГУВР) ВС РФ Владимир Кулагин заявил Интерфаксу, что «из 1 млн 131 тыс. ветеранов армии и флота, которые стоят на пенсионном учете в Минобороны РФ, около 519 тыс. человек получают пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий, что составляет 46% от общей численности военных пенсионеров». По словам чиновника, низкие военные пенсии приводят к массовому переходу офицеров запаса на денежное обеспечение по гражданскому законодательству через территориальные органы Пенсионного фонда. «Только за два месяца текущего года от военной пенсии отказались 15 тысяч человек. Понятно, что эти примеры не стимулируют молодых граждан к поступлению на военную службу по контракту», – делает выводы Кулагин. К сожалению, цифры, которые он приводил, похоже, уже изменились в сторону повышения. Об этом можно судить по информации, поступающей из военных комиссариатов. Офицер Минобороны, который попросил не называть его фамилию, сообщил автору этих строк, что после апрельского постановления правительства о повышении трудовых пенсий военкоматы просто завалены заявлениями военнослужащих запаса, требующих перевести их на пенсионное обеспечение в территориальные органы Пенсионного фонда. Собеседник крайне озабочен тем, что это резко понижает привлекательность армии в глазах общества. Некоторое время тому назад Вера Чистова, заместитель министра обороны РФ по финансовоэкономической работе, отметила: «Мы вошли в 2010 год со средней пенсией военного пенсионера практически на уровне трудовой. Если же вернуться к 2001 году, то она была в три раза больше». Разумеется, подобные признания не очень радуют армейских ветеранов. Не порадовали их и основные направления реформы системы финансового обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. В подготовленном Минобороны законопроекте предлагается с 1 января 2012 года почти полностью отказаться от льгот, предусмотренных для ратного сословия. Из слов Веры Чистовой следует, что военные пенсии станут больше в среднем на 70%, хотя размер денежного довольствия офицеров, остающихся в рядах Вооруженных Сил, возрастет в три раза. Ходят слухи, что по новому закону более высокие военные пенсии будут получать только те офицерыотставники, которые уволятся после 2012 года. «Это, конечно, несправедливо. Это расслоит офицерское братство и ветеранские движения и посеет недовольство в среде военнослужащих запаса», – говорит генерал-майор Владимир Богатырев, член НациональЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ ВЕТЕРАНЫ РАТНОГО СОСЛОВИЯ? ной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил. По его мнению, государству надо более внимательно относиться к ветеранам армии и флота, которые составляют в России костяк, самую дееспособную основу общества. «Если эти люди потеряют веру в руководство страны, ничего, кроме нестабильности, ожидать не приходится», – считает Богатырев. С ним согласен член ассоциации социальной защиты ветеранов спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб «Русь» генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он убежден, что многие оппозиционные партии и движения используют недовольство в среде офицеровотставников в политических целях. В качестве примера генерал привел прошедшие в стране первомайские акции протеста с участием действующих офицеров и военных пенсионеров, организованные оппозиционерами. Неткачев напомнил, что бюро партии «Яблоко» еще 30 января 2010 года обратилось к президенту РФ Дмитрию Медведеву с требованием «пересмотреть дискриминационную систему пенсионного обеспечения военнослужащих». В последующие месяцы уличные выступления людей в форме, военных пенсионеров и «яблочников» в поддержку обращения прошли в Башкирии, Чувашии, Татарстане, Ставропольском крае, Астраханской, Амурской, Челябинской, Рязанской областях и в ряде других регионов страны. В Москве два таких пикета были организованы у здания Минобороны. Председатель ЦК ОПСВ Олег Шведков констатирует, что такого низкого социального и материального статуса военного пенсионера в новейшей истории России еще не было. И здесь, по его мнению, совершенно непонятно, почему руководство страны этот факт как бы игнорирует, что обусловливает определенное недовольство не только среди ветеранов военной службы, но и в действующей армии. А также способствует политизации военных пенсионеров и их организаций в целом. Член думского Комитета по обороне, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов считает, что намечаемое финансовое реформирование материальной жизни людей в погонах затронет интересы как минимум 10 млн. россиян – кадровых военнослужащих, а также военных пенсионеров и членов их семей. «Если это реформирование будет таким, как это сейчас в некоторых СМИ озвучивают министерские чиновники, то здесь и до социального взрыва недалеко», – утверждает парламентарий. по итогам учебного года высоких показателей в боевой подготовке, награждались деньгами 30–50% офицеров, в остальных частях – до 20%. При этом в управлении соедине«Военно-промышленный курьер» уже рассказывал о том, сколь неоднозначную реакцию в армии и на флоте вызвал приказ министра обороны № 400 о дополнительных денежных выплатах офицерам Вооруженных Сил («ВПК» № 26 за 2009 год). Да, этот документ был призван повысить их материальное благополучие и заложил основы для стимулирования добросовестного отношения к службе. Но вместе с тем он содержал немало таких положений, которые обусловливали формальный подход при назначении премий, создавали условия для злоупотреблений, позволяли поощрять офицеров исходя не из объективных показателей ратного труда, а из наличия установленных квот, симпатий командира. Военное ведомство прислушалось к поступившим из войск замечаниям и пожеланиям. Они были учтены в приказе министра обороны № 400-А. уголовного дела на него не приостанавливало выплату премиальных. Нонсенс… ДУБЛЬ ДВА, ДОРАБОТАННЫЙ С учетом указанных недостатков и пожеланий военнослужащих были разработаны принципиально новые подходы денежного стимулирования офицеров в 2010 году, которые закреплены приказом министра обороны № 400-А «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской ФедераВ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ УЧЛИ ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ, ПОСТУПИВШИЕ ИЗ ВОЙСК – в воинских частях 92154, 99450 ции, в 2010 году». Главное его отличие в том, что теперь средства, выделяемые на поощрение военнослужащих, выплачиваются не отдельным офицерам, а выдаются на подразделение в целом. При этом все суммы прописываются в приложении к приказу. Более конкретно детализированы и категории поощряемых. Итак, в настоящее время в соответствии с приказом дополнительные выплаты назначаются офицерам: «а) проходящим военную службу: – на военных базах, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации; вых расчетах зенитных ракетных комплексов зенитных ракетных войск и несущим боевое дежурство в системе противовоздушной обороны; – в Ракетных войсках стратегического назначения и несущим боевое дежуринских должностях летного состава экипажей истребительной авиации; – на командных пунктах и в боеторов летного состава учебных авиационных полков, центров боевого применения и переучивания летного состава, экипажей и инженерно-технического персонала авиационных пилотажных групп 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава и 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава; – на командных пунктах и на вого состава экипажей дальней авиации, выполнявших задачи воздушного патрулирования, а также инженернотехнического персонала, осуществлявшего обслуживание воздушных судов, используемых для выполнения указанных задач; – на воинских должностях инструкго состава и инженерно-технического персонала корабельной авиации; – на воинских должностях летнои 23626, а также в учебных соединениях (частях) по подготовке младших специалистов; – на воинских должностях летнолениях радио- и радиотехнической разведки, освещения космической, воздушной и морской обстановки, на полигонах, дислоцированных в отдаленных местностях; б) непосредственно участвующим ство в составе боевых расчетов, боевых расчетов пусков и дежурных смен; – в воинских частях и подраздев эксплуатации ядерных боеприпасов, их охране и транспортировании, ликвидации последствий аварий, а также осуществляющим контроль над проведением ядерных испытаний; в) проводящим военную службу на подводных лодках, выполнявших задачи боевой службы и патрулирования, а также на кораблях, успешно выполнивших боевые (учебнобоевые) задачи в походах; г) проходящим военную службу в воинских частях, набравших по результатам проведенных в установленном порядке инспекторских и итоговых проверок наибольшую сумму баллов согласно прилагаемым критериям, в пределах выделенных видам Вооруженных Сил, родам войск Вооруженных Сил, главным и центральным управлениям Министерства обороны денежных средств». Названы военнослужащие, которые не рассматриваются для назначения дополнительных денежных выплат: «а) прослужившие на должностях офицеров менее одного года; ВМЕСТО ПРИКАЗА № 400 – бы в связи: которых по результатам деятельности оценивались на «неудовлетворительно» и не сумели получить положительную оценку по итогам инспекторских и итоговых проверок, проводимых под руководством командиров (начальников), являющихся прямыми начальниками должностного лица, ранее оценивающих эти подразделения…» г) увольняемые с военной служные результаты по профессиональнодолжностной (командирской) и физической подготовке; в) подчиненные подразделения б) имеющие неудовлетворительприговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; – с невыполнением условий ственной тайне или лишением указанного допуска; – с вступлением в законную силу контракта; – с отказом в допуске к государпил в законную силу обвинительный приговор; е) освобожденные от уголовной приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; – как не выдержавшие испытание; «д) в отношении которых встуконодательству Российской Федерации правовые акты, которые в установленном порядке были признаны утратившими силу (были внесены изменения) в связи с протестом военного прокурора или которые признаны недействующими полностью или в части решением суда». Выплата денежного поощрения прекращается офицерам, увольняемым с военной службы, необоснованно включенным в приказ министра обороны Российской Федерации о назначении дополнительных выплат, которым в установленном порядке объявлено дисциплинарное взыскание. Хотя приказ № 400 и пришлось дорабатывать, но он сыграл большую роль в стимулировании ратного труда офицерского состава, заложил соответствующие правовые основы. В целом идея награждения деньгами военнослужащих является правильной и способствует повышению мотивации к службе, состязательности в вопросах боевой подготовки и повседневной жизни войск, а также дает толчок росту профессионального мастерства. плинарное взыскание за совершение дисциплинарных проступков, объявленное в установленном порядке; з) отчисленные из военных образовательных учреждений высшего профессионального образования; и) издавшие противоречащие заответственности и от наказания, за исключением имеющих право на реабилитацию; ж) имеющие неснятое дисциприговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы; – с вступлением в законную силу – с лишением воинского звания; – с вступлением в законную силу 04 PHOTOXPRESS Дмитрий ХРУПОВ
Стр.4
05 ТЕМА Константин МАКИЕНКО КРАХ УТОПИИ В постсоветский период взгляды военно-политического руководства России на проблему комплектования армии развивались по спирали: Борис Ельцин в пору пребывания на посту главы государства неоднократно заявлял о намерении полностью укомплектовать Вооруженные Силы РФ людьми, пожелавшими посвятить хотя бы несколько лет жизни ратной профессии. В ельцинскую эпоху контрактная служба получила достаточно широкое развитие, которое, однако, сдерживалось экономическими ограничителями. Ориентация на отказ от призыва доминировала и в первые годы президентства Владимира Путина. В ноябре 2001 года он одобрил предложенную правительством Российской Федерации программу, предусматривающую поэтапную замену к 2010 году призывников в армии и на флоте преимущественно контрактниками. Первым шагом в этом направлении стала разработка Государственной федеральной целевой программы по переводу Вооруженных Сил на контрактную основу на период 2004–2007 годов, которая рассматривалась тогда в качестве своего рода плана действий на переходный период. За это время предполагалось создать нормативноправовую базу, проработать вопросы финансирования, отладить механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования, а в каждой силовой компоненте перевести на контракт как минимум одно соединение. В Российской армии первой на контрактное комплектование перешла 76-я Псковская десантно-штурмовая дивизия, за ней последовал и ряд других соединений постоянной готовности, в первую очередь отдельные мотострелковые бригады. Призыв рассматривался в этой системе главным образом как основной способ подготовки обученного резерва, вот почему полный отказ от него не предусматривался. Вместе с тем планировалось последовательно сокращать продолжительность срочной военной службы. В конечном счете ее намеревались оставить только для прохождения подготовки в учебных частях в течение шести месяцев. После окончания курса занятий военнослужащие должны были по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, пополняя военно-обученный резерв Вооруженных Сил. Ожидаемая доля контрактников в армии и на флоте должна была оставаться на уровне не ниже 30–50%. К сожалению, приходится констатировать, что в целом программа 2004–2007 годов потерпела неудачу. При заявленных в ней целях доведения численности контрактников в войсках до 400 тысяч человек реально контингент к началу 2009 года насчитывал около 200 тысяч военнослужащих. Основной причиной провала этой попытки стала недостаточность ресурсного обеспечения столь массового перехода на контракт. Кроме того, так и не была найдена и отработана эффективная система вербовки, обучения и воспитания добровольцев. Прежде всего следует отметить, что неадекватная оплата тяжелого и опасного труда профессиональных военных в сочетании с нестабильностью выплат привела к хроническому оттоку заключивших контракты с Минобороны людей. По некоторым оценкам, ежегодно увольнялись до 20% таких военнослужащих, что серьезно дискредитировало саму идею контрактной службы. Положение усугублялось невозможностью из-за дефицита ресурсов обеспечить достойные бытовые условия, а также жилищной проблемой, поскольку согласно ряду социальных исследований до 50% добровольцев женятся уже к концу первого трехлетнего срока контракта. Во-вторых, в России сложилась совершенно неприемлемая и порочная практика набора контрактников командирами воинских частей. В результате вербовке поддавались в основном морально неустойчивые и слабовольные срочники (после первого года службы), нанятые «по знакомству» женщины – жены военнослужащих (доля представительниц слабого пола в некоторые годы доходила до 70% от числа набранных контрактников), а также асоциальные элементы из местного населения. Ценность подавляющей части этой публики как профессионалов военного дела сплошь и рядом приближалась к нулю. Необходимость создания эффективной профессиональной (а следовательно, по определению недешевой) вербовочной структуры так и не была осознана в эти годы. Наконец, в-третьих, так и не удалось создать алгоритм превращения добровольца в настоящего солдата. Важнейшими элементами «профессионализации» являются приучение контрактных военнослужащих к армейской дисциплине, ответственности, а также их моральное воспитание. Можно вспомнить, например, что в британском флоте в XVIII и начале XIX века вербовка матросов вообще носила в значительной мере принудительный характер – «рекрутов» просто насильно хватали в портовых кабаках, ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ политическое руководство страны, а также значительная часть экспертного сообщества и самих военных поддерживают эту политику, то среди широких масс обывателей призыв остается непопулярным. Во многом это объясняется никуда не годным образом армии, который сложился в постсоветское время под влиянием либеральных средств массовой информации, всячески акцентирующих внимание сограждан на темах дедовщины, землячеств и криминальных проявлений. Причем есть все основания полагать, что реальная ситуация в ВС весьма далека от той мрачной картины, которая нарисовалась в сознании большинства россиян. В этой связи изменение образа армии, слом негативного отношения к службе в Вооруженных Силах представляются одними из наиболее актуальных задач военного и государственного строительства. Важнейший инструмент такой работы – курс на гуманизацию службы и улучшение условий (включая бытовую составляющую) ее прохождения, который взят нынешним руководством Министерства обороны. Частью этой политики являются направление новобранцев в части, дислоцирующиеся в непосредственной близости от места призыва с возможностью проводить выходные вне казармы, расширение практики аутсорсинга, когда ряд функций по обслуживанию войск, прежде всего питание и жилищнокоммунальные сервисы, передаются гражданским организациям. Огромное значение приобретаНОВОГО ОБЛИКА: ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ В последнее время заметно вырос интерес к проблеме комплектования армии нового облика, которая создается в рамках проводимой министром обороны Анатолием Сердюковым реформы Вооруженных Сил. Это связано с планами военного ведомства сократить контингент контрактников до 100–150 тысяч человек и увеличить численность призывников со 130–150 тысяч до 600–700 тысяч. Данные намерения противоречат ожиданиям части российской общественности, которая порой фактически отождествляет понятия «военная реформа» и «переход на полностью (или преимущественно) добровольную армию». В значительной степени такая подмена является следствием утопических чаяний (подкрепляемых демагогическими обещаниями), характерных для 90-х и первой половины 2000-х годов. связывали и тащили на корабли. Тем не менее эти кадры в итоге становились отличными, хорошо подготовленными, беспрекословно выполняющими приказы матросами. Великобритания обрела статус «владычицы морей» благодаря превосходству ее флота не столько в количественном отношении (у французов флот тогда временами был не меньше), сколько в качестве личного состава, в том числе рядового. То есть именно эффективная система превращения «рекрута» в профессионала (в том числе в плане дисциплины) и обеспечила Соединенному Королевству военноморское лидерство. Без создания такого порядка профессионального обучения и дисциплинизации контрактная система не только не имеет никакого смысла, но и грозит обернуться немалыми бедами, поскольку есть риск превращения контрактной армии в разнузданную банду. Что до известной степени и наблюдалось в российских условиях. Вообще, по всей видимости, отечественные сторонники преобразования Вооруженных Сил РФ по англосаксонской модели в большинстве своем не до конца понимали, что ее эффективность во многом основывается именно на отработанной столетиями результативной системе вербовки и дисциплинизации наемного личного состава. А она в свою очередь базируется на соответствующей длительной культурной традиции. Тем не менее к моменту старта реформы 2008–2009 годов удалось в основном укомплектовать контрактниками формирования постоянной готовности Сухопутных войск, однако их доля в общем количестве частей и соединений СВ не превышала 13%. Правда, в некоторых частях и соединениях постоянной готовности 100% солдат и сержантов являлись военнослужащими контрактной службы. Однако в условиях военного реформирования с 2008 года сама идея полного перехода на контракт в значительной степени утратила смысл, поскольку Вооруженные Силы нового облика должны теперь полностью состоять в мирное время из частей постоянной готовности со стопроцентной укомплектованностью. На такую армию контрактников все равно не хватит. Это вынудило Министерство обороны разработать федеральную целевую программу по комплектованию контрактниками, рассчитанную на 2009–2015 годы, в которой предусматривается перенос центра тяжести на создание корпуса профессиональных сержантов. Его и планируется сформировать из добровольцев. То есть вместо прежних частей, где служат только контрактники, части нового облика должны иметь смешанный состав из рядовых-призывников и младших командиров-профессионалов. АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ПРИЗЫВА Таким образом, к настоящему времени в сознании военнополитического руководства страны, а также ее военного экспертного сообщества доминирует представление о неизбежности сохранения на среднесрочную перспективу масштабного призыва. Предполагается, что в составе миллионной Российской армии будет 150 тысяч офицеров и столько же контрактников, соответственно число призывников должно достигать 700 тысяч человек. Еще в ходе дискуссий в 90-е годы наблюдатели указали на основные причины, вынуждающие сохранять в России преимущественно призывную армию. С учетом размеров территории РФ и наличия значительных угроз ее военной безопасности мы вынуждены содержать более многочисленные по сравнению, например, с европейскими странами Вооруженные Силы, обладая при этом скромными экономическими возможностями. Полностью профессиональные сухопутные войска, ВВС и ВМС могут себе позволить главным образом богатые государства, которые уверены, что и в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе им придется вести экспедиционные войны с задействованием относительно небольших в количественном отношении группировок. Россия – страна небогатая, а сценарии наиболее вероятных военных конфликтов предполагают возможность столкновения ее армии с достаточно многочисленным противником. В РФ практически полностью отсутствует традиция формирования Вооруженных Сил на добровольной основе. В истории страны есть лишь короткий трехмесячный период, когда в начале 1918 года в Красную армию брали только добровольцев. Качество сформированных из них частей оказалось ниже всякой критики, и очень быстро большевистское руководство вынуждено было взять курс на принудительную мобилизацию в РККА. Наконец, при переходе на полностью профессиональную армию остается нерешенной проблема накопления обученного резерва, который абсолютно необходим в случае мало-мальски длительного конфликта. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Однако возвращение к принципу комплектования армии преимущественно призывниками выявляет ряд проблем, главной из которых является негативное отношение общества к данной идее. Если военноет повышение престижа призывной службы за счет предоставления льгот в области образования и особенно получения жилья. Что касается первого, то эта система была хорошо отработана еще в советское время. Однако, как представляется, сегодня более сильным стимулом становится реальный шанс обрести собственную крышу над головой, доступность которого может быть достигнута через предоставление отслужившим сверхльготных условий ипотечного кредита с минимальной (в идеале – нулевой) процентной ставкой. Полезно было бы рассмотреть и возможность ограничения или полного запрета приема на работу в государственные учреждения лиц, не служивших в армии, а также введение карьерных ограничений для чиновников, сыновья которых уклонились от призыва. Но все эти предлагаемые льготы, меры по увеличению привлекательности службы, ее гуманизации окажутся безрезультатными без искоренения главного пугала допризывников и чадолюбивых солдатских матерей – дедовщины. Как представляется, одной из ключевых (но не единственной) причин появления этого зла было отсутствие в Советской, а затем Российской армии корпуса профессиональных сержантов. В этой ситуации офицеры в известной степени поощряли дедовщину, поскольку именно старослужащие де-факто выполняли функции, формально закрепленные за младшими командирами. В связи с планами Министерства обороны комплектовать сержантский состав исключительно из профессионалов, а также с учетом вероятного создания военной полиции появляется надежда ликвидации порока, который нередко именуется «неуставные отношения». Вторая группа рисков и вызовов связана с вопросом о том, как уменьшение числа контрактниковпрофессионалов и снижение срока службы до одного года скажутся на боеспособности армии. Думается, что решение сократить продолжительность службы до одного года следует квалифицировать как несколько поспешное и не до конца проработанное (далеко не все последствия этого шага, на мой взгляд, были просчитаны и взвешены). Однако ясно: в ближайшей перспективе увеличить ее не удастся и военным придется действовать в реально существующих условиях, которые делают безальтернативной интенсификацию боевой подготовки солдат-срочников. Так, время нахождения в «учебках» сокращается с шести до трех месяцев, поэтому даже в рамках годичного призыва необходимо довести пребывание солдат непосредственно в войсках до девяти месяцев. На прошедших в конце июня – начале июля оперативностратегических учениях «Восток-2010» военнослужащие, которые провели в войсках всего от нескольких недель до шести-семи месяцев, продемонстрировали, что в принципе могут выполнять свои обязанности. Причем речь идет не только о мотострелках, но и о бойцах таких технически сложных войск, как, например, ЗРВ и РТВ ВВС. В целом акцент нынешнего руководства Министерства обороны на повышении прежде всего качества офицерского состава и создании корпуса сержантов, пусть даже и ценой временного снижения общего числа профессионалов в ВС, представляется вполне логичным и оправданным. В конце концов именно офицеры и унтер-офицеры составляют костяк любой армии, и их подготовка требует значительного времени и ресурсов. В то же время можно предположить, что нынешняя система комплектования имеет переходный характер и в дальнейшем по мере роста экономических возможностей страны военное ведомство вновь начнет наращивать число профессиональных военнослужащих, в первую очередь добровольцев-контрактников. АРМИЯ НОВОСТИ В КРЫМУ ВОЗОБНОВЯТСЯ ТРЕНИРОВКИ ЛЕТЧИКОВ Согласно имеющимся договоренностям с украинской стороной российские летчики палубной авиации смогут начать тренировки на наземном испытательном тренажере корабельной авиации (НИТКА), расположенном в Крыму на аэродроме НовоФедоровка, близ города Саки, во второй декаде августа. После распада СССР НИТКА перешел к Украине. Габариты тренажера эквивалентны параметрам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Россия ежегодно платила Украине 500 тысяч долларов за аренду, а также полностью за свой счет и своими силами ремонтировала все его оборудование. До 2008 года на тренажере регулярно проходили обучение летчики 279-го корабельного истребительного авиаполка Северного флота (аэродром базирования – Североморск-3). В сентябре 2009 года украинская сторона отказалась допустить российских пилотов на полигон, мотивировав это техническими причинами. «БОЛД МОНАРХ»: СПАСЕНИЕ НА ВОДАХ В ходе совместных учений по поисково-спасательным операциям на море «Болд Монарх-2011», которые пройдут в следующем году у побережья Испании, НАТО предлагает сценарий, по которому страны альянса будут «спасать» российскую подводную лодку. По словам председателя Военного комитета НАТО итальянского адмирала Джампаоло Ди Паола, совместные поисковоспасательные операции на море, которые он обсудил в Москве с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба ВС РФ Николаем Макаровым в ходе своего визита с 22 по 24 июля, являются одним из четырех направлений военного сотрудничества России и НАТО. Организация Североатлантического договора каждые три года проводит морские учения под названием «Болд Монарх». Последний раз они проходили в 2008-м в Норвегии. Конференция по планированию учений «Болд Монарх-2011» пройдет уже этой осенью. Россия приглашена к участию в них. Российской ДПЛ предложено стать судном, имитирующим аварийную ситуацию. Задачей кораблей альянса станет поиск ее аварийного буя и выполнение спасательных операций. На предыдущих учениях роль терпящих бедствие кораблей выполняли ПЛ стран НАТО, тогда как российское судно принимало участие в операциях по спасению. Сценарий учений «Болд Монарх-2008», проходивших в Норвегии с 26 мая по 6 июня 2008 года, предусматривал отработку целого ряда экстренных операций. Кульминацией учений стало «спасение» экипажей ПЛ Польши, Дании и Нидерландов, «терпящих бедствие» на глубине более 100 метров. В ходе учений из лодок в спасательные модули перешли и были перемещены в общей сложности около 200 военных моряков. НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ На главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке с 23 по 27 июля с неофициальным визитом побывали сразу два отряда иностранных кораблей – США и Японии. В составе отряда ВМС США – фрегат «Вандергрифт» и тральщик «Пэтриот». Отряд морских сил Японии был представлен эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу». Хозяевами от российской стороны выступали большие противолодочные корабли «Адмирал Пантелеев» и «Маршал Шапошников». Во Владивостоке иностранные суда приняли участие в параде по случаю Дня ВМФ, который праздновался 25 июля. По плану в завершение визита – совместное учение по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие. ЛЕТЧИКОВ ПЕРЕСАЖИВАЮТ НА Су-35С После завершения программы предварительных испытаний и подготовки к совместным государственным испытаниям Су-35С к полетам начинают привлекаться летчики ВВС России. Первым армейским пилотом, поднявшим в небо Су-35С, стал командир одной из войсковых частей заслуженный военный летчик РФ Александр Кружавин. Он высоко оценил летные качества самолета. Су-35С (версия самолета для ВВС РФ) наравне с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) будет определять уровень обороноспособности России. В соответствии с заключенным в 2009 году государственным контрактом на поставку Министерству обороны РФ в период до 2015 года 48 истребителей на заводе компании в Комсомольскена-Амуре уже налажено их серийное производство. Серийные поставки начнутся в 2011 году. Технологии, реализованные в программе Су-35С, позволят российским ВВС в относительно короткие сроки провести частичное перевооружение Военновоздушных сил страны и оперативно освоить технику следующего поколения. БАЛТФЛОТ ЖДЕТ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ Надводные и воздушные силы Балтийского флота (БФ) в ближайшие годы будут значительно усилены. По словам командующего БФ вице-адмирала Виктора Чиркова, планом реформирования сил (войск) флота предусматривается оснащение Балтфлота новыми видами вооружения и военной техники. Флот ожидает поступления в свой состав свыше 10 надводных кораблей (фрегатов, корветов и тральщиков), до 80 самолетов и вертолетов, серьезное перевооружение намечается и в береговых войсках БФ. В минувшем году в состав БФ вошел сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». В канун празднования 65-летия Великой Победы был поднят военно-морской флаг на самой современной дизель-электрической подводной лодке «Санкт-Петербург», которая также включена в состав БФ. Вице-адмирал Виктор Чирков подчеркивает, что основные итоги боевой учебы последних лет показывают: БФ отвечает реалиям XXI века и способен решать поставленные задачи не только в ближайшей морской зоне и на побережье, но и в удаленных районах Мирового океана. По его мнению, об этом наглядно свидетельствуют результаты боевой службы сторожевых кораблей «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый», которые обеспечивали безопасность международного судоходства в Средиземном море и Аденском заливе. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Коллаж Андрея СЕДЫХ www.sukhoi.org
Стр.5