Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета №2 2013

0   0
Страниц199
ID265589
АннотацияЦели, которые преследовали учредители настоящего журнала, состоят в следующем: - предоставить целевой аудитории теоретическую, методологическую и практико-ориентированную информацию, способствующую не только развитию российских и зарубежных исследований в области корпоративного управления и инновационного развития, но и обеспечивающую устойчивое развитие регионов Севера. - удовлетворить растущую потребность научного сообщества и практиков в актуальной, объективной и профессиональной информации по новым неоднозначным вопросам управления бизнесом в условиях Севера, обеспечивающего существенный вклад в развитие мировой экономики. - стимулировать развитие системы электронных научных журналов как специализированных, так и многопрофильных, позволяющей создать принципиально новую информационную среду для российского и зарубежного научного сообщества, помочь представить результаты исследований рассредоточенных в пространстве научных школ и избежать самоизолированности, информационного вакуума.
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета : Научный журнал .— Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет .— 2013 .— №2 .— 199 с. — URL: https://rucont.ru/efd/265589 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 2, 2013 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ГрибановВ. <...> 1 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 2, 2013 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru Целевые установки и возможности социальной политики являются одним из функциональных проявлений существующей социально-экономической системы, реализации ее потенциала развития. <...> В наибольшей степени этой задаче отвечает концепция социального рыночного хозяйства, направленная на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью. <...> Разработанная в послевоенной Германии концепция социального рыночного хозяйства опиралась на мощный теоретический фундамент, созданный немецкими экономистами-неолибералами в 1930-40ые годы ХХ века. <...> В то время как традиционный либерализм исходил из того, что свободное рыночное хозяйство формируется само собой в процессе конкурентной борьбы на рынке, сторонники неолиберализма обозначили свое скептическое отношение к такому механизму эволюции и отбора, подчеркивая роль государства в создании соответствующей институциональной структуры, внутри которой ценовой механизм может работать нормально. <...> Однако говоря о необходимости определенного <...>
Корпоративное_управление_и_инновационное_развитие_Севера_Вестник_Научно-исследовательского_центра_корпоративного_права,_управления_и_венчурного_инвестирования_Сыктывкарского_государственного_университета_№2_2013.pdf
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 2, 2013 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ГрибановВ. В. THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE SOCIAL MARKET ECONOMY AS THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE MODERN WELFFARE STATE Gribanov V. V. В статье раскрываются основные этапы становления и базовые параметры концепции социального рыночного хозяйства, обосновывается, почему именно эта система должна выступать в качестве экономической основы современного социального государства. The article reveals the evolution and basic features of the social market economy concept. It argues the necessity of this system to work as an economic foundation for the modern welfare state. Ключевые слова: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, неолиберализм, ордолиберализм, социально-экономический порядок. Key words: social market economy, welfare state, neoliberalism, ordoloberalism, socioeconomic order. «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», - утверждается в Конституции РФ (Гл.1,ст.7). Констатация того, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» означает приверженность России одному из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Соответственно, и проведение социальных реформ в стране должно исходить из того, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики во главу угла должно ставиться проведение активной политики, ориентированной на обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Однако это возможно только при условии соответствующего реформирования социальной сферы. Процесс становления и развития социального государства представляет собой серию взаимосвязанных, сознательных действий, объединенных общим целеполаганием. 1
Стр.1
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 2, 2013 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru Целевые установки и возможности социальной политики являются одним из функциональных проявлений существующей социально-экономической системы, реализации ее потенциала развития. Одновременно они должны отражать и объективные требования развития общества, его прогресса, повышения отдачи социальной сферы для благосостояния человека. Формирующаяся в настоящее время в России социально-экономическая система пока что явно не справляется с задачей создания необходимых материальных и социально-организационных основ для рациональной и результативной социальной политики. В этих условиях необходимо признание неизбежности процесса социализации экономики, обогащение хозяйствования социальными качествами и целями. Поскольку именно социальные факторы, социальные стимулы, социальные механизмы поведения человека в обществе являются основой экономики, последняя должна не просто выступать в качестве материальной основой прогресса общества, но и служить средством достижения более высоких социальных целей. В наибольшей степени этой задаче отвечает концепция социального рыночного хозяйства, направленная на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Сущность идеи социального рыночного хозяйства, родившейся в послевоенной Германии и ставшей основой проведения в стране соответствующих реформ, заключается в попытке совместить экономическое и социальное путем взаимодополнения, четкого разграничения компетенции общества и государства, экономики и личности. Немецкий экономист Р.Блюм формулирует это следующим образом: «Мы убеждены, что существует бесконечно много всего, что важнее экономики: семья, общество, государство, все социальные формы интеграции вообще… Но все они не могут существовать без экономики… Т.е. все эти надэкономические вещи должны предъявлять требования к экономике. Хозяйство должно эти требования выполнять… Собственная цель экономики – служить таким надэкономическим вещам»[5, с.153]. Таким образом, хозяйство должно подчиняться более общему социальному порядку – задача заключается только в том, чтобы найти условия этого подчинения. Разработанная в послевоенной Германии концепция социального рыночного хозяйства опиралась на мощный теоретический фундамент, созданный немецкими экономистами-неолибералами в 1930-40ые годы ХХ века. В то время как традиционный либерализм исходил из того, что свободное рыночное хозяйство формируется само собой в процессе конкурентной борьбы на рынке, сторонники неолиберализма обозначили свое скептическое отношение к такому механизму эволюции и отбора, подчеркивая роль государства в создании соответствующей институциональной структуры, внутри которой ценовой механизм может работать нормально. Однако говоря о необходимости определенного государственного вмешательства, неолибералы бюрократическим 2
Стр.2
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 2, 2013 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru методам социально-экономической политики кейнсианства противопоставляли, в теории, рыночные методы. Немецкий экономист У. Витт особо отмечает, что в отличие от приверженцев кейнсианских идей, стремившихся не только оправдать вмешательство государства в экономику, но и предложить конкретные механизмы его осуществления, неолибералы считают необходимым выработку четких критериев для ограничения подобного вмешательства с тем, чтобы оно не оказалось пагубным для рыночной конкуренции [10, c.367]. В основе концепции социального рыночного хозяйства лежат работы трех групп ученых. Вопервых, это представители Фрайбургской школы. Находясь в оппозиции к национал-социализму и не ставя под сомнение крушение тоталитарного режима, профессора Фрайбургского университета руководствовались целью разработать основы будущей общественно-экономической модели развития Германии. Данное направление немецкого неолиберализма получило также название «ордолиберализм» (по названию издаваемого ими ежегодника «ORDO» и его предшественника «Ordnung der Wirtschaft»). Как подчеркивает немецкий экономист К.-Х.Хартвиг, «ордолиберализм исходит из убеждения, что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивида, может эффективно обеспечивать общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. Для этого требуются не нравственные сверхлюди, а общие институциональные условия, которые таким образом регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов (реализующих, естественно, собственные интересы), что, в конечном счете, выигрывают все»[1, c.122]. Решающую роль в практической реализации неолиберальных принципов в условиях послевоенного развития Западной Германии, как известно, сыграл Людвиг Эрхард, не входивший в состав данной группы. Однако при разработке программы экономических реформ он целиком опирался на научный совет при управлении экономики Экономического совета бизонии, который был составлен из числа представителей ордолиберальной Фрайбургской школы. Ключевой фигурой здесь был Вальтер Ойкен. Формулируя общие принципы, позволяющие проводить не точечную, а комплексную, взаимосвязанную и долгосрочную политику, Ойкен подчеркивает, что даже в том случае, если реализована полная конкуренция, в ней будут содержаться недостатки, которые нуждаются в корректировке. Отсюда возникает потребность в следующих регулирующих принципах: «1)Борьба с существование на рынке монополистических объединений; 2)политика в области доходов (прогрессивное налогообложение); 3)примат общественных интересов в случае конфликта между экономическим расчетом отдельно взятого предприятия и интересами общества; 4)установление и корректировка минимума заработной платы в случае значительного увеличения численности рабочей силы на рынке труда» [4, c.195-196] 3
Стр.3