Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 25.06.13. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,7. Заказ № 32. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
Д. И. Фельдштейн, д-р пед. наук, проф., вице-през. и академик
РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Российское образование
в проекции на международный опыт
Слишком сложно сравнивать образование в различных
странах: оно отличается не только организацией
и содержанием, но и фундаментальными методологическими
основаниями, целями и, наконец,
идеологическими помыслами…
Еще четверть века назад наши зарубежные коллеги
с восхищением говорили о высоком уровне советского
общего образования. Чем же мы тогда отличались
от многих стран в области общего образования? Самое
важное то, что общее образование понималось в
СССР как необходимое содержание, которым должен
был овладеть каждый растущий гражданин страны. То
есть оно было общим для всех и каждого. Набор учебных предметов на той или иной
ступени обучения как раз и был направлен на формирование и развитие личности подрастающего
поколения.
Неважно, будешь ли ты заниматься физикой, химией или литературой во взрослой
жизни, станет это составной частью твоей профессии или нет. Обучаясь в общеобразовательной
школе на уровне общегосударственных программ для того, чтобы быть цивилизованным,
грамотным человеком, ты обязан был овладеть полным программным
содержанием.
Именно такой подход закладывал мощный интеллектуальный фундамент личности,
а если учесть тот факт, что этому сопутствовал солидный комплекс воспитательных мероприятий
с элементами профориентации (не будем здесь говорить об их идеологической,
содержательной направленности), то становится понятным высокий уровень
подготовленности детей того времени к жизни. Понятна в этом случае и высокая оценка
образования СССР нашими зарубежными коллегами.
Излишний прагматизм, привнесенный к нам из ряда зарубежных стран и пронизавший
общее российское образование, по существу разрушил то понимание его общности,
которое складывалось еще со времен царской России.
Нельзя однозначно сказать, что зарубежный прагматизм сыграл только отрицательную
роль в судьбе нашего общего образования. Некоторые образовательные учреждения
России (специализированные центры, к примеру) сохранили фундаментальность,
и прагматизм в форме практической направленности обучения привнес значительный
перевес в сторону положительной мотивации.
Приходит уверенность в том, что «слепое» подражание и автоматический перенос в
наше образование западных подходов далеко не всегда дает положительные результаты.
Надо хорошо знать историю своего образования, историю его становления. Для нашего
образования (особенно для 50–70-х годов ушедшего столетия) были характерны
выверенность, стабильность, фундаментальность.
Стр.2