Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 22.04.13. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 16,27. Заказ № 22. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
Д. И. Фельдштейн, д-р пед. наук, проф., вице-през. и академик
РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Полная школа
как результирующий фактор
общего образования
Заключительные аккорды учебно-воспитательного
процесса в школе всегда были значимы и
судьбоносны. Если весь фронт общего образования
(начальная школа — основная школа — полная
(старшая) школа) выстроен как одно целое, как
ступени, обеспечивающие полновесное решение
учебно-воспитательных задач на каждом этапе
общего образования, то можно сказать, что старшая
школа выполняет функцию системно-образующего
звена. Действительно, если уже с начальной школы
дети приучены к самостоятельности, к творческому
поиску, а в основной школе эти навыки закрепляются
на более сложном содержании и приобретают более высокий уровень, то в
старшей школе учащиеся, углубляя и расширяя данные навыки, используют их при
разработке собственных познавательных проектов. В этом случае у учащихся формируются
такие компетентности, которые позволяют уверенно получить высокий результат
по Единому государственному экзамену, даже специально к нему не готовясь.
Кроме этого, у выпускников в этом случае вырисовывается четкое представление о
своем будущем.
Однако, если начальная школа, как и основная, существуют только как то, что
просто в силу устоявшихся традиций необходимо «пройти». Если эти ступени не
нацелены на подготовку к жизни, к старшей школе. Если эти ступени в школе существуют
на остаточном принципе: «…а вот когда дети придут в выпускной класс, там
всему научат…»), то результаты всегда бывают плачевными. Появляется необходимость
прямого «натаскивания» на ЕГЭ и нередко посредством репетиторов. Знания
в этом случае весьма зыбкие, а будущее выпускника, как правило, расплывчатое.
Вот почему важно обеспечивать прочную преемственность между последующими
ступенями общего образования, реализуя современные к нему требования.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко
Деятельность моделирования как фундаментальная
учебная деятельность
Л. И. Боровиков
Искусство. Духовность. Жизнь.
К разработке онтологических основ молодежного
бытия
А. Я. Тамакаев, М. А. Сафина
Основные компоненты разработки и реализации
стратегии развития образовательного учреждения
И. Л. Беленок
Сдаем физику в форме Единого государственного
экзамена
Ю. Г. Молоков
О Программе развития образования района
Письмо руководителю муниципального управления
образования
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
А. Н. Величко, А. Н. Москвина, Т. И. Роженко
Внутришкольный контроль реализации требований
к результату обучения по формированию универсальных
учебных действий
В. Н. Клепиков
Создание развивающей среды для формирования
математической культуры школьников
Н. Е. Буланкина
Интеллектуальное плюс и минус-моделирование
при овладении информатизацией образования
ФОРУМ
Н. Е. Буланкина
Новое время. Новая школа. Новый учитель
Вступительное слово к материалам форума
О. Н. Гавричкина
Размышления по поводу федерального государственного
образовательного стандарта второго
поколения и о современной школе
С. В. Москаленко
Современные педагогические технологии на уроках
иностранного языка в начальной школе
И. А. Фадейчева
Новой школе — новые технологии
С. В. Новикова
Современный урок иностранного языка —
современной школе
70
72
74
77
79
53
59
65
5
17
23
32
48
А. А. Дектярь, Г. Д. Раевская
Использование технологии продуктивного чтения
и системы развивающих заданий на уроках английского
языка
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
А. Я. Тамакаев, И. Р. Геряк
Духовно-нравственные основы патриотического
воспитания в общеобразовательных учреждениях
Е. А. Окорокова
Педагогическое проектирование как форма
самообразования учителя
Ф. Я. Есенакаева
Рабочая программа по основам краеведения
(Ямало-Ненецкий автономный округ)
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В. Ю. Бобровницкая
Мифология исследовательской деятельности
учащихся
Л. В. Панфилова, А. М. Валов
Информационная образовательная среда
современной школы в условиях Новосибирского
Академгородка
Е. Н. Плотникова, О. В. Гудымова
Научно-исследовательская деятельность школьников
информационно-экономического лицея
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
И. В. Кузнецов
Структурный анализ стихотворения
В. А. Бикеева
Разработка мероприятия, посвященного творчеству
и жизни Владимира Высоцкого
А. В. Кудасова
Интеллектуальные игры «Лицейские уроки»
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Основные направления современного обучения:
практическое применение и общая значимость
в образовании школьников
Библиографический обзор
Подготовил С. Ю. Половников
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила Т. П. Стасенко
133
136
116
121
128
105
108
112
85
90
97
82
Стр.3