Yj Золотая Медаль
3 ИБИРСКИ И
УЧРЕДИТЕЛИ:
X-J ) Сибирской Ярмарки «УчСиб-2000»
ЧИТЕЛЬ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, начальник отдела
кадровой политики Министерства образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области
И.
J1. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф педагогики Педагогического института
Южного федерального университета, г. Ростов-наДону
Я.
Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф , зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и
психологии НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел : (383)223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel'
(Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2011. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Подписано в печать 8.06.11. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ. л. 30,0. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО.
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед наук, проф , ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г Кемерово
A. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
B. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования,
науки и инновационной политики
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АптГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского
языка и литературы высш. квалиф. категории гимназии
№ 10 г. Новосибирска
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед.
наук, проф., председатель Сибирского отделения
РАО, г Красноярск
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Т. И. Горелова
Дидактические принципы как фактор интеграции деятельности
педагогов образовательных учреждений
В. Я. Синенко, А. П. Кондратенко
Интеграция в преподавании естественных и общественных
наук. Поучительные примеры из истории науки
A. Г. Бермус
Компетентностный подход в образовании: истоки, промежуточные
итоги и перспективы
И. Ю. Мельникова
Интегральная основа образовательного пространства
Е. В. Бондаревская
Поиск путей возрождения российской духовности и
нравственности в контексте интеграционного подхода
B. Н. Клепиков
Интегративное освоение общечеловеческих ценностей
Е. Н. Воротникова, А. С. Воротников
Интеграция усилий институтов воспитания как средство
улучшения детско-родительских отношений
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Н. Е. Буланкина, О. Л. Иванова
«Тьюторизация» школы как кадровая проблема в свете
культурного самоопределения личности
Л. П. Красноперова
Интеграция основного и дополнительного образования
как условие успешной социализации сельских
школьников
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ
В. Г. Филатова
Международный проект «Эколит»
шгос
А. В. Молокова
Введение федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
в Новосибирской области: проблемы и решения
А. В. Молокова, Н. В. Новикова,
Т. В. Двороковская
Теория и практика межпредметной интеграции в начальной
школе
О. О. Савина, О. М. Смирнова
Компетентностный подход к интеграции учебных курсов
психологии и обществознания
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
С. А. Кривушев
Интеграция образовательного пространства «технический
лицей — вузы» как условие эффективного профильного
обучения школьников
Е. С. Митюшова
Интеграция как необходимое условие формирования
профессиональной компетентности учителя английского
языка дошкольных учреждений
Е. В. Бирюлева, М. А. Капустина
Перспективы подготовки учителей к реализации курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
71
74
77
59
63
57
46
54
О конкурсе «Учитель года»
26
33
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Р. С. Мустафина
Использование виртуальных лабораторий на уроках экологии
4
0 МАСТЕР-КЛАСС
Н. М. Савина
Творческие домашние задания по химии
К. К. Сулейманова
Творческие задания на уроках русского языка в начальной
школе. Из опыта работы
МЕТОДКАБИНЕТ
Т. Б. Акимкина
Система исследовательской деятельности как средство
формирования метапредметных знаний
И. В. Рогова
Интегрированный урок в третьем классе: литературамузыка
Е.
И. Новикова
Использование метода проекта на уроке информатики:
повышение учебной мотивации
С. Д. Якушева
Особенности проектной деятельности в начальной школе
И. Е. Елизова
Проектирование в деятельности младших школьников
Е. И. Гвоздикова
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках
русского языка
Э. Л. Ликсонова
Метафора в практической деятельности педагогов
и психологов
6 8 ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Постановление
Бюро Президиума Российской академии образования
О
модернизации системы дополнительного профессионального
педагогического образования
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Дидактические основы интеграции
Библиографический обзор
Подготовила
Е. С. Карамнова
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила
Т. П. Стасенко
Аннотации
Сведения об авторах
12 1
12 4
91
94
97
104
110
112
88
8 3
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА
5
а
i s
Интервью с победителем областного конкурса
«Учитель года — 2011»
Зиновьевой
Натальей Викторовной
Т. Н. Гончарова
Мои впечатления о конкурсе
О. А. Зоммер
«Учитель года», или снова в школу
Ю. Ю. Черявко
8 0
8 4
Стр.2
Contents
PROBLEM OUTLINE
Т.
I . Gorelova
Didactic Principles as a Factor of Teachers' Activity
Integration at Educational Institutions
V. Ya. Sinenko, A. P. Konratenko
Integration in Teaching Natural and Social Sciences.
Didactic Examples from the History of Science
A. G. Bermus
Competence Based Approach to Education: Origins,
Intermediate Totals and Perspectives
I. Yu. Melnikova
Integral Basis of Educational Field
E. V. Bondarevskaya
The Search of Ways to Revive Russian Spirituality and
Morality in the Context of Integration Based Approach
V. N. Klepikov
Integrative Assimilation of Universal Values
E. N. Vorotnikova, A. S. Vorotnikov
Integration of Educational Institutions Forces as a
Means to Improve Child-Parent Relationships
RESEARCH QUEST
N. E. Bulankina, O. L. Ivanova
«Tutorization» of School Viewed as a Staff Problem in
Cultural Self-Determination of Personality
L. P. Krasnoperova
Integration of Basic and Supplementary Education as
a Condition of Successful Socialization of Rural
Students
EDUCATION ABROAD
V. G. Filatova
«Ecolit». An International Project
THE FEDERAL STATE
EDUCATIONAL STANDARD
A. V. Molokova
Introduction of the Federal State Educational Standard
of Primary School Education at Novosibirsk Region:
Problems and Decisions
A. V. Molokova, N. V. Novikova,
Т. V. Dvorokovskaya
Intersubject Integration at Primary School: Theory and
Practice
О. O. Savina, О. M. Smirnova
Competence-based approach to Integration of
Psychology and Society Studies
TEACHERS' COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
S. A. Krivushev
Integration of Technical Lyceum and Higher
Educational Institutions as a Condition of Effective
Profile Education of Students
E. S. Mitushova
Integration as a Necessary Condition to Form
Professional Competence of the English Teachers at
Infant Schools
E. V. Biruleva, M. A. Kapustina
Realization of Basics of Religious Cultures and Secular
Ethics Course: perspectives of teachers' training
71
74
77
59
63
68
57
46
54
3 3
40
5
8
15
COMPETITIONS OF PROFESSIONAL
SKILLS
N. V. Zinovieva
The Interview with the Winner of the Regional Stage of
Competition «The Teacher of the Year — 2011»
T. N. Goncharova
My Impressions of the Competition
0 . A. Zommer
«The Teacher of the Year», or Back to School
Yu. Yu. Cheryavko
About the Competition «The Teacher of the Year»
INFORMATIZATION OF EDUCATION
R. S. Mustafina
Virtual Laboratories at Ecology Lessons
TEACHING WORKSHOP
N. M. Savina
Creative Home Tasks on Chemistry
К. K. Suleimanova
Creative Tasks at Russian Language Lessons at Primary
School. From Experience
OUR TEACHERS' ROOM
Т. B. Akimkina
The System of Research Activity As a Means to Form
Metasubject Knowledge
1. V. Rogova
Literature and Music: An Integrated Lesson at Third
Form (Primary School)
E.
I. Novikova
Project Based Method at Informatics Lesson: Higher
Teaching Motivation
S. D. Yakusheva
The Peculiarities of Project Activity at Primary School
I. E. Elizova
The Role of Projecting in the Pupils' Activity (Primary
School)
E.
I . Gvozdikova
Creative Task Solution Theory at the Russian language
lessons
E. L. Liksonova
Metaphor in Educational and Psychological Practice
ON GOOD AUTHORITY
Decree of th e Presidium Offic e of th e Russian
Academy of Education
About th e Modernizatio n of th e System of
Supplementary Teacherk Training Education
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
Didactic Fundamentals of Integratio n
Bibliographical
Review
Compiled by E. S. Karamnova
New Arrival s
int o th e Librar y
o f
th e
Novosibirsk Teacher Upgrading and Retraining
Institut e
Compiled by T. P. Stasenko
Summaries
About Authors
120
121
124
118
110
112
97
99
104
91
94
88
3 9
Стр.3