МШШ _ _
^
УЧРЕДИТЕЛИ:
Департамент образования Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Зам. главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературный редактор
Ю. А. Бурматова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., зав. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол наук, проф каф коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
С. П. Аверин, канд. пед. наук, доц., проф. Красноярского
ИПКРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., декан фак-та повышения
квалификации НГПУ
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики
НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики
НИПКиПРО
Корректор Оксана Иващенко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод оглавления Виктора Гаргая
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел.: (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в
Международном регистрационном каталоге.
Для печатной eepcHH:ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2009. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года
Подписано в печать 15.12.09. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ. л. 8,0. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО
iss n 1в17-ьчаа
Г. н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед наук, проф , ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. В. Иванов, руководитель департамента образования
Новосибирской области, заслуженный учитель
РФ
О. Г. Косиненко, учитель высш. квалиф. категории,
зам. директора по НМР МОУ «Гимназия № 11» г. Новосибирска,
заслуженный учитель РФ
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед.
наук, проф., зав. каф. педагогики АптГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед.
наук, проф., председатель Сибирского отделения
РАО, г. Красноярск
На первой странице обложки: воспитанники
авиамодельного клуба "Взлет" города Новосибирска
Фото на обложке:
Антон Уницын (www.unitsyn.com)
,„ (штш. «mm тж шт зт mm шт~шт Золотая Медаль
Сибирской Ярмарки «УчСиб—2000а
У ЧИТЕПЬ «».« — -
основан и издаётся с ноября 1998
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Детская одарённость
в условиях современного
образования
условиях значительных перемен в образовании (к которому общество сегодня
предъявляет особые требования) талант, характер, интеллект стано;
вятся доминирующими при формировании так необходимой элиты будущего.
Вследствие этого внимание к детской одарённости резко возрастает.
К сожалению, пока нет строгого, однозначного толкования детской одарённости.
Почему «к сожалению»? Потому что различные толкования одарённости детей обусловливают
использование различных подходов к их воспитанию и обучению.
Сторонники полиодарённости утверждают, что если одарённость проявляется
только в одном направлении, то в остальных она находится в латентном состоянии,
и требуются усилия для её раскрытия. Отрицать не будем: такие дети есть. Но все ли
дети, одарённость которых явно проявляется в одной сфере деятельности, одарены
и в других сферах? Большинство педагогов и психологов склонны рассматривать
одарённость как феномен в определенной области знания. Думается, возможны различные
случаи, что нередко и наблюдается.
Другое дело, всякая ли успешность ребёнка есть его одарённость? Не торопимся
ли мы, прикрепляя вывеску «Одарённость» к той или иной успешности?
Сегодня (кроме спортивных, музыкальных, изобразительных, рукотворческих достижений
детей) в системе общего образования доминирующим критерием одарённости
детей в области тех или иных предметных областей являются олимпиады.
Безусловно, они позволяют выявить уровень этого феномена, но требуют весьма
продуманных подходов при отборе как участников, так и организационных форм проведения.
Важно
понять, что одарённость детей — весьма уязвимое явление. Невнимание
или неверная работа с такими детьми очень быстро отбрасывает их к уровню «середняков»
с последующими психофизиологическими проблемами.
Только интегрированные усилия педагогов, психологов, родителей, да и всей общественности
позволят успешно взрастить такой хрупкий цветок одарённости.
Стр.2