Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогическое эхо

Педагогическое эхо №1 (194) 2011 (5,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID265315
АннотацияГазета работников образования Новосибирской области издается 1994 года. На ее страницах вы можете поделиться интересным профессиональным опытом, впечатлениями о проведенном мероприятии или рассказать о достижениях своих коллег. Мы продолжаем выпуск методической вкладки, где публикуем сценарии праздников, викторин, тематических вечеров, классных часов. Газета выходит один раз в месяц
Педагогическое эхо : Газета работников образования Новосибирской области .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2011 .— №1 (194) .— 8 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/265315 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Навстречу «Нашей новой школе» На встрече присутствовали специалисты Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, представители палаты РФ и области, руководители учреждений города и представители различных общественных' организаций. <...> 2-3 Унрвппяо м дети н у ю памнт ь Обращаясь к участникам заседания, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко напомнил, что в начале 2010 года Президент РФ утвердил национальную инициативу «Наша новая школа», которая должна способствовать обновлению всего учебно-воспитательного процесса, и связана с решением стратегических задач по модернизации всех сфер жизнедеятельности. <...> О роли общественных советов в совершенствовании школьной инфраструктуры рассказала Раиса Дмитриевна Салмина, директор Фонда по поддержке гимназии N° 1. <...> Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в реализации которого советы образовательных учреждений могут и должны сыграть существенную роль, является модернизация школьной инфраструктуры. <...> Требования, выдвигаемые к инфраструктуре новой школы, предполагают существенные изменения, но они (Окончание на с. <...> На вкладке этого номера — материалы для проведения досуговых мероприятий в школе. <...> Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. <...> Выход из такой ситуации, по мнению Раисы Дмитриевны, — в объединении таких школ в образовательный комплекс с административным подчинением лидирующей школы и с перепрофилированием одного здания под начальную школу, а другого — под среднее и старшее звенья. <...> В заключении встречи ее участники отметили, что реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — очень Рчшслф ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 5X0 важная задачадля всего российского общества, требующая дополнительных поэтапных планов, программ нормативно-правового обеспечения и обязательного вовлечения <...>
Педагогическое_эхо_№61_2011.pdf
Газета работников о&разпваниа Новосибирской о б лапт и ль и *"• ~| •• Hi fci • gf iiibi— •' iii I У-" —'•и 1 tk'-'w IHI м я* -j > ЯШШ»ЬШ1г. Навстречу «Нашей новой школе» На встрече присутствовали специалисты Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, представители палаты РФ и области, руководители учреждений города и представители различных общественных' организаций. Общественной образовательных * •• *1 • — — Si m С Днём зашитников Отечества! номере: • PdilOHTHC реч и на уроках русского языка С. 2-3 Унрвппяо м дети н у ю памнт ь Обращаясь к участникам заседания, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко напомнил, что в начале 2010 года Президент РФ утвердил национальную инициативу «Наша новая школа», которая должна способствовать обновлению всего учебно-воспитательного процесса, и связана с решением стратегических задач по модернизации всех сфер жизнедеятельности. «Весь 2010 год проходил под знаком Года учителя — специалиста, профессия которого играет очень большую роль в жизни каждого человека, — отметил Василий Алексеевич. — В этом году к проблемам обучения и воспитания приковано особое внимание. Уверен, что в последующие годы эта заинтересованность проявится в еще большей степени». Также губернатор обратил внимание на повышение престижа профессии учителя. «Если мы хотим, чтобы учитель работал с полной отдачей и творческим подходом, мы должны создать ему достойные условия и по зарплате, и по жилью. Мы разработали программу строительства жилья для работников образования, здравоохранения, культуры, и уже в 2011 году начнем ее реализовывать», — сказал он. О роли общественных советов в совершенствовании школьной инфраструктуры рассказала Раиса Дмитриевна Салмина, директор Фонда по поддержке гимназии N° 1. В своем выступлении она отметила, что функционирование любого цивилизованного государства — это, прежде всего, взаимодействие друг с другом трех общественных институтов: института государственности, института семьи и системы образования. Эти три структуры, объединившись, могут и должны выработать скоординированную программу модернизации системы образования. И именно они представлены в управляющих советах образовательных учреждений для гарантии всестороннего и полного учета образовательных потребностей и выработки адекватной образовательной политики этих школ. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в реализации которого советы образовательных учреждений могут и должны сыграть существенную роль, является модернизация школьной инфраструктуры. Требования, выдвигаемые к инфраструктуре новой школы, предполагают существенные изменения, но они (Окончание на с. 2) С. 4-5 i Когда прекрасное творит прекрасное С. 6 i Говорим по-русски. Загадки фразеологии С. 7-8 Уважаемые читатели! Мы продолжаем выпуск специального тематического приложения для подписчиков "Методические материалы для учителей". На вкладке этого номера — материалы для проведения досуговых мероприятий в школе. Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. Редакция газеты «Педагогическое эхо» Тел. 223-13-81. E-mail: iio99@mail.ru redaklor_vido@ngs.ru
Стр.1
январь 2011 (Окончание. Начало на с. 1) не могут быть воплощены моментально. Очень часто в городах можно наблюдать ситуацию, когда в соседних школах обучается неравное количество учеников, да и качество образования в них отличается. Выход из такой ситуации, по мнению Раисы Дмитриевны, — в объединении таких школ в образовательный комплекс с административным подчинением лидирующей школы и с перепрофилированием одного здания под начальную школу, а другого — под среднее и старшее звенья. Кроме прочих плюсов, это позволит учесть и возрастные физиологические особенности детей. В заключении встречи ее участники отметили, что реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — очень Рчшслф ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 5X0 важная задачадля всего российского общества, требующая дополнительных поэтапных планов, программ нормативно-правового обеспечения и обязательного вовлечения в обсуждение общественности, без активного участия которой модернизация образования не может быть успешной. По материалам http://websib.ru йдчмьиы х КЛАССОВ Ш чф/мжш к /гдихж^У с 9шы/о а 1 у^ыжисср^сснх>г о Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Исследования показывают, что к в—7 годам у ребенка сформирована готовность связно говорить на определенные темы, однако без специального обучении большинство детей не овладевают речью в должной мере. Как известно, основная задача учителя: научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т. е. создавать текст, речевое произведение, высказывание, Порою учащиеся бывают равнодушны к урокам русского языка потому, что их заставляют знать грамматику, но не учат понимать смысл и этическую ценность текста. А чтобы они любили создавать текст (писать сочинение), надо пробудить у них жажду творчества, а для этого нужны вдохновенные уроки русского языка и системный подход к решению задач речевого развития, кото рый реализуется при соблюдении трех условий; обеспечения правильной речевой среды, создания предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, активизации словаря. Ощущение значимости и красоты текста учитель должен передавать детям на каждом уроке. И в этом могут помочь музыкальные произведения. Именно на таких уроках создается атмосфера, способствуощая творческому подъему. Первый этап работы — подготовительный. Можно предложить тему, которую подсказывает январь «В чем красота русской зимы?». За красотой января хорошо наблюдать на прогулке. Дети всегда с восторгом рассматривают белоснежные сугробы, снежные шубки на деревьях, а на уроках русского языка делятся своими находками. День — пасмурный, ненастный; воздух — свежий, морозный, обжигающий, чистый, колючий, бодрит; снег — пушистый; небо — хмурое, серое; туча — пухлая, серая, тяжелая, нависла, заволокла; зима — белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, морозная. На каждом уроке необходимо проводить упражнения по развитию речи одновременно с формированием грамматических понятий и орфографических навыков. Поэтому на следующий день предлагается таблица Ns 1 «Подбери красочные определения». В ней содержатся олова; день, воздух, солнце, снег и др. С ними ученики составляют словосочетания, включая их в предложения, одно из которых можно записать для грамматического разбора. Белая пухлая туча заволокла небо. Таблица №1 Воздух Снег Иней Пес Снежинки свежий, морозный, чистый, колючий пушистый, белый серебристый, легкий зимний, красивый узорчатые, нежные, серебристые, ажурные Туча тяжелая, белая, пухлая Можно еще раз выйти на прогулку и продолжить подбор словаря для сочинения. На этот раз поискать сравнения, глаголы: как переливается снег? С чем можно сравнить чистый зимний воздух? Ответы детей можно оформить в виде таблиц № 2 «Подбери глаголы» и № 3 «Подбери сравнения». На уроке грамматики и чтения составляются предложения. Псщ солнечными лучами искрятся снежинки. Алмазными россыпями сверкают сугробы. в воздухе кружатся маленькие звездочки. Искрятся снежинки разноцветными огоньками. Можно пронаблюдать за метелью и тоже поработать над обогащением словаря. Что так кружит снег, бросает его на землю? (Ветер). Какими глаголами можно описать действие ветра? (Бушует, кружит, бросает). Ветер какой? (Злой, свирепый). Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видао). Какими словами опишем действия снега? (Снег идет, валит, сыпТаблица №2 бодрит, холодит валит переливается, блестит дремлет, спит, очаровывает падают, порхают, кружатся, искрятся заволокла, затянула, нависла лет, падает). Какое из этих слов наиболее точное? (Валит). Почему же снег валит с неба? (Тучи заволокли небо). Какие тучи? (Тяжелые, снеговые, свинцовые, серые, мрачные). Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи наполнены снегом, что из них так и валит снег? (Тяжелые, снеговые тучи). Все слова дети записывают в тетрадь, а затем составляют устный рассказ «Пурга». Таблица №3 прозрачен,как хрусталь; обжигает огнем белый, как сахар как огоньки словно сказка похожие на цветочки, на звездочки
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 5X0 К этому слову подбираются синонимы: метель, буря, круговерть. Учитель может помочь детям начать рассказ: Я заметил, что стало на улице темно... (далее продолжает учащийся). Затем можно прочитать фрагмент повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло... Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным. Использование художественной «Январь». Перед прослушиванием учитель рассказывает о композиторе... Представим такую картину: зима, январь, Чайковский сидит у камина, смотрит на угасающий огонек, и его переполняют чувства, то нежные, спокойные, то тревожные, беспокойные. Тревога оставляет в его душе какой-то след. Эти чувства рождают музыку. Включается мелодия П. Чайковслитературы при подготовке к сочинению — это тоже важный этап. Дети сами ищут красивые зимние описания у Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого и др. Все это можно записывать в черновые альбомы «Времена года». В качестве подготовки к сочинению можно написать миниатюры «Погода сегодня». Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Воздух чистый, прозрачный. Мороз щиплет щеки. Проказы зимы Наступила белоснежная зима. Она принесла с собой вьюги, метели. Везде большие сугробы. <...> Снег под солнцем горит играющим серебристым полем, словно осыпанный звездами. А когда мороз и на окнах красивые узоры, можно провести такую беседу. Что вы видите на окнах? (Узоры). Какие узоры? (Ледяные, причудливые, необыкновенные, удивительные, сказочныеКто их нарисовал? Как? (Мороз разрисовал, покрыл окна узорами), Составляются словосочетания, а потом предложения; Мороз разрисовал окна причудливыми ледяными узорами. Следующий этап подготовки — конструирование сложных предложений. Они делают высказывание более точным, выразительным. Из двух предложений сделать одно: Причудливыми узорами сверкаянварь 2011 Начало — Мягко, нежно звучит музыка. 2-ая — Но вот музыка зазвучала тревожно. 3-ая — И снова полились спокойные звуки. Тревога улеглась. 4-ая — Но вот неожиданно мелодия взметнулась. 5-ая — Постепенно мелодия успокаивается. — Как можно озаглавить наше сочинение? (Зимние мелодии. Мелодии зимнего леса. Зимняя сказка). Словарно-орфографическая кого, учащиеся слушают, а затем делятся своими впечатлениями. Какие чувства вызвала эта музыкальная пьеса? (Нежность, спокойствие). После этого тщательно анализируется каждая часть. Как звучит музыка в самом начале? (Мягко, нежно, таинственно). Какая картина предстает перед вами, когда мы слушаем эту спокойную мелодию?(У7ес, деревья в зимнем уборё). Попробуем словами описать красоту зимнего январского леса (Голые деревья надели зимние шубки). Еще как можно сказать о зимних деревьях? (Зима подарила им зимние шубки и белые полушалки). Какие же глаголы можно использо вать? Зима накинула, набросила на деревья, покрыла, укрыла деревья... И вот эти спокойные звуки сменяются другими? Какими? (Тревожно, настороженно звучит мелодия). Чем это вызвано? Это подошел человек и дотронулся до веточки дерева, а деревце взволнованно прошептало: «Не тронь меня! Мне так тепло в белой нарядной шубке». И человек ушел. А еще у кого какие картины возникли? (Зайчик пробежал или лисичка и задели веточку, а она вздрогнула от неожиданности. Снова все спокойно. Тревога улеглась. Но вот снова беспокойные звуки. Что бы это значило? (Налетела метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли (затянули) небо. С неба валит снег. А злой ветер бушует, кружит снег, охапками бросает его на землю). ют на солнце ледяные веточки. И веточки нарисовал на окнах мороз. Учащиеся составляют: Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз. Отсюда рождается сочинение — миниатюра. «Зимняя фантазия» Мороз разрисовал окна сказочными ледяными узорами. На стеклах пушистые веточки, а на них иней. Он переливается на солнце серебристыми огоньками. Узор—глаз не оторвать! После этого можно приступать к сочинению по музыкальному произведению. Произведения П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова дают богатый материал для творческой фантазии детей, заставляют их сопереживать вместе с автором, обогащают словарь, чувства, воспитывают культурного слушателя. Возьмем музыкальную пьесу П. Чайковского подготовка Рояль, иней, охапки снега, неожиданно, бесновалась, симфония, мелодия, увертюра. Можно взять эпиграф из стихотворения А. Пушкина «Мечтатель» (1815) И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела. О стихе А. Пушкина П. Чайковский говорил: «В его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это чтото и есть музыка». Мелодии зимнего леса (вариант детского сочинения) «Мягко, нежно звучит музыка. Она напоминает зимний лес. Зима подарила деревьям белые шубки и полушалки. (На голых ветках деревьев лежит легкий пушистый иней и переливается на солнце серебристыми огоньками)». Итак, занятие состоит из двух эта Итак, какие глаголы можно здесь использовать: заволокли небо, кружит снег, бушует ветер, бросает снег охапками. И снова тихая мелодия. Это успокоилась метель, выглянуло солнышко. И снова все засверкало,заблестело под его лучами. Речевая подготовка. Какие можно подобрать слова к музыке? В 1-й части — Как она звучит? (Мягко, нежно). Ко 2-й части (Тревожно, взволнованно, настороженно). К 3-й части (Тревога улеглась и снова полились спокойные звуки). К 4-й части (Мелодия взметнулась, полился яростный поток звуков). К 5-й части (Постепенно мелодия успокаивается. Полились звуки удивительной чистоты. Угомонилась метель). — Какие слова можно использовать для перехода от одной части к другой? пов: подготовительного и основного. Огромную роль играет подготовительный этап — это работа над обогащением словаря: (подбор синонимов, метафор, сравнений); работа с текстами — образцами художественной литературы: написание мини-сочинений, работа с музыкальным произведением. Такой подход в описании разных по характеру произведений искусства не только поможет учащимся овладеть грамотным письмом и богатствами русского языка, но и научит лучше их оценивать, а главное — получать большое наслаждение при их восприятии. И чем больше в уроки русского языка вторгается живопись, музыка, литература, тем выше уровень грамотности, яснее мысль, выразительнее и эмоциональнее слог сочинений. Искусство обогащает, развивает, облагораживает душу ребенка. Такие мостики между предметами позволяют учащимся яснее понять, что живопись, музыка, литература — это составляющие единого целого — искусства. Л. А. Решетникова, преподаватель русского языка и литературы, Карасукский педагогический колледж, Новосибирская область з
Стр.3