Газета работников образования Новосибирской области
[1?
[Ь
№ 11 (144) НОЯБРЬ 2006 г.
Новые стандарты
образования
в российских школах
Новые стандарты образования позволят снизить нагрузку на
школьников. Департамент государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Министерства
образования и науки Российской Федерации начал разработку
этого проекта.
«Стандарт — это некий компромисс
между школьником и государством.
Школьник обязан учиться, а государство
— создать условия для получения
знаний, — говорит секретарь
отделения среднего и общего образования
Российской академии обрабезопасность
образовательных учреждений
и т. д.
Директор департамента-разработчика
Исаак Калина важной составляющей
образовательного стандарта
считает учебники. Министерство
ужесточило требования к качеству
В номере :
• Опыт сельских
учителей
Музыкальное
воспитание
I Дарение подарков
С. 5
I Игры. Гармония.
Развитие
Молодёжная
политика
Послания
через века.
• Из школьной
жизни
В океане юмора
С.11
зования (РАО) академик Александр
Кузнецов. — Но в прежних стандартах
об обязательствах государства не
было и речи. Теперь же будет учитываться
и квалификация преподавателей,
и создание соответствующей
материально-технической базы, ее
эффективное использование, и финансирование
инновационных методик.
Это то, что может гарантировать
качество образовательных услуг».
Кроме того, разработчики будут
учитывать «педагогически важные
бытовые условия»: санитарные нормы,
здоровое питание школьников,
учебной литературы и привлекло к
экспертизе Российскую академию
наук и РАО.
Еще один аспект — регулирование
нагрузки на учащихся. «Мы привыкли
судить об учебной нагрузке по
количеству часов. А ведь дети чаще
утомляются, когда урок выстроен
скучно и однообразно, — говорит
академик Кузнецов. — Наша страна
занимает последнее место в мире по
количеству учебных дней в году
(в среднем 165). Например: в странах
Европы дети учатся в течение 200,
(Окончание на с. 3)
• Внимание:
подписка!
С.1 2
Уважаемые читатели!
Мы продолжаем выпуск специального тематического
приложения для подписчиков
"Методические материалы для учителей". На
вкладке этого номера — материалы для проведения
зимних мероприятий.
Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем
ваши материалы по адресу:
630007, г. Новосибирск, Красный проспекг, 2.
Редакция газеты «Педагогическое чхо»
Тел. 223-13-81.
E-mail :rusanovarg)nipkipro.ru,
sekisova@nipkipro.ru
С.6
С. 7
С.2, 9
С. 4
С.8
С.10
Стр.1
ноябрь 2006
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО
«ГОДЫ ЧНДЕС»
В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Выпускники! Ими гордится любая школа. Они выходят во взрослую жизнь с новыми планами и идеями... «Школа
профессионального мастерства педагога дополнительного образования» при кафедре педагогики Новосибирского
института повышения квалификации и переподготовки работников образования не только гордится
своими выпускниками, но и сотрудничает с ними, радуется их новым успехам
Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с особенностями их педагогической деятельности.
Вот и начался новый учебный год,
за школьные парты сели вчерашние
дошкольники. Первый день в школе —
цветы, улыбки поздравления и радостное
волнение: «Я уже школьник»...
Это было вчера, а сегодня необходимо
определить траекторию развития
личности дошкольника: становление
его инициативности, самостоятельности,
ответственности, развитие межличностной
и межкультурной толерантности.
В
психологии хорошо известен тот
факт, что чем младше ребенок, тем
более он чувствителен к стилю взаимодействия
с ним взрослого и тем легче
воспринимает этот стиль в качестве
общепринятого и закономерного. В
дальнейшем ребенок
становится
носителем и
транслятором
именно
тех
норм, которые
содержатся в
этом стиле. Более
того, именно
в контексте
взаимодействия
педагогов
с
детьми, родителями
и происходит
развитие
личности ребенка.
«Годы
чудес»—так
называют
исследователи
дошкольное
детство. Действительно, это уникальный
возраст, в котором закладывается
фундамент развития будущей
личности. В связи с сокращением в
последние годы количества дошкольных
учреждений увеличилось число
«домашних» детей. Все чаще звучит
вопрос: «Что с ними делать, как подготовить
к школе детей, не посещающих
детский сад?» Возможны разные варианты
решения этой проблемы, но
один из них, уже реально существующий,
— Школа раннего развития в учреждении
дополнительного образования.
Школа
раннего развития (ШРР)
«Светлячок» в Чулымском Доме детского
творчества была открыта в 1996
году. За десять лет выпускниками шко...и
дети в творческом процессе
групп происходит в соответствии с возрастом
детей — 4,5,6 лет. Программа
обучения рассчитана на один, на два и
на три года обучения. Дети четырех лет
занимаются два раза в неделю, продолжительность
занятий — 15 минут. Для
детей пяти — шести лет занятия проводятся
три раза в неделю продолжительностью
20 минут.
Основным направлением работы
школы является: развитие познавательного,
игрового, деятельно-практического
потенциала каждого ребенка; снижение
уровня тревожности на первом
этапе обучения, т. е. создание положительной
эмоциональной учебной мотивации;
предвидение и решение проблемы
школьной адаптации. Мы стараемся
обеспечить эмоциональное
Педагоги Школы раннего развития.
вого класса, ни действующую программу
дошкольного учреждения. Основной
формой работы является занятие.
Сетка занятий состоит из нескольких
блоков: занимательное азбуковедение,
музыка, танцы, развитие речи, этикет,
урок-развитие, изобразительное
искусство, английский язык. Каждый
предмет преподает педагог-профессионал.
Все
образовательные программы
построены на принципах развивающего
обучения. Созданный и апробированный
комплекс предметов дает возможность
проявиться способностям
ребенка и развить их, опираясь на чувственно-эмоциональный,
интеллектуальный
опыт малыша. Изучаемые дисциплины
подобраны таким образом,
чтобы каждый ребенок мог получить
такие элементарные навыки, умения,
представления об окружающем мире,
которые явились бы прочным фундаментом
для успешного обучения в общеобразовательной,
музыкальной,
спортивной школе.
Педагогам дана возможность проявлять
инициативу и творчество при
составлении образовательных программ.
Преимущество таких программ
в том, что они позволяют вос(Окончание
на с. 9)
лы стали более двухсот детей. Обуче- благополучие и интеллектуальное разние
в Школе представляет собой лич- витие ребенка, охрану его психичесностно-ориентированную
модель. Что кого и физического здоровья,
это значит? Это значит: совпадение
Комплекс предметов в ШРР не дубпсихологического
пространства ре- лирует ни школьную программу пербенка
и педагога,
процесс познания
протекает
как сотрудничество
педагога и
ребенка. Я, как
педагог, развиваю
ребенка как
личность, не забывая
о том, что
она индивидуальна.
Поэтому
формирование
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО
ноябрь 2006
Новые стандарты образования
в российских школах
(Окончание. Начало на с. IJ
а Юго-Восточной Азии — 240 дней. Но
там помнят о познавательной потребности
ребенка и соответственно строят
учебный процесс».
Однако новые стандарты не предполагают
увеличение общего количества
учебных часов. Они будут перераспределены:
на уроки будет отводиться
меньше времени, но это будет
компенсироваться свободно избираемой
учеником нагрузкой — творческими
и исследовательскими курсами
ит. д.
В течение трёх лет в десяти регионах
страны проводился эксперимент
по профильному обучению в школах
(математический, физический, химический
профили и т. д.), в результате
которого, по словам Александра Кузнецова,
выяснилось, что нагрузка
уменьшается, когда образование адаптируется
к интересу школьника и его
возможностям. Результаты данного
эксперимента будут учтены в стандартах.
Министр
образования и науки РФ
Андрей Фурсенко уточнил, что новые
стандарты «призваны сделать интереснее
учебные планы». Однако у самих
педагогов есть претензии к новым идеям.
«Тот
минимум знаний, который
предлагают стандарты, не совпадает с
требованиями вузов, — уверена заместитель
директора гимназии МИИТа
Татьяна Соколова. — Допустим, ребенок
выбрал техническую специальность,
а литература, как он считает, ему
не нужна. Но при поступлении в вуз
нужно написать сочинение. Минимизация
приведет к тому, что растеряются
навыки, обязательность изучения.
К тому же разгружать ребенка в надежде
на то, что он будет заниматься
чем-то самостоятельно, это ошибка».
Психологи придерживаются иного
мнения. «Нагрузки в школах должны
быть нормированными, — считает
психолог Научно-исследовательского
центра детской нейропсихологии Ирина
Нагорнева. — У ребенка, когда он
не справляется с программой, случаются
нервные срывы. Общее перенапряжение
приводит к рассеиванию внимания,
к головным болям и т. д. У 80 %
детей, которые обращаются за помощью
в наш центр, проблемы вызваны
именно перегрузками в школе».
Елена Ткачук
По материалам
http://www.mon.gov. ги
Изменение системы оплаты труда
учителей
Президент России Владимир Путин считает необходимым
перейти на другую систему оплаты труда учителей, исходя
не из количества часов, а из качества образования.
По словам В. В. Путина, «из-за нынешней системы оплаты учителям
дети вынуждены сидеть с утра до ночи в школе, уходить из нее синими,
выполнять домашние задания, утром снова приходить в школу уже зелёными».
Глава Министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко
отметил, что его ведомством уже разработаны методики, которые
позволят изменить ситуацию и оплачивать труд учителей по качеству
обучения. В частности, одним из шагов в этом направлении министр
назвал повышение оплаты классного руководства.
По материалам http://www.mon.gov.
Обучение английскому языку
в школе «Юнисити»
учебный центр, расположенный на площади Карла Маркса. Жители
Левого берега Новосибирска смогут изучать английский
язык под руководством как русских, так и зарубежных преподавателей—
из США и Великобритании.
«Юнисити» предлагает обучение детям, студентам и взрослым люВ
школе иностранных языков «Юнисити» открылся новый
дям.
В новом учебном центре школа «Юнисити» предлагает следующие
курсы: «Основной курс английского языка», «Бизнес-английский»,
«Курс подготовки к международным экзаменам», «Курс выходного дня»,
«VIP-курс».
Записаться на обучение в новый учебный центр вы можете
по адресу:
г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 4, офис 206.
Тел.: (383) 222-76-03, 210-61-94
E-mail: unicity@navi.ru , www.unicity.navi.ru
По материалам http://news. ngs. ги
ги
«Здоровье начинается
с улыбки»
онных технологий (Новосибирск) прошла
презентация проекта «Здоровье
начинается с улыбки», который представила
его автор — кандидат медицинских
наук, врач-офтальмолог Ирина
Юрьевна Смирнова. Первое занятие
из цикла встреч с учителями города
Новосибирска и Новосибирской области
было посвящено синдрому эмоционального
выгорания у педагогов.
В Областном центре информациИрина
Юрьевна определяет синдром
эмоционального выгорания как «процесс
постепенной утраты эмоциональной умственной
и физической энергии, состояние
физического и эмоционального истощения,
сопровождающееся развитием отрицательной
самооценки, отрицательного отношения
к работе и утратой сочувствия к людям».
Чаще всего при синдроме начинается
немотивированное беспокойство, тревога,
агрессивность, раздражительность, истерические
реакции, депрессия, пессимизм.
Цель программы «Здоровье начинается
с улыбки» — исследование психологического
здоровья учительства в Новосибирске
и Новосибирской области, а также предупреждение
синдрома эмоционального
выгорания и снижения его проявлений у
учителей. В рамках этого проекта в Областном
центре информационных технологий
каждый месяц будут проводиться встречи,
формироваться группа педагогов, у которых
появится возможность решать свои
психологические проблемы.
По материалам
http://websib.ru
Стр.3