Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области

Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области №2 2006 (35,00 руб.)

0   0
Страниц47
ID265212
АннотацияИнформационно-методический журнал. Единственный за Уралом журнал, посвященный проблемам дополнительного образования! Здесь представлен лучший профессиональный воспитательный опыт педагогов!
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2006 .— №2 .— 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/265212 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Администрация Новосибирской области Департамент образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Золотая Медаль Сибирской Ярмарки «УчСиб—2003» «ПИТАНИ Е •ПвАИИТКЛкН М J№2 иломь Информационно-методически й журна л Главный редактор JI. <...> Элекронная версия журнала расположена в Интернете на сайте: www.websib.ru/vospitanie © Департамент образования Новосибирской области, 2006 © НИПКиПРО, 2006 Учредители: • Департамент образования Новосибирской областиНИПКиПРО Журнал зарегистрирован Сибирским окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации Регистрационный № ПИ 12-0695 от 13 июня 2001 г. Рукописи, присланные в журнал «ВиДО», не рецензируются и не возвращаются Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов. <...> Серебряная Медаль Кузбасской Ярмарки, 2006 год Члены редакционного совета: • О. Н. Шаблов, зам. директора Областного центра дополнительного образования детей, канд. пед. наук • Н. А. Кубракова, зам. директора гимназии № 1 г. Куйбышева Новосибирской области общероссийРоссии» • М. И. Мироедова, директор ДДТ им В. Дубинина <...> Новосибирска • Н. А. Склянова, зав. каф. охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, д-р мед. наук • В. И. Пендерев, директор ДДТ Ордынского района Новосибирской области • JI. <...> , нач. отдела воспитательной работы и охраны прав детства мэрии Новосибирска • И. Д. Чигвинцева, зам. директора гимназии № 1 Новосибирска инновационный воски&а/пельный оимр н как nfiec/Met n многомерного мейгос/ического анализа Боровиков Леонид Иванович кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Новосибирского ИПКиПРО Инновационный опыт в сфере воспитания специфичен. <...> Поэтому инновационный воспитательный опыт всегда сугубо индивидуален, неповторим, он обязательно укоренен в личностно-психологических <...>
Воспитание_и_дополнительное_образование_в_Новосибирской_области_№2_2006.pdf
Администрация Новосибирской области Департамент образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Золотая Медаль Сибирской Ярмарки «УчСиб—2003» «ПИТАНИ Е •ПвАИИТКЛкН М J№2 иломь Информационно-методически й журна л Главный редактор JI. И. Боровиков, канд. пед. наук Литературный редактор М. С. Секисова Редакционная коллегия: • М. С. Коган (отв. за выпуск) • Г. С. Чеснокова, канд. пед. наук • Н. В. Петрова • И. В. Хромова, канд. психол. наук • JI. В. Черникова Корректор О. Иващенко Художник Г. Исаева Компьютерная верстка О. Алешкина Элекронная версия журнала расположена в Интернете на сайте: www.websib.ru/vospitanie © Департамент образования Новосибирской области, 2006 © НИПКиПРО, 2006 Учредители: • Департамент образования Новосибирской области • НИПКиПРО Журнал зарегистрирован Сибирским окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации Регистрационный № ПИ 12-0695 от 13 июня 2001 г. Рукописи, присланные в журнал «ВиДО», не рецензируются и не возвращаются Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов. За содержание рекламы отвечают рекламодатели. При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписной индекс в «Каталоге газет и журналов Новосибирской области» — 32203. Подписной индекс в ском каталоге «Пресса (1-й том, зеленый) — 32203. Адрес редакции: 630007, Новосибирск, Красный проспект, 2, НИПКиПРО, каб. 105, 108. Тел. (383) 223-13-81, 223-56-96, 223-46-49. E-mail. sekisova@nipkipro, kp@nipkipro.ru. Тираж 1000 экз. Цена свободная. Дата выхода 01.06.2006. Адрес издательства НИПКиПРО: 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Адрес типографии НИПКиПРО: 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Редакционный совет: Н. П. Юсупова, зам. руководителя департамента образования — начальник управления общего образования департамента образования Новосибирской области В. Я. Синенко, ректор НИПКиПРО, чл.-корр. РАО, профессор, д-р пед. наук (зам. председателя) 2006 9. Серебряная Медаль Кузбасской Ярмарки, 2006 год Члены редакционного совета: • О. Н. Шаблов, зам. директора Областного центра дополнительного образования детей, канд. пед. наук • Н. А. Кубракова, зам. директора гимназии № 1 г. Куйбышева Новосибирской области общероссийРоссии» • М. И. Мироедова, директор ДДТ им В. Дубинина Новосибирска • Н. А. Склянова, зав. каф. охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, д-р мед. наук • В. И. Пендерев, директор ДДТ Ордынского района Новосибирской области • JI. А. Черкашина, нач. отдела воспитательной работы и охраны прав детства мэрии Новосибирска • И. Д. Чигвинцева, зам. директора гимназии № 1 Новосибирска
Стр.1
инновационный воски&а/пельный оимр н как nfiec/Met n многомерного мейгос/ического анализа Боровиков Леонид Иванович кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Новосибирского ИПКиПРО Инновационный опыт в сфере воспитания специфичен. Такой опыт изначально целостен, а потому исключительно трудно поддается разделению на составляющие его структурные компоненты. Разнообразная исследовательская педагогическая практика показывает, что почти любая извне навязанная концептуальная модель системно-структурного анализа конкретных инновационных воспитательных достижений педагогапрактика содержит в себе потенциальную возможность для многозначного толкования различных сторон, свойств и характеристик профессионального воспитательного опыта. Действительно, любое проявление воспитательной инновационности в подавляющем большинстве случаев бывает сопряжено с интуитивно-творческим воплощением субъектности педагога в привлекательной для него сфере профессиональной воспитательной деятельности. Поэтому инновационный воспитательный опыт всегда сугубо индивидуален, неповторим, он обязательно укоренен в личностно-психологических особенностях того или иного конкретного педагога. Немаловажным представляется нам еще и тот очевидный факт, что инновационный воспитательный опыт — это не есть отдельная, жестко замкнутая в себе структурная единица творчески ориен4 ] тированной воспитательной деятельности педагога-инноватора. Инновационный воспитательный опыт бесконечными своими нитями соединен с опытом привычно осуществляемых педагогом профессиональных воспитательных действий, обусловлен устойчивым влиянием тех рутинных процедур и операций, которые для данного педагога-практика уже стали давно привычными и, в сущности, вышли из-под строгого контроля его профессионально ориентированного воспитательного мышления. Замечено: специфическое в содержании любого инновационного воспитательного опыта всегда явно преобладает над общетипическим. Поэтому реально достигнутая инновационность — это всегда противостояние «наиболее общим правилам». Инновация — это всегда потенциальная уникальность создаваемой «методической продукции». Уже все сказанное выше позволяет предположить, что инновационный воспитательный опыт требует в ходе его разностороннего методического анализа создания своих особых, нетривиальных исследовательско-аналитических моделей и схем. Здесь не должно быть однозначно трактуемых правил и закономерностей. Их формулировку мы отнесем в отдаленное будущее. Произведенные педагогические наблюдения показывают, что почти любая, даже самая неприметная на первый взгляд деталь инновационного воспитательного опыта — при некоторой совокупности благоприятных условий и обстоятельств — может стать Воспитание и дополнительное образованием? 2 апрель—июнь 2006 г.
Стр.2
вдруг именно тем фактором, который существенно повлияет на результативность целостного воспитательного процесса. Возникают форс-мажорные обстоятельства. И тогда почти все предварительно составленные педагогомпрактиком методические схемы и прогнозы окажутся неэффективными, а различного рода воспитательные установки педагога потеряют свою объяснительную и направляющую силу. Обратимся теперь к собственно технологической процедуре предлагаемого нами пути решения рассматриваемого вопроса. Используя известную методику мысленного эксперимента, мы посмотрим, как необходимо осуществлять разносторонний методический анализ фактически сложившегося инновационного воспитательного опыта. Попытаемся также ответить на принципиально более сложный вопрос: каким образом целесообразно подойти к разностороннему методическому анализу инновационного воспитательного опыта, сделать так, чтобы, во-первых, не утратить изначальной содержательно-смысловой целостности такого опыта и, во-вторых, теоретически убедительно отдифференцировать от общего воспитательного контекста именно те характерные стороны и грани индивидуального опыта, в которых чаще всего и бывает воплощена та или иная конкретная инновационная педагогическая идея? Свой технологически ориентированный проект предположительно эффективного решения проблемы разностороннего методического анализа инновационных воспитательных тенденций развития профессионализма педагогов-практиков мы образно представим в виде трех параллельно расположенных линий-координат, на каждой из которых по противоположным сторонам разместим основные структурные компоненты модели профессионального воспитательного опыта как целостной системы. На первой линии, с одной стороны. это будут цели и задачи воспитательной деятельности, а с другой — стабильно получаемые педагогом-практиком результаты. Далее, вторая линия, по одну сторону будет включать освоенное педагогом содержание воспитательной деятельности, соотнесенное, по другую сторону, с реализуемыми формами организации воспитательного процесса. Наконец, третья линия координат — это привычно реализуемые педагогом воспитательные принципы, соотнесенные с наработанными им (предположительно авторскими) методами и приемами. При использовании данной технологической схемы разностороннего методического анализа инновационного воспитательного опыта мы, прежде всего, исходим из того концептуального убеждения, что действительно эффективный анализ должен начинаться с фактически достигнутых воспитательных результатов. В методическом обращении к фактическим воспитательным результатам принципиально важна сама система изначально избранных индикаторов. Предварительно составленная шкала таких измерителей есть весьма ответственная процедура. Ведь неадекватный исследуемому опыту набор индикаторов влечет за собой очень пагубные последствия. Так, в случае предварительно допущенной ошибки в составлении исходной оценочной шкалы, многие наиважнейшие проявления инновационного воспитательного опыта могут и не быть достойно оценены. Соответственно из поля зрения методиста исчезнет и искомая инновационная идея. А в центре внимания методиста-эксперта окажутся какие-то другие, пусть важные, но второстепенные детали, не отражающие действительной сути анализируемого инновационного воспитательного опыта. Именно поэтому здесь чрезвычайно уместен следующий риторический вопрос: «Что в реально достигнутом педагогом воспитательном результате методист-эксперт 5 ] Воспитание и дополнительное образованием? 2 апрель—июнь 2006 г.
Стр.3