Э. Ю. Мизюрова УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Аннотация. <...> Повышение эффективности учебного процесса в высшей школе должно происходить за счет изменения форм и методов обучения, а также анализа систем высшего образования за рубежом. <...> Предлагаются формы организации учебного процесса и методы обучения в вузах США. <...> Ключевые слова: метод проектирования, самостоятельная работа, индивидуализированное обучение, метод конкретных ситуаций, работа в малых группах. <...> Социально-экономические явления в мире конца столетия внесли изменения в приоритеты требований общества к личностным качествам человека. <...> Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. <...> Объективная потребность общества в активной познавательной деятельности человека вызывает необходимость в смене существующей дидактической парадигмы, сформировавшейся еще в промышленную эпоху, с главной ориентацией на запоминание, репродуктивность, пассивность обучающихся. <...> В педагогической литературе часто высказывается мысль о том, что применяемые формы и методы обучения исчерпали себя и что более высокой ступени качества и эффективности обучения можно достичь посредством организации обучения на принципиально новой дидактической основе, совершенствуя уже существующие и разрабатывая новые формы организации и методы обучения. <...> Уместным будет внимательно изучить опыт США и творчески использовать его при разработке и применении форм организации и методов обучения в вузах в целях повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. <...> Поволжский регион В учебном процессе высшей школы можно выделить общие для всех стран дидактические проблемы, которые, с одной стороны, обусловливаются требованиями современного научно-технического прогресса, а с другой <...>