09 Н. В. Морженкова ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТНОГО ВИДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОРТРЕТАХ ГЕРТРУДЫ СТАЙН Аннотация. <...> Статья посвящена исследованию эволюции портретного видения в литературных портретах Гертруды Стайн. <...> Автор анализирует, как в стайновских портретных текстах актуализируется отказ от референтности и нарастает степень «герметичности» письма. <...> Особое внимание в статье уделяется интерпретации отдельных литературных портретов, в которых наглядно воплотилась авторская поэтика авангардистского литературного портрета. <...> Ключевые слова: Гертруда Стайн, литературный портрет, авангардистский язык, отказ от референтности. <...> The article examines the development of portrait concept in Gertrude Stein’s literary portraits of different periods, demonstrating gradual decrease in referentiality. <...> Focusing on the close reading of particular portraits the paper prompts reflections on the nature of Gertrude Stein’s avant-garde portrait vision. <...> The author demonstrates how Stein’s portrait techniques develop from «readable» portraits of early period to her most hermetic third-phase portraits. <...> Keywords: Gertrude Stein, literary portrait, avant-garde portrait vision, decrease in referentiality. <...> Большое число своих произведений американская модернистка Гертруда Стайн определяла как портреты, декларируя значимость портретного видения для своего творчества. <...> О том, что она обращается к проблематике портрета уже в процессе работы над своим ранним романом «Становление американцев» (The Making of Americans, 1925), Г. Стайн говорит в лекции «Портреты и повторы» (Portraits and Repetition, 1934) [1, c. <...> Исследователь видит основную причину поэтологических схождений между хронологически близкими литературными портретами и романами автора в том, что в этот период своего творчества Г. Стайн создает своеобразную поэтику абзаца (the major formal force was located in the paragraph), стремясь показать, как целое рождается из постепенной сборки частей [2, c. <...> Стайнер выделяет три основные группы портретов, указывая на то, что эта хронология фактически совпадает с временными рамками, намеченными самой писательницей в лекции «Портреты и повторы»: 1) типологизирующие портреты (1908–1911); 2 <...>