Статья посвящена изучению развития в Картли-Кахетии на рубеже XVIII и XIX вв. общегрузинского самосознания, которое позиционировалось через принадлежность к Сакартвело. <...> Утверждается, что власти КартлиКахетинского царства и Российской империи на рубеже XVIII и XIX вв. во время своей юрисдикции прибегали к схожему использованию образа Сакартвело в деле социальной пропаганды. <...> В статье речь пойдет об истории функционирования термина «Грузия» и примыкающего к нему по смыслу грузинского понятия «Сакартвело» применительно к КартлиКахетинскому царству (1762–1801), идейным вдохновителем, активным реформатором и наиболее значительным правителем которого был царь Ираклий II (1762–1792). <...> Ираклий II правил в царстве Кахети, а в 1762 г. унаследовал от своего отца царя Теймураза II (1744–1762) также царство Картли. <...> Саморазоблачающие примеры искаженного перевода термина «Сакартвело» можно найти в книге Ю. С. Гаглойти «Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах». <...> Словом «Картли» обозначали Картли-Кахетинское царство исходя из наименования лидирующей в политическом смысле культурно-исторической области, а обозначение «Картли-Кахети» отражало реальную политическую обстановку теснейшего союза и объединения двух царств. <...> Как государственно-политическая единица «Сакартвело» в XVIII в. на территории Южного Кавказа не существовала, однако имело место философское осмысление роли Картли-Кахетинского царства в качестве продолжателя традиций легендарного «Сакартвело». <...> Так, в Уставе регулярных войск мориге 1773 г. [5] в пункте 16 о продовольственной повинности упоминаются «карты» и «кахи», а в пункте 9 говорится о том, что месячная воинская обязанность является «картвельской» обязанностью, т.е. всеобщей, а «картвелы» по отцу могут исполнять ее в добровольном порядке. <...> В данном случае образ «Сакартвело» использовался для пропаганды службы в армии, поскольку тот, кто считал себя причастным к великому прошлому «Сакартвело <...>