Поволжский регион УДК 378.1.147 Р. Б. Рогачев ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья посвящена проблеме формирования убеждений в образовательной среде вуза. <...> Автор излагает свою позицию по вопросу о формировании убеждений студентов. <...> Например, согласно традиционной модели образования, воспитатели (субъекты) передают воспитуемым (объектам) свой опыт, знания, умения, навыки, принципы и т.д., формируя определенные качества и убеждения. <...> В концепции личностно ориентированного образования (ее обычно противопоставляют традиционной модели) в основу ставится свобода личности воспитанника, развитие которой стимулируется педагогами. <...> Мы считаем, что нельзя отождествлять понятия «гуманистическая парадигма образования» и «личностно ориентированное образование». <...> Гуманистическое обучение и воспитание в нашем понимании предполагает не только личностно ориентированный, но и социально ориентированный подход. <...> Это положение трудно оспаривать, поскольку воспитание неотделимо от влияния на ценностные ориентации личности, а значит и на ее убеждения. <...> Убеждения мы рассматриваем как устойчивое свойство личности, которое свидетельствует об определенном уровне развития ее сознания и всегда характеризуется определенной направленностью. <...> Направленность убеждений проявляется в ценностных и смысложизненных ориентациях личности. <...> Мы провели экспериментальное исследование, в ходе которого диагностировали убеждения 408 студентов вузов г. Пензы в возрасте от 17 до 22 лет. <...> Одним из этапов исследования стал анализ ценностных ориентаций, включавший в себя изучение иерархии ценностей. <...> Рокича позволило нам составить иерархическую структуру ценностных ориентаций каждого студента, участвовавшего в нашем эксперименте, и получить представление о его убеждениях. <...> Рокича, основанная на ранжировании испытуемыми 18 ценностей-целей и 18 ценностей-средств, была <...>