Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №2 2008

Нормативно-этическое значение философии Ф. Ницше для исследования философии Т. Гоббса и Дж. Локка (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАбдрашитова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID263942
АннотацияВ статье рассматривается трактовка морали Ф. Ницше, позволяющая расширить исследование морали и моральных учений, выявить универсальный и партикулярный уровень, которые могут быть присущи и общественной морали. и морали личностного совершенствования. Автор рассматривает феномен ресентимента, существующий как самостоятельное явление в морали, явно или неявно присутствующий в рассматриваемых этических системах Т. Гоббса и Дж. Локка.
УДК17
ББК87.7/72
Абдрашитова, И.В. Нормативно-этическое значение философии Ф. Ницше для исследования философии Т. Гоббса и Дж. Локка / И.В. Абдрашитова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2008 .— №2 .— С. 81-88 .— URL: https://rucont.ru/efd/263942 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛОККА В статье рассматривается трактовка морали Ф. Ницше <...> , позволяющая расширить исследование морали и моральных учений, выявить универсальный и партикулярный уровень, которые могут быть присущи и общественной морали, и морали личностного совершенствования. <...> Автор рассматривает феномен ресентимента, существующий как самостоятельное явление в морали, явно или неявно присутствующий в рассматриваемых этических системах Т. <...> Предлагаемая трактовка обращена на выделение двойственного понимания нравственности в произведениях данных философов. <...> Во-первых, их философия дает представление о морали как неоднородном феномене, вовторых, можно встретить прямое определение феномена, которое позже в «Генеалогии морали» будет назван ресентиментом. <...> Мы полагаем, что ницшевское понимание нравственности строится на принятии морали как общественного феномена (практических ценностей и требований, регулирующих взаимодействие людей) и индивидуального феномена (личностного совершенствования, обращенного на человека как такового). <...> Общественно и личностно ориентированные нравственные программы предполагают у Ницше всеобщий (универсальный) и частный (партикулярный) уровни, отраженные им через аристократический («мораль господ») и плебейский («мораль рабов») способы оценивания соответственно. <...> Под универсальным уровнем морали мы понимаем непременное присутствие санкций высшего начала, абсолютной ценности, лежащие в основе морального функционирования – некой высшей для человека самоценной сущности; под частным уровнем – индивидуальный интерес, применимый в определенной ситуации и промежуток времени. <...> Сходное понимание универсального и партикулярного уровней морали отражено в статье А. В. Прокофьева «Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязанности? <...> . Аристократическую мораль Ницше выражает через идею сверхчеловека, идею «большой политики <...>