Том пятый
Статьи и рецензии 1841-1844
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954
Содержание
Портретная и биографическая галлерея словесности, наук, художеств и искусств в России. <...> Тетради VI и VII
Картинная галлерея, или Систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих
познаний. <...> Плюшара
Опыт руководства к преподаванию и изучению русской грамматики для русских
<Извещение о выходе второго тома "Ста русских литераторов"> <...> Жаль только, что ее портреты, и живописные и
биографические, отличаются удивительною неверностью и напоминают собою известную подпись
Дмитриева к портрету живописца:
Глядите: вот Ефрем, домовый наш маляр
Он в списывании лиц имел чудесный дар
И кисть его всегда над смертными играла:
Архипа Сидором, Кузьму Лукой писала. <...> 2
Биографии в "Галлерее" суть не иное что, как несколько распространенные послужные списки
писателей из так называемой истории русской литературы г. Греча, с присовокуплением к ним
обветшавших критических воззрений, взятых из "Библиотеки для чтения". <...> 3 Портреты же -- живописные
фантазии на тему лица, а иногда только и имени известного писателя. <...> 4
"Памятник искусств" тоже попрежнему продолжает быть на зло здравому смыслу, сфинксовой
загадкою, для разгадки которой нужен новый Эдип. <...> При шестой
тетради приложен рельефный снимок с древнего камея, представляющего головы Птоломея Филадельфа
и его супруги. <...> За Дантом идут -- конюшни, а за конюшнями -- эпическое скандинавское предание; за ним -хирургическое искусство, германские замки, игра случая; а в заключение картинка и стишки.-- Седьмая
тетрадь начинается обозрением новейшей живописи, за которым следует изображение щегольского и
изящного геридона с приложением объяснения его; далее: оранжерея, нагреваемая горячею водою, с
рисунком; затем -- свеклосахарное производство, наконец,-- Мексика с картинкою и три рисунка для
кружев, блонд и шитья, для врезной наборной <...>
Мелкие_рецензии_1841_года.pdf
В. Г. Белинский
Мелкие рецензии 1841 года
В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том пятый
Статьи и рецензии 1841-1844
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954
Содержание
Портретная и биографическая галлерея словесности, наук, художеств и искусств в России. Тетради
II и III
Памятник искусств. Тетради VI и VII
Картинная галлерея, или Систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих
познаний. Изящное литографированное издание, иждивением А. Плюшара
Опыт руководства к преподаванию и изучению русской грамматики для русских
<Извещение о выходе второго тома "Ста русских литераторов">
17. Портретная и биографическая галлерея словесности, наук, художеств и искусств в
России. Тетради II и III. Крылов, Бортнянский; Платон, Жуковский. (Портреты -- Соколова). СанктПетербург.
В типографии Карла Крайя. 1841. В 4-ю д. л. 8, 7, 10 и 10 стр.1
"Портретная и биографическая галлерея" попрежнему продолжает рисовать нам "словесность,
науки, художества и искусства" и попрежнему никак не может понять, что художества и искусства -совершенно
одно и то же. Подобная недоразумеваемость очень к лицу компиляции, которая рисует
словесность, науки, художества и искусства. Жаль только, что ее портреты, и живописные и
биографические, отличаются удивительною неверностью и напоминают собою известную подпись
Дмитриева к портрету живописца:
Глядите: вот Ефрем, домовый наш маляр
Он в списывании лиц имел чудесный дар
И кисть его всегда над смертными играла:
Архипа Сидором, Кузьму Лукой писала.2
Биографии в "Галлерее" суть не иное что, как несколько распространенные послужные списки
писателей из так называемой истории русской литературы г. Греча, с присовокуплением к ним
обветшавших критических воззрений, взятых из "Библиотеки для чтения".3 Портреты же -- живописные
фантазии на тему лица, а иногда только и имени известного писателя.
18. Памятник искусств. Санкт-Петербург. Тетради VI--VI.4
"Памятник искусств" тоже попрежнему продолжает быть на зло здравому смыслу, сфинксовой
загадкою, для разгадки которой нужен новый Эдип. Издание также красиво и даже изящно. При шестой
тетради приложен рельефный снимок с древнего камея, представляющего головы Птоломея Филадельфа
и его супруги. Камей этот подарен был императоре Александру императрицею Жозефиною и теперь
хранится в Петербурге, в императорском Эрмитаже; знатоки ценили его в 500 000 червонцев. Снимок
сделан прекрасно художником г. Менцовым. За тем следуют три, хорошо сделанные г. Андрузским,
очерка из "Divina comedia" {"Божественная комедия" (итал.).-- Ред.} Данте; за ними биография этого
поэта. За Дантом идут -- конюшни, а за конюшнями -- эпическое скандинавское предание; за ним -хирургическое
искусство, германские замки, игра случая; а в заключение картинка и стишки.-- Седьмая
тетрадь начинается обозрением новейшей живописи, за которым следует изображение щегольского и
изящного геридона с приложением объяснения его; далее: оранжерея, нагреваемая горячею водою, с
Стр.1