Н.В.АРНСТ
В.В. ПОНОМАРЕВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО
ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Красноярск, 2012
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
Н.В.АРНСТ
В.В. ПОНОМАРЕВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО
ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Красноярск, 2012
Стр.2
3
УДК:37.042+37.037.1]:61
Арнст Н.В., Пономарев В.В. Теоретические и практические основы занятий
спортом студентов вуза во внеучебное время. – Красноярск: СибГТУ, 2012. –
151 с.
В монографии раскрыты организационно-методические основы
занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время.
В первой главе монографии представлено состояние проблемы
физического воспитания студентов вуза во внеучебное время в
педагогической теории и практике.
Во второй главе представлено теоретическое обоснование структуры и
содержания организационно-методических основ занятий студентов вуза
легкой атлетикой во внеучебное время.
Монография содержит педагогическую модель организации и
проведения занятий по легкой атлетике среди студентов во внеучебное
время.
Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и
расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой
молодежи. Монография имеет большую практическую значимость в
формировании спортивной культуры и профессионально-прикладной
физической подготовки студентов в процессе обучения в вузе.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей и
специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко
использовать в практике физического воспитания студентов в вузе.
Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева);
д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская
(Сибирский федеральный университет).
© Н.В.Арнст, В.В.Пономарев, 2012
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2012
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..5
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ…………….………..……16
1.1 Анализ программно-методического содержания физического воспитания
студентов вуза во внеучебное время на основе
спортом……………………………………………………………………....16
занятий
1.2 Педагогические особенности физического воспитания студентов во
внеучебное время в зарубежных вузах…………………………………….31
1.3 Современные педагогические отечественные направления и подходы
физического воспитания студентов вуза на основе занятий спортом во
внеучебное время……………………….…………………………………...47
Заключение по первой главе……………………………………………………76
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И
СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ
ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО
ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ………..…………………..………………………….79
2.1 Теоретическое обоснование содержания и структуры организационнометодических
основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой,
во внеучебное время……………………………..………………………………79
2.2 Педагогический эксперимент по проверке эффективности
организационно-методических основ секционных занятий студентов вуза
легкой атлетикой, во внеучебное время………………………………..….......92
2.3 Обсуждение результатов педагогического эксперимента……………..108
Заключение по третьей главе……………………………………………...…..115
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………124
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………..……..126
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…127
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………….………………...…145
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время состояние общей культуры и образа
жизни населения, в том числе физической культуры и спорта не
соответствует необходимому уровню потребностям и задачам
поступательного развития государства и общества в целом в современном
мировом пространстве. Для формирования и укрепления физического и
нравственного здоровья, социализации населения страны, недостаточно
используется огромный креативный потенциал массового спорта.
Человеческие коммуникации успешно формируются в ходе различной
совместной деятельности, в том числе при массовых занятиях физической
культурой и спортом, в спортивных секциях и группах здоровья. Все это в
свою очередь будет способствовать укреплению здоровья; удовлетворению
двигательной потребности у населения; повышению жизненного тонуса,
умственной и физической работоспособности, что так необходимо для
современной студенческой молодежи, настоящего и будущего нашей страны
(Л.И.Лубышева, В.К.Бальсевич, С.А.Дорошенко и др).
Для коррекции сложившейся ситуации постановлением правительства
Российской Федерации № 7 от 11 января 2006 года принята Федеральная
целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы». Одним из важнейших ее направлений
является «повышение доли граждан Российской Федерации, систематически
занимающихся спортом и особенно молодежи». К 2015 году в России
планируется увеличить эту долю до 30 % от всего населения страны.
Современный процесс физического воспитания студентов в вузе не в полной
мере реализует индивидуальный двигательный потенциал молодежи, не
формирует стойкую потребность в занятиях спортом, не дает ориентиров на
спортивные достижения (А.В.Лотоненко, Л.И.Лубышева, В.Г.Шилько и др).
Особое значение приобретает привлечение к массовым занятиям
спортом студенческой молодежи в нефизкультурных вузах.
Стр.5
6
Социальный заказ государства в физически крепких молодых
специалистов не всегда согласуется с истинным уровнем их здоровья,
мотивации студентов на формирование личностной культуры занятия
спортом. Продуктивной формой организации физического воспитания
студентов в вузе, являются спортивные секции, где молодежь в свободное от
учебы время может успешно реализовать свой индивидуальный
двигательный потенциал, формировать спортивную культуру, повышать
физическую и умственную работоспособность (В.И.Стручков,
В.В.Пономарев, В.М.Наскалов и др).
Анализ состояния физического воспитания студентов в вузе, как
педагогического процесса отражает общее снижение ценностных
ориентаций, низкий уровень знаний,
практических навыков занятий
массовыми видами спорта, что в свою очередь способствует ухудшению
физической подготовленности и общего состояния здоровья студенческой
молодежи. В государственных нормативно-правовых документах, в
частности в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования, подчеркивается важность
использования средств физической культуры не только для укрепления
здоровья, но и для формирования спортивной культуры, мотивации на
занятия массовыми видами спорта, через различные спортивные секции во
внеучебное время.
В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской
литературы были выделены следующие противоречия между:
- требованием государства к подготовке высококвалифицированных и
физически крепких молодых специалистов и недостаточным уровнем
физической и спортивной подготовленности современной студенческой
молодежи;
- необходимостью укрепления и поддержания здоровья студентов через
различные дополнительные организационные формы и педагогические
Стр.6
7
технологии и недостаточной эффективностью использования потенциала
спортивных секций в современном процессе физического воспитания
молодежи;
- необходимостью активизации физического воспитания студентов в
вузе на основе занятий различными видами спорта во внеучебное время в
спортивных секциях и недостаточной разработанностью организационнометодического
обеспечения для их функционирования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему:
организационно-методические основы культивирования секционных занятий
студентов вуза по различным видам спорта (на примере легкой атлетики) во
внеучебное время.
Обозначенная проблема определила цель исследования, которая
заключается в теоретическом обосновании и разработке организационнометодических
основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой
во внеучебное время и проверка их эффективности в педагогическом
эксперименте.
Необходимость достижения поставленной цели обусловило выбор
темы исследования: «Теоретические и практические основы занятий
спортом студентов вуза во внеучебное время».
Объект исследования: физическое воспитание студентов вуза во
внеучебное время.
Предмет исследования: структура и содержание организационнометодических
основ секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе
во внеучебное время.
Гипотеза исследования: физическое воспитание студентов в вузе
будет более продуктивным, если внедрить секционные занятия по видам
спорта во внеучебное время, в частности по легкой атлетике, в вузовскую
среду при соблюдении следующей организационно-методических основ:
Стр.7
8
- мотивировать студентов первого курса на занятия спортом во
внеучебное время, как современное спортивно-ориентированное направление
реализации индивидуального двигательного потенциала и формирования
спортивной культуры у студенческой молодежи;
- разработать содержание программно-методического обеспечения
проведения секционных занятий по легкой атлетике среди студентов вуза во
внеучебное время;
- разработать технологию реализации учебно-тренировочного процесса
секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе;
- разработать методику диагностики и коррекции результатов
секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе.
Для достижения цели исследования были сформированы следующие
задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы физического воспитания студентов на
основе секционных занятий по видам спорта.
2. Теоретически обосновать и разработать организационнометодические
основы занятий студентов вуза легкой атлетикой во
внеучебное время.
3. Теоретически обосновать и разработать программно-методическое
обеспечение секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой
во внеучебное время.
4. Разработать
технологию реализации учебно-тренировочного
процесса секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой во
внеучебное время.
5. В педагогическом эксперименте проверить эффективность
организационно-методических основ секционных занятий студентов
легкой атлетикой в вузе, во внеучебное время.
Стр.8
9
Методологической основой и теоретической базой исследования
стали: педагогические теории физического воспитания студентов
(Л.П.Матвеев, В.П.Филин, В.И.Ильинич, Г.С.Туманян, В.В.Пономарев,
М.Я.Виленский и др.); современные данные о проблемах здоровья
студенческой молодежи (Г.Н.Гончарова, Г.Л.Апанасенко, А.Г.Щедрина,
Р.И.Айзман, В.В.Колбанов и др.); инновационные педагогические и
спортивные технологии физического воспитания студентов (В.К.Бальсевич,
Л.И.Лубышева, И.В. Манжелей, В.Г.Шилько, Л.В.Лотоненко и др.); теория
мотивации деятельности и поведения (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев,
А.К.Марков, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.); педагогические
технологии обучения легкоатлетическим упражнениям (А.И.Жилкин,
Н.Г.Озолин, В.В. Петровский, Ф.П. Суслов, А.П. Бондарчук, В.Б.Зеличенок и
др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по
проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос,
медицинское обследование, педагогические наблюдения, педагогический
эксперимент, тестирование двигательных способностей студентов,
психологические тесты, статистический анализ результатов педагогического
эксперимента.
Организация и этапы исследования. В проведении
экспериментальной работы участвовали студенты дневной формы обучения
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», на
базе которого и проводился педагогический эксперимент. Педагогический
эксперимент проводился с 2004 по 2010 гг., объем выборки составил 85
человек, где экспериментальная группа –35 юношей - занималась два раза в
неделю по 2 часа во внеучебное время в спортивной секции по легкой
атлетике, и контрольная группа 50 человек, занималась по традиционной
программе физического воспитания.
Стр.9
10
Все студенты прошли медицинский осмотр и были допущены к
учебно-практическим занятиям в основной и подготовительной группах.
Экспериментальная работа проводилась в три последовательных этапа:
Первый этап исследования (предварительный) 2004-2005 гг.:
осуществлялся обзор и анализ научно-методической литературы, связанной с
проблемой исследования; формировался методологический аппарат
исследования; систематизировались базовые теоретические положения
диссертационной работы, разрабатывались основные задачи исследования;
отбирались и формировались методы изучения и решения поставленных
задач экспериментальной работы, проводилось предварительное
анкетирование и опрос студентов и др.
Второй этап исследования (базовый) 2005-2009 гг.: проводился
непосредственно педагогический эксперимент по реализации теоретических
положений физического воспитания студентов в вузе на основе секционных
занятий легкой атлетикой. В процессе педагогического эксперимента
корректировались структура и содержание педагогических условий
секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе.
Третий этап исследования (итоговый) 2009-2010 гг.: осуществлялся
итоговый анализ и обобщение полученного теоретического и практического
материалов эксперимента, конкретизировались выводы исследования,
завершалось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
1. Разработано и обосновано программно-методическое обеспечение
проведения секционных занятий студентов по легкой атлетикой в вузе,
содержащее: теоретические основы выполнения легкоатлетических
упражнений, методики формирования двигательных умений и
навыков базовых легкоатлетических упражнений (ходьба, бег, прыжки
и метания), методику диагностики приобретенных двигательных
умений и навыков легкоатлетических движений, что расширяет
Стр.10
11
представление о формировании программного материала по учебной
дисциплине «Физическая культура» для студентов вуза во внеучебное
время.
2. Обоснована и разработана
технология реализации учебнотренировочного
процесса занятий студентов легкой атлетикой в вузе,
включающая следующие функциональные модули: мотивационной –
направлен на формирование мотивации занятий легкой атлетикой
студентов; методический – комплекс методов и средств
продуктивного освоения легкоатлетических упражнений студентами;
практический – индивидуальные и самостоятельные учебнотренировочные
занятия, участие в различных спортивных
соревнованиях по легкой атлетике, демонстрация приобретенных
методических знаний и практических умений, выполнение спортивных
разрядов;
контрольно-корректирующий
–
осуществление
оперативного (в течение одного занятия), текущего (в течение месяца),
этапного (полугодовой) и итогового (за учебный год) контроля
физической и специально-технической подготовленности студентов.
Данная технология может быть успешно адаптирована и по другим
видам спорта.
3. В педагогическом эксперименте подтверждена актуальность и
продуктивность физического воспитания студентов вуза на основе
занятий различными видами спорта во внеучебное время, как
современное спортивно0ориентированное педагогическое направление
укрепления и поддержания здоровья, социализации, удовлетворения
индивидуальной двигательной потребности, повышения учебной
работоспособности, формирования спортивной культуры и
профессионально-прикладной физической подготовки у студенческой
молодежи.
Стр.11
12
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в теоретическом обосновании необходимости соблюдения единства и
взаимосвязи учебного и внеучебного процессов физического воспитания
молодежи в вузе на основе организации секций по различным видам спорта;
- в обосновании технологии организации и проведении секционных занятий
студентов вуза, по различным видам спорта во внеучебное время;
- в наполнении теоретическим содержанием программно-методического
обеспечения секционных занятий легкой атлетикой студентов в вузе;
- в изложении доказательств необходимости физического воспитания
студентов вуза на основе занятий в спортивных секциях во внеучебное
время;
- в получении новых теоретических данных, которые дополняют и
расширяют раздел теории и методики физического воспитания студентов в
вузе на основе секционных занятий по видам спорта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке:
- педагогической технологии организации и проведении учебнотренировочного
процесса занятий студентов легкой атлетикой во внеучебное
время в вузе;
- программно-методического обеспечения секционных занятий
студентов легкой атлетикой в вузе;
- методики диагностики и контроля результатов занятий студентов в
спортивной секции по легкой атлетике.
Теоретический и практический материал исследования можно широко
использовать в лекционных курсах для студентов физкультурных вузов, а
также при подготовке методических указаний, программ и учебных пособий.
Личный вклад автора в получение результатов исследования:
- проведен теоретический анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;
Стр.12