Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц151
ID261058
АннотацияВ монографии раскрыты организационно-методические основы занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время.
Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время / В.В. Пономарев .— : [Б.и.], 2012 .— 151 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261058 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Красноярск, 2012 2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Н.В.АРНСТ В.В. <...> ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск, 2012 3 УДК:37.042+37.037.1]:61 Арнст Н.В., Пономарев В.В. <...> Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время. <...> В монографии раскрыты организационно-методические основы занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. <...> Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой молодежи. <...> Монография имеет большую практическую значимость в формировании спортивной культуры и профессионально-прикладной физической подготовки студентов в процессе обучения в вузе. <...> ……….……16 1.1 Анализ программно-методического содержания физического воспитания студентов вуза во внеучебное время на основе спортом……………………………………………………………………. <...> 31 1.3 Современные педагогические отечественные направления и подходы физического воспитания студентов вуза на основе занятий спортом во внеучебное время………………………. <...> ………………….………………………….79 2.1 Теоретическое обоснование содержания и структуры организационнометодических основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой, во внеучебное время……………………………. <...> ………………………………79 2.2 Педагогический эксперимент по проверке эффективности организационно-методических основ секционных занятий <...>
Теоретические_и_практические_основы_занятий_спортом_студентов_вуза_во_внеучебное_время.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Теоретические_и_практические_основы_занятий_спортом_студентов_вуза_во_внеучебное_время.pdf
Н.В.АРНСТ В.В. ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Красноярск, 2012
Стр.1
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Н.В.АРНСТ В.В. ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск, 2012
Стр.2
3 УДК:37.042+37.037.1]:61 Арнст Н.В., Пономарев В.В. Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время. – Красноярск: СибГТУ, 2012. – 151 с. В монографии раскрыты организационно-методические основы занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. В первой главе монографии представлено состояние проблемы физического воспитания студентов вуза во внеучебное время в педагогической теории и практике. Во второй главе представлено теоретическое обоснование структуры и содержания организационно-методических основ занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. Монография содержит педагогическую модель организации и проведения занятий по легкой атлетике среди студентов во внеучебное время. Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой молодежи. Монография имеет большую практическую значимость в формировании спортивной культуры и профессионально-прикладной физической подготовки студентов в процессе обучения в вузе. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко использовать в практике физического воспитания студентов в вузе. Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская (Сибирский федеральный университет). © Н.В.Арнст, В.В.Пономарев, 2012 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2012
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..5 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ…………….………..……16 1.1 Анализ программно-методического содержания физического воспитания студентов вуза во внеучебное время на основе спортом……………………………………………………………………....16 занятий 1.2 Педагогические особенности физического воспитания студентов во внеучебное время в зарубежных вузах…………………………………….31 1.3 Современные педагогические отечественные направления и подходы физического воспитания студентов вуза на основе занятий спортом во внеучебное время……………………….…………………………………...47 Заключение по первой главе……………………………………………………76 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ………..…………………..………………………….79 2.1 Теоретическое обоснование содержания и структуры организационнометодических основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой, во внеучебное время……………………………..………………………………79 2.2 Педагогический эксперимент по проверке эффективности организационно-методических основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой, во внеучебное время………………………………..….......92 2.3 Обсуждение результатов педагогического эксперимента……………..108 Заключение по третьей главе……………………………………………...…..115 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………124 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………..……..126 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…127 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………….………………...…145
Стр.4
5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В настоящее время состояние общей культуры и образа жизни населения, в том числе физической культуры и спорта не соответствует необходимому уровню потребностям и задачам поступательного развития государства и общества в целом в современном мировом пространстве. Для формирования и укрепления физического и нравственного здоровья, социализации населения страны, недостаточно используется огромный креативный потенциал массового спорта. Человеческие коммуникации успешно формируются в ходе различной совместной деятельности, в том числе при массовых занятиях физической культурой и спортом, в спортивных секциях и группах здоровья. Все это в свою очередь будет способствовать укреплению здоровья; удовлетворению двигательной потребности у населения; повышению жизненного тонуса, умственной и физической работоспособности, что так необходимо для современной студенческой молодежи, настоящего и будущего нашей страны (Л.И.Лубышева, В.К.Бальсевич, С.А.Дорошенко и др). Для коррекции сложившейся ситуации постановлением правительства Российской Федерации № 7 от 11 января 2006 года принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Одним из важнейших ее направлений является «повышение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся спортом и особенно молодежи». К 2015 году в России планируется увеличить эту долю до 30 % от всего населения страны. Современный процесс физического воспитания студентов в вузе не в полной мере реализует индивидуальный двигательный потенциал молодежи, не формирует стойкую потребность в занятиях спортом, не дает ориентиров на спортивные достижения (А.В.Лотоненко, Л.И.Лубышева, В.Г.Шилько и др). Особое значение приобретает привлечение к массовым занятиям спортом студенческой молодежи в нефизкультурных вузах.
Стр.5
6 Социальный заказ государства в физически крепких молодых специалистов не всегда согласуется с истинным уровнем их здоровья, мотивации студентов на формирование личностной культуры занятия спортом. Продуктивной формой организации физического воспитания студентов в вузе, являются спортивные секции, где молодежь в свободное от учебы время может успешно реализовать свой индивидуальный двигательный потенциал, формировать спортивную культуру, повышать физическую и умственную работоспособность (В.И.Стручков, В.В.Пономарев, В.М.Наскалов и др). Анализ состояния физического воспитания студентов в вузе, как педагогического процесса отражает общее снижение ценностных ориентаций, низкий уровень знаний, практических навыков занятий массовыми видами спорта, что в свою очередь способствует ухудшению физической подготовленности и общего состояния здоровья студенческой молодежи. В государственных нормативно-правовых документах, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, подчеркивается важность использования средств физической культуры не только для укрепления здоровья, но и для формирования спортивной культуры, мотивации на занятия массовыми видами спорта, через различные спортивные секции во внеучебное время. В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской литературы были выделены следующие противоречия между: - требованием государства к подготовке высококвалифицированных и физически крепких молодых специалистов и недостаточным уровнем физической и спортивной подготовленности современной студенческой молодежи; - необходимостью укрепления и поддержания здоровья студентов через различные дополнительные организационные формы и педагогические
Стр.6
7 технологии и недостаточной эффективностью использования потенциала спортивных секций в современном процессе физического воспитания молодежи; - необходимостью активизации физического воспитания студентов в вузе на основе занятий различными видами спорта во внеучебное время в спортивных секциях и недостаточной разработанностью организационнометодического обеспечения для их функционирования. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: организационно-методические основы культивирования секционных занятий студентов вуза по различным видам спорта (на примере легкой атлетики) во внеучебное время. Обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке организационнометодических основ секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время и проверка их эффективности в педагогическом эксперименте. Необходимость достижения поставленной цели обусловило выбор темы исследования: «Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время». Объект исследования: физическое воспитание студентов вуза во внеучебное время. Предмет исследования: структура и содержание организационнометодических основ секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе во внеучебное время. Гипотеза исследования: физическое воспитание студентов в вузе будет более продуктивным, если внедрить секционные занятия по видам спорта во внеучебное время, в частности по легкой атлетике, в вузовскую среду при соблюдении следующей организационно-методических основ:
Стр.7
8 - мотивировать студентов первого курса на занятия спортом во внеучебное время, как современное спортивно-ориентированное направление реализации индивидуального двигательного потенциала и формирования спортивной культуры у студенческой молодежи; - разработать содержание программно-методического обеспечения проведения секционных занятий по легкой атлетике среди студентов вуза во внеучебное время; - разработать технологию реализации учебно-тренировочного процесса секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе; - разработать методику диагностики и коррекции результатов секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе. Для достижения цели исследования были сформированы следующие задачи исследования: 1. Выявить состояние проблемы физического воспитания студентов на основе секционных занятий по видам спорта. 2. Теоретически обосновать и разработать организационнометодические основы занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. 3. Теоретически обосновать и разработать программно-методическое обеспечение секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. 4. Разработать технологию реализации учебно-тренировочного процесса секционных занятий студентов вуза легкой атлетикой во внеучебное время. 5. В педагогическом эксперименте проверить эффективность организационно-методических основ секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе, во внеучебное время.
Стр.8
9 Методологической основой и теоретической базой исследования стали: педагогические теории физического воспитания студентов (Л.П.Матвеев, В.П.Филин, В.И.Ильинич, Г.С.Туманян, В.В.Пономарев, М.Я.Виленский и др.); современные данные о проблемах здоровья студенческой молодежи (Г.Н.Гончарова, Г.Л.Апанасенко, А.Г.Щедрина, Р.И.Айзман, В.В.Колбанов и др.); инновационные педагогические и спортивные технологии физического воспитания студентов (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, И.В. Манжелей, В.Г.Шилько, Л.В.Лотоненко и др.); теория мотивации деятельности и поведения (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Марков, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.); педагогические технологии обучения легкоатлетическим упражнениям (А.И.Жилкин, Н.Г.Озолин, В.В. Петровский, Ф.П. Суслов, А.П. Бондарчук, В.Б.Зеличенок и др.). Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос, медицинское обследование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование двигательных способностей студентов, психологические тесты, статистический анализ результатов педагогического эксперимента. Организация и этапы исследования. В проведении экспериментальной работы участвовали студенты дневной формы обучения ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», на базе которого и проводился педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с 2004 по 2010 гг., объем выборки составил 85 человек, где экспериментальная группа –35 юношей - занималась два раза в неделю по 2 часа во внеучебное время в спортивной секции по легкой атлетике, и контрольная группа 50 человек, занималась по традиционной программе физического воспитания.
Стр.9
10 Все студенты прошли медицинский осмотр и были допущены к учебно-практическим занятиям в основной и подготовительной группах. Экспериментальная работа проводилась в три последовательных этапа: Первый этап исследования (предварительный) 2004-2005 гг.: осуществлялся обзор и анализ научно-методической литературы, связанной с проблемой исследования; формировался методологический аппарат исследования; систематизировались базовые теоретические положения диссертационной работы, разрабатывались основные задачи исследования; отбирались и формировались методы изучения и решения поставленных задач экспериментальной работы, проводилось предварительное анкетирование и опрос студентов и др. Второй этап исследования (базовый) 2005-2009 гг.: проводился непосредственно педагогический эксперимент по реализации теоретических положений физического воспитания студентов в вузе на основе секционных занятий легкой атлетикой. В процессе педагогического эксперимента корректировались структура и содержание педагогических условий секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе. Третий этап исследования (итоговый) 2009-2010 гг.: осуществлялся итоговый анализ и обобщение полученного теоретического и практического материалов эксперимента, конкретизировались выводы исследования, завершалось оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования: 1. Разработано и обосновано программно-методическое обеспечение проведения секционных занятий студентов по легкой атлетикой в вузе, содержащее: теоретические основы выполнения легкоатлетических упражнений, методики формирования двигательных умений и навыков базовых легкоатлетических упражнений (ходьба, бег, прыжки и метания), методику диагностики приобретенных двигательных умений и навыков легкоатлетических движений, что расширяет
Стр.10
11 представление о формировании программного материала по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов вуза во внеучебное время. 2. Обоснована и разработана технология реализации учебнотренировочного процесса занятий студентов легкой атлетикой в вузе, включающая следующие функциональные модули: мотивационной – направлен на формирование мотивации занятий легкой атлетикой студентов; методический – комплекс методов и средств продуктивного освоения легкоатлетических упражнений студентами; практический – индивидуальные и самостоятельные учебнотренировочные занятия, участие в различных спортивных соревнованиях по легкой атлетике, демонстрация приобретенных методических знаний и практических умений, выполнение спортивных разрядов; контрольно-корректирующий – осуществление оперативного (в течение одного занятия), текущего (в течение месяца), этапного (полугодовой) и итогового (за учебный год) контроля физической и специально-технической подготовленности студентов. Данная технология может быть успешно адаптирована и по другим видам спорта. 3. В педагогическом эксперименте подтверждена актуальность и продуктивность физического воспитания студентов вуза на основе занятий различными видами спорта во внеучебное время, как современное спортивно0ориентированное педагогическое направление укрепления и поддержания здоровья, социализации, удовлетворения индивидуальной двигательной потребности, повышения учебной работоспособности, формирования спортивной культуры и профессионально-прикладной физической подготовки у студенческой молодежи.
Стр.11
12 Теоретическая значимость исследования заключается: - в теоретическом обосновании необходимости соблюдения единства и взаимосвязи учебного и внеучебного процессов физического воспитания молодежи в вузе на основе организации секций по различным видам спорта; - в обосновании технологии организации и проведении секционных занятий студентов вуза, по различным видам спорта во внеучебное время; - в наполнении теоретическим содержанием программно-методического обеспечения секционных занятий легкой атлетикой студентов в вузе; - в изложении доказательств необходимости физического воспитания студентов вуза на основе занятий в спортивных секциях во внеучебное время; - в получении новых теоретических данных, которые дополняют и расширяют раздел теории и методики физического воспитания студентов в вузе на основе секционных занятий по видам спорта. Практическая значимость исследования заключается в разработке: - педагогической технологии организации и проведении учебнотренировочного процесса занятий студентов легкой атлетикой во внеучебное время в вузе; - программно-методического обеспечения секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе; - методики диагностики и контроля результатов занятий студентов в спортивной секции по легкой атлетике. Теоретический и практический материал исследования можно широко использовать в лекционных курсах для студентов физкультурных вузов, а также при подготовке методических указаний, программ и учебных пособий. Личный вклад автора в получение результатов исследования: - проведен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ