Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц156
ID261051
АннотацияВ монографии раскрыты научно-методические основы спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе на основе использования игровой технологии. В первой главе монографии представлены теоретические исследования проблемы спортивной подготовки студентов в вузе, состояние физической подготовки современной молодежи. В третьей главе обосновывается структура и содержание игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в процессе физического воспитания в вузе. Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию спортивной подготовки студентов в процессе физического воспитания в вузе. Монография имеет большую практическую значимость по проектированию игровых технологий в процесс спортивной подготовки студентов в вузе. Монография предназначена для научных работников, преподавателей, тренеров по виду спорта и специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко использовать в практике спортивной подготовке в процессе физического воспитания студентов в высших учебных заведениях.
Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе / В.В. Пономарев .— : [Б.и.], 2012 .— 156 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261051 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе. <...> В монографии раскрыты научно-методические основы спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе на основе использования игровой технологии. <...> Игры и игровые упражнения в системе физического воспитания и спортивной тренировки . <...> Теоретические содержания игровой технологии в спортивной подготовке студентов-самбистов. <...> Динамика показателей общей физической подготовленности студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп . <...> Технико-тактическая студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп . <...> Среди множества видов спорта развивающих индивидуальные способности молодого человека, формирующие двигательные умения и навыки рукопашных действий и противодействий в различных жизненных ситуациях, 5 являются единоборства, в том числе спортивная борьба, которая обеспечивает не только гармоничное физическое развитие молодого человека, но и носит прикладной характер подготовки, что позволяет профессионально защищать себя и успешно служить в Армии (А.И. Завьялов, В.В. Пономарев, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Сулейманов). <...> Введение в учебный процесс физического воспитания студентов в вузах дисциплины «Спортивная борьба», в форме спортивных секций, как учебнопрактические занятия в вариативной части учебной программы, факультативных или дополнительных внеучебных занятий, позволит готовить физически крепких и технически подготовленных к самозащите молодых людей. <...> Для быстрого освоения технических приемов и элементов ведения борьбы, в учебно-тренировочный процесс необходимо включать активные методы и средства обучения: одними из которых являются игры, игровые упражнения. <...> В спортивной борьбе игровые упражнения, в основном, используются в секционной работе с детьми и на этапе начальной специализации юных борцов. <...> В связи с вышеуказанным можно констатировать наличие научной <...>
Теоретические_и_практические_основы_игровой_технологии_спортивной_подготовки_студентов-самбистов_в_вузе.pdf
В.В. ПОНОМАРЕВ В.Ф. КОСТЫЧАКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВСАМБИСТОВ В ВУЗЕ Красноярск, 2012
Стр.1
2 УДК:37.042+37.037.1] : 61 Пономарев В.В., Костычаков В.Ф. Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе. - Красноярск: СибГТУ, 2012.-153 с. В монографии раскрыты научно-методические основы спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе на основе использования игровой технологии. В первой главе монографии представлены теоретические исследования проблемы спортивной подготовки студентов в вузе, состояние физической подготовки современной молодежи. В третьей главе обосновывается структура и содержание игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в процессе физического воспитания в вузе. Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию спортивной подготовки студентов в процессе физического воспитания в вузе. Монография имеет большую практическую значимость по проектированию игровых технологий в процесс спортивной подготовки студентов в вузе. Монография предназначена для научных работников, преподавателей, тренеров по виду спорта и специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко использовать в практике спортивной подготовке в процессе физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед.наук, проф. B.C. Близневская (Сибирский федеральный университет). © В.В.Пономарев, В.Ф. Костычаков 2012 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2012
Стр.2
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» В.В. ПОНОМАРЕВ В.Ф. КОСТЫЧАКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ В ВУЗЕ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск, 2012
Стр.3
4 В. В. Пономарев В. Ф.Костычаков Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в вузе Монография ISBN 978-5-8173-0536-4 В авторской редакции Подписано в печать 25.04.2012. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л.9,5. Изд. № 7/13. Заказ № 1458. Тираж 500 экз. Редакциоционно-издательский центр СибГТУ 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82 факс (391) 211-97-25, тел. (391) 227-69-91
Стр.4
5 В.В. ПОНОМАРЕВ В.Ф. КОСТЫЧАКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВСАМБИСТОВ В ВУЗЕ Красноярск, 2012
Стр.5
6 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ… 12 1. 1. Исторические аспекты развития и становления игры в обществе ................................................................................. …………………….. 12 1.2. Игры и игровые упражнения в системе физического воспитания и спортивной тренировки ................................................................................... … 17 Заключение по первой главе .............................................................................. 27 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ................ ….. 45 2.1. Методы исследования ........................................................................... 28 2.1.1. Анализ литературных источников ................................................. .. 28 2.1.2. Социологический опрос и анкетирование ....................................... 28 2.1.3. Педагогическое тестирование ........................................................... 35 2.1.4. Педагогическое наблюдение ............................................................. 40 2.1.5. Педагогический эксперимент ........................................................... 40 2.1.6. Методы математической статистики .............................................. 41 2.1.7.Организация и этапы исследования ................................................ Заключение по второй главе ....................................................................... 44 42 ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА аспекты формирования СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ……………………………………………… 3.1. Теоретические содержания игровой технологии в спортивной подготовке студентов-самбистов.......................... 46 3.1.1. Методические аспекты отбора и формирования игровых 51 упражнений ............................................................................................................. 55 3.2. Опытно-экспериментальное обоснование игровой технологии ....... 3.3. Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………………. 3.3.1. Динамика показателей общей физической подготовленности студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп ............. 69 3.3.2. Динамика показателей специальной подготовка физической подготовленности студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп………………………………………………………………………… 3.3.3. Технико-тактическая студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп ................................................... 78 Заключение по третьей главе........................................................................ 86 ВЫВОДЫ .......................................................................................................... … 88 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................................................. 91 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................... 93 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 111 ПОДГОТОВКИ
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Все возрастающие требования к всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к защите своей Родины. Но на протяжении ряда лет идет снижение уровня физического развития и физической подготовленности выпускников общеобразовательных школ. Статистика свидетельствует, что в современной школе лишь около 14% учащихся относится к группе «практически» здоровых, остальные 86% школьников имеют различного рода соматические и функциональные отклонения от нормы или же хронические заболевания. В вузах более 35% студентов не в состоянии выполнить нормативы по физической подготовке, 22%) имеют различные заболевания, 37%> не занимаются физической культурой и спортом (А.П. Исаев, А.Г. Щедрина, Л.Г. Харитонова, Н.П. Абаскалова, Е.В. Лыков, А. А. Андриевский, А.В. Жарова) Социальный заказ, предъявленный в настоящее время государством, ставит перед вузами задачу выпускать не только грамотных специалистов своего дела, но и людей культурных, творческих, инициативных, обладающих, прежде всего, крепким здоровьем и ведущих здоровый образ жизни. В учебных программах физического воспитания студентов, рекомендуемых Федеральным агентством по образованию РФ, недостаточно проработан в методическом и организационном плане учебный процесс, который был бы направлен на обучение молодежи прикладным двигательным умениям и навыкам индивидуальной самообороны и самозащиты. Среди множества видов спорта развивающих индивидуальные способности молодого человека, формирующие двигательные умения и навыки рукопашных действий и противодействий в различных жизненных ситуациях,
Стр.7
5 являются единоборства, в том числе спортивная борьба, которая обеспечивает не только гармоничное физическое развитие молодого человека, но и носит прикладной характер подготовки, что позволяет профессионально защищать себя и успешно служить в Армии (А.И. Завьялов, В.В. Пономарев, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Сулейманов). Введение в учебный процесс физического воспитания студентов в вузах дисциплины «Спортивная борьба», в форме спортивных секций, как учебнопрактические занятия в вариативной части учебной программы, факультативных или дополнительных внеучебных занятий, позволит готовить физически крепких и технически подготовленных к самозащите молодых людей. Для быстрого освоения технических приемов и элементов ведения борьбы, в учебно-тренировочный процесс необходимо включать активные методы и средства обучения: одними из которых являются игры, игровые упражнения. В игре человек обязательно, хочет он того или нет, раскрывается как личность со всеми присущими ему положительными и отрицательными качествами. Игра развивает физические и психические качества человека, его интеллект, волю и адаптивность, т.е. способность ориентироваться в различных ситуациях. Игра закаливает и формирует характер, учит переносить и преодолевать трудности, воспитывает чувство самоотверженности, которое позволяет человеку, возвысясь над собой, обрести и укрепить дух терпимости и уважения к другому человеку. В тоже время в процессе игры гораздо интереснее изучать элементы техники и тактики борьбы, прочнее усваиваются многие сложные приемы, активно развиваются физические качества, проявляются творческие способности и т.д. (В.Г. Яковлев, В.П. Ратников, Г.С. Туманян, К.В. Балдаев, М.М. Сайгин, Б.М. Рыбалко). Двигательные навыки, приобретенные в игре, особенно длительны и прочны. В спортивной борьбе игровые упражнения, в основном, используются в секционной работе с детьми и на этапе начальной специализации юных борцов. В тоже время, системное использование спортивных, подвижных и
Стр.8
6 специализированных игр в учебно-тренировочном процессе по самбо со взрослой молодежью, в частности студентами вузов мало представлено в научных исследованиях и учебно-методической литературе (И.Н. Кравчук, В.И. Рудницкий, В.П. Попова, Б.Н. Пивоваров, Е.Я. Крупник, И.М. Коротков). В связи с вышеуказанным можно констатировать наличие научной проблемы, которая характеризуется недостаточным использованием потенциала игровых технологий в учебно-тренировочном процессе подготовки самбистов в высших учебных заведениях. Все это предопределило тему настоящего исследования: «Игровая технология активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов». Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки самбистов в высшем учебном заведении. Предмет исследования: средства, методы и формы игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в высшем учебном заведении. Цель исследования: теоретически обосновать и в опытноэкспериментальной работе проверить эффективность игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в высшем учебном заведении. Гипотеза исследования: Учебно-тренировочный процесс подготовки студентов-самбистов в вузе будет более эффективным и поступательным если разработать: 1) Игровую технологию, состоящую из блоков специализированных, подвижных и спортивных игр направленных: на развитие и поддержание физической подготовленности, совершенствование технических элементов и тактических действий; выполнения объема больших физических нагрузок, на основе положительного психоэмоционального настроя, который формируется у занимающихся в процессе выполнения игровых упражнений.
Стр.9
7 2) Педагогическую модель реализации игровой технологии в зависимости от этапов учебно-тренировочного процесса подготовки студентов - самбистов в годичном цикле (подготовительный, базовый и соревновательный). Все это в совокупности позволит повысить уровень тренированности студентов-самбистов и будет способствовать дальнейшему их росту спортивного мастерства. В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования разработаны следующие задачи: 1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки. 2. Теоретически обосновать структуру и содержание игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов. 3. Разработать педагогическую модель реализации игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки студентовсамбистов. 4 .Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов. Методологической основой и теоретической базой исследования являются: - общенаучные положения и принципы теории и методологии педагогических исследований (Л.М. Матвеев, В.М. Зациорский, В.И. Загвязинский, Б.А. Ашмарин, Н.И. Загузов, Г.С. Туманян, Н.И. Пономарев и др-); - современные педагогические технологии физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев, И.И. Сулейманов, Л.К. Сидоров, О.П. Юшков, А.П. Исаев, С.А. Кабанов, Е.А. Короткова, Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов и др.); - современные активные методы и формы обучения в педагогическом процессе (М.В. Кларин, В.И. Боголюбов, И.Д. Зверев, В.И. Паламарчук, С.Г.
Стр.10
8 Шаповаленко, С.Л.Рубинштейн, М.И.Махмутов, Ю.К. Бабанский, И.Н. Кравчук, В.И. Рудинский, В.П. Попова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Б.Н. Пивоваров, Е.Я. Крупник, И.М. Короткое, Г.К. Селевко, В.П. Беспалько и др.). Научная новизна исследования: 1. Теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем опробована игровая технология активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов-студентов состоящая из блоков: специализированных, подвижных, спортивных и поддерживающе-восстановительных игровых упражнений направленных в зависимости от этапа учебно-тренировочного цикла на развитие общей и специальной физической подготовленности, совершенствование тактико-технических действий, выполнение большого объема тренировочных нагрузок в «непринужденной» соревновательноигровой форме, на основе положительного психоэмоционального настроя. 2. Разработана педагогическая модель реализации игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в годичном цикле: где, в подготовительном этапе (сентябрь-ноябрь) используется блок - спортивных и подвижных игровых упражнений направленных на восстановление и повышение общефизических кондиций; в базовом этапе (декабрь-март) используется блок - специализированных игровых упражнений направленный на повышение специальной физической подготовленности, совершенствование тактико-технических действий; в соревновательном этапе (апрель-июнь) блок поддерживающе-восстановительных игровых упражнений, направленный на поддержание физических и функциональных кондиций борцов-самбистов в процессе соревновательного этапа. 3. Разработано программно-методическое обеспечение игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов состоящее из: учебно-тренировочной программы и плана; блоков игровых упражнений, методических положений; системы контроля подготовленности спортсменов и коррекции игровой технологии.
Стр.11
9 4. Разработаны и систематизированы игровые упражнения для активизации учебно-тренировочного процесса, объединенные в следующие динамические блоки: спортивные и подвижные игры, специализированные и поддерживающе-восстановительные игровые упражнения. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и научно обоснованная структура и содержание игровой технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов, способствует дальнейшему совершенствованию системы подготовки спортсменов, а также обогащает теоретико-методическое содержание процесса подготовки спортсменов-студентов на основе игровой технологии. Практическая значимость. Разработано программно-методическое обеспечение активизации учебно-тренировочного процесса подготовки студентов-самбистов, включающее: учебную программу, годовой план-график, систематизированные блоки игровых упражнений; представлены методические положения применения игровых блоков упражнений, а также методы контроля и коррекции подготовленности занимающихся по этапам подготовки (подготовительный, базовый и соревновательный) в годичном цикле. Результаты исследования могут быть использованы в непрерывном профессиональном образовании тренеров, преподавателей, специалистов, а также в лекционных курсах студентов педагогических факультетов и институтов физической культуры. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в период проведения опытно-экспериментальной работы в вузах г. Красноярска: Сибирском юридическом институте МВД России, Сибирском государственном технологическом университете, Сибирском государственном техническом университете, Красноярском государственном университете цветных металлов и золота, Красноярском государственном университете; филиале Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске и др. На защиту выносятся следующие основные положения:
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ