Н.Н. СНЕСАРЬ
В.В. ПОНОМАРЕВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Красноярск, 2012
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
Н.Н. СНЕСАРЬ
В.В. ПОНОМАРЕВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Красноярск, 2012
Стр.2
3
УДК 37.037.1-056.313:796.011.3
ББК Ч 456.005.5 + Ч 511.66
Снесарь Н.Н., Пономарев В.В. Теоретические и практические аспекты
игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью
умственной отсталости. – Красноярск: СибГТУ, 2012. – 197 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты
игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью
умственной отсталости на основе игрового тренинга.
В первой главе монографии представлено состояние проблемы
физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.
Во второй главе представлено теоретическое обоснование
педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом
воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.
Научно-теоретические и практические результаты работы
дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания
детей с легкой степенью умственной отсталости. Монография имеет
большую практическую значимость в формировании физической
культуры у детей с нарушениями в развитии.
Монография предназначена для научных работников, воспитателей,
учителей и специалистам коррекционной педагогики. Результаты работы
можно широко использовать в практике физического воспитания детей с
нарушением в развитии.
Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева);
д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская
(Сибирский федеральный университет).
© Н.Н. Снесарь, В.В.Пономарев, 2012
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2012
Стр.3
4
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 6
Глава I. Состояние проблемы физического воспитания детей с легкой
степенью умственной отсталости……………………………………………. 16
1.1 Педагогические идеи гармоничного воспитания детей в
образовательном процессе на основе игровой деятельности ………………... 16
1.2 Социально-педагогический анализ проблемы гармоничного
воспитания детей с умственной отсталостью в образовательном
процессе………………………………………………………………………….. 27
1.3 Педагогические аспекты игрового тренинга в гармонизации
интеллектуального и физического воспитания детей с легкой степенью
умственной отсталости………………………………………………………….. 40
Заключение по первой главе………………………………………………..
47
Глава II. Обоснование педагогической технологии игрового тренинга в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
отсталости…….…………………………………………………………………. 52
2.1 Задачи, методы и организация исследования………………………… 52
2.2 Теоретическое обоснование содержания педагогической технологии
игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью
умственной отсталости…………………………………………………………. 68
2.3 Педагогическая технология реализации игрового тренинга в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
отсталости………..................................................................................................
2.4 Теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной
90
работы…………………………………………………………………………….. 112
2.5 Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………………….. 120
Выводы исследования…………………………………………………………. 136
Стр.4
5
Библиографический список…………………………………………………... 139
Приложение ……………………………………………………………………. 153
Стр.5
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общественное
развитие предъявляет более высокие требования к обучению и
воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в
формировании нового человека, социально активного, обладающего
субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного
развития своих физических и умственных способностей. Вместе с тем,
наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и
особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов
социализации – семьи, учреждений культуры, образования, средств
массовой информации и др. (Д.И. Фельдштейн, С.А. Хоботов, С.И.
Веневцев, В.С. Дмитриев). Потребность детей и подростков с
нарушениями в развитии в определении своего места в социуме,
стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной
стороны, стимулируется общественными процессами, а с другой стороны,
ограничивается нежеланием или неумением взрослых признать
общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего
молодого человека имеющего различные отклонения в физическом,
психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и
социальную самодеятельность. В обществе наблюдается дефицит
современных и продуктивных специально-педагогических условий для
гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в физическом
и умственном развитии, формировании индивидуальных социально
значимых качеств. В результате чего еще сильней усугубляется задержка
личностного развития и социального самоопределения и социализации
детей и подростков с различными нарушениями в развитии, в том числе
умственно отсталые дети, для которых необходимы современные
педагогические технологии для коррекции выявленных недостатков (В.И.
Лубовский, М.С. Певзнер, А.И. Мещерякова).
Стр.6
7
Огромные
социально-педагогические
возможности для
гармоничного формирования и коррекции интеллектуального,
физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью
в школьном образовательном процессе имеет широкая и
целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой
огромный потенциал снижения воздействия различных нарушений в
развитии детей. Через различные формы игровой деятельности, игровые
технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые
упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и
корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать
умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе.
При всей педагогической и социальной значимости игр в
гармоничном формировании личности ребенка и особенно детей
имеющих отклонения в развитии, в обществе уделяется недостаточное
внимание широкого интегративного применения современных
педагогических технологий основанных на игровой деятельности,
игровом тренинге
в образовательных учреждениях. Исчезла
преемственность между старшими и младшими поколениями детей по
совместным играм во дворе, дети не знают содержания подвижных игр
старшего поколения, редко на улице можно встретить детей, играющих в
коллективные подвижные игры, а также они не умеют самостоятельно их
организовать и многое другое.
Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической
литературы по вопросам физического воспитания детей с умственной
отсталостью в школьной образовательной среде позволил выявить
следующие противоречия между:
- необходимостью создания широких и разносторонних организационнопедагогических
условий в школьной среде, ориентированных на
гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств
Стр.7
8
детей с умственной отсталостью и недостаточное обоснование
необходимости разработки современных игровых педагогических
технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и
физическом развитии;
- осознанием необходимости обновления содержания образовательновоспитательного
процесса в гармоничном развитии детей с умственной
отсталостью, предполагающего усвоения стандартных способов
социального взаимодействия, необходимости формирования у детей
навыков здорового образа жизни и недостаточное теоретическое и
методическое обеспечение продуктивности данного процесса средствами
физической культуры;
- потребностью в современных продуктивных игровых тренингах в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
отсталостью в специализированных образовательных учреждениях и
недостаточным научно-методическим обоснованием разработки их
содержания.
На основании выявленных противоречий обозначилась проблема,
которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий
основанных на игровых тренингах в физическом воспитанием детей с
легкой степенью умственной отсталости, что и обусловило выбор темы
исследования: «Теоретические и практические аспекты игрового
тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
отсталости».
Объект исследования: физическое воспитание детей с легкой
степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида.
Предмет исследования: структура и содержание педагогической
технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой
степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида.
Стр.8
9
Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и
опытно – экспериментальная проверка эффективности педагогической
технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой
степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: физическое воспитание детей с легкой
степенью умственной отсталости будет более гармоничным,
продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в
обществе, если:
-разработать педагогическую технологию игрового тренинга в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости;
-структурировать содержание педагогической технологии игрового
по следующим блокам задач: образовательные,
воспитательные и социальные: что будет
тренинга
оздоровительные,
способствовать развитию физических качеств, формированию
физической подготовленности, стимулированию и коррекции умственной
деятельности детей через различные познавательные и логические игры и
игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков
социализации и адаптации в обществе;
-разработать содержание и методику диагностики общего состояния
здоровья и физической подготовленности детей с легкой степенью
умственной отсталости в течение учебного года.
Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную,
физическую и интеллектуальную составляющую развитие детей с легкой
степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания, что
в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию
детей имеющих нарушения в развитии.
Методологической основой и теоретической базой исследования
стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания
умственно отсталых детей (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С.
Стр.9
10
Лебединская); коррекция умственной отсталости (В. И. Лубовский, М. С.
Певзнер, Г. Е. Сухарева, А. И. Мещерякова и др.); особенности психики
умственно отсталых (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я.
Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.); особенности восприятия
умственно отсталых детей (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф,
Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко и др.); технологии
физического воспитания умственно отсталых детей (С. И. Веневцев, В. С.
Дмитриев, С.А. Хоботов); психические процессы и возможности
обучения детей с задержкой психического развития (Т. В. Егорова, Г. И.
Жаренкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А.
Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.)
Методы исследования: для решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования: теоретический анализ
и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и
отечественной литературы; анализ документальных материалов
(врачебно-контрольных карт, и др.), анкетирование, педагогические
наблюдения; тестирование физического развития и физической
подготовленности; педагогический эксперимент; экспертная оценка;
математико-статистический анализ.
Научная новизна исследования:
1. Разработано содержание программно-методического обеспечения
педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании
детей с легкой степенью умственной отсталости включающее:
комплексные игры и игровые упражнения, дифференцированные по
различным блокам в зависимости от времени учебного года, решения
поставленных задач по четвертям; интегративная
избирательного воздействия различных блоков подвижных игр и
упражнений, при решении воспитательных, образовательных и
оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и
методика
Стр.10
11
продуктивность процесса физического воспитания детей с легкой
степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида.
2. Разработана структура и наполнена содержанием педагогическая
технология реализации игрового тренинга в физическом воспитании
детей с легкой степенью умственной отсталости включающая различные
блоки подвижных игр и игровых упражнений, которые последовательно
реализовались через следующие
функциональные
этапы:
подготовительно – втягивающий (первая четверть), базово –
развивающий (вторая четверть), соревновательно–закрепляющий (третья
четверть) и результативно – итоговый (четвертая четверть). Данная
структура педагогической технологии реализации игрового тренинга
способствует динамичному и продуктивному укреплению и
поддержанию физической и учебной деятельности детей с легкой
степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в
школе-интернате VIII вида.
3. Разработано содержание интегративной методики диагностики
формирования и развития двигательных и интеллектуальных показателей
детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующие
блоки-критерии: скоростно-силовые, координационные, двигательная
память, социально-психологическая адаптация по Роджерсу и Даймонду,
эмоциональная комфортность и адаптивность.
Теоретическая значимость исследования заключается в
обосновании педагогической технологии игрового тренинга в физическом
воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнении
теоретическим содержанием программно–методического обеспечения
педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании
детей с легкой степенью умственной отсталости; теоретическом
обосновании структуры педагогической технологии реализации игрового
тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
Стр.11
12
отсталости; обосновании комплекса педагогической диагностики
двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью
умственной отсталости в процессе игрового тренинга. Теоретические
результаты исследования дополняют и расширяют общепедагогические
подходы, технологии и формы продуктивного физического воспитания
детей с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается в
разработке программно-методического обеспечения педагогической
технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой
степенью умственной отсталости; разработаны и структурированы
различные блоки игр и игровых упражнений для решения широкого круга
оздоровительных, воспитательных, образовательных и социальных задач.
Результаты диссертационного исследования могут быть
использованы в практической работе коррекционных школ VIII вида, при
разработке различных программ и методических рекомендаций по
физическому воспитанию детей с нарушением интеллекта; в летних
оздоровительных лагерях отдыха, в системе повышения квалификации
педагогических кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования
докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в
г.Красноярске (2007-2009 г.г.), г.Омске (2008-2011г.г.), г.Тюмени (20092012г.г.),
г.Иркутске (2009-2010г.г.), г.Москве (2007-2009г.г.), на
факультете физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Красноярский
государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева», на
методических семинарах и круглых столах со специалистами по
адаптивной физической культуре и др. Основные материалы
исследования изложены в 11 статьях и в 3-х учебных пособиях, в том
числе три статьи в журналах рекомендованных ВАК. Общий объем
научно-практического материала по теме исследования составил 5,7 п. л.
Стр.12
13
Достоверность и обоснованность результатов исследования
определяется теоретико-методологической обоснованностью проблемы,
методическим и теоретическим анализом работы; применением
широкого комплекса методов исследования, которые соответствуют
предмету и задачам исследования; математико-статистическим анализом
теоретических и практических результатов исследования, большой
выборкой испытуемых и положительной динамикой полученных
фактологических данных.
На защиту выносятся следующие положения диссертационный
работы:
1. Игровой тренинг - специфическая педагогическая форма организации и
проведения занятий по физическому воспитанию с детьми с легкой
степенью умственной отсталости, позволяющий гармонизировать и
интегрировать процесс умственного и физического развития,
корректировать и социализировать детей с легкой степенью умственной
отсталости через различные формы и сюжеты игровой деятельности,
ролевые и игровые упражнения, подвижные и спортивные игры,
комбинированные эстафеты и др.
2. Программно-методического обеспечения содержания педагогической
технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой
степенью умственной отсталости включающее: теоретический и
практический материал, игровые упражнения и подвижные игры;
методику применения подвижных игр в зависимости от решения
образовательных, воспитательных, оздоровительных и социальных задач
в течение учебного года; педагогическая диагностика психофизической
подготовленности, умственной деятельности и общего состояния
здоровья детей с легкой степенью умственной отсталостью;
дифференцированные блоки подвижных и игровых упражнений для
решения широкого спектра образовательно–оздоровительных и
Стр.13
14
социализирующих задач; комплексная методика контроля и коррекции
динамики физической подготовленности и физического развития детей в
учебном году; в процессе занятий для детей культивировались и
включались различные комплексы индивидуальных и самостоятельных
игровых упражнений, для дополнительной коррекции физических и
умственных показателей на каникулах и в домашних условиях.
3. Структура педагогической технологии реализации игрового тренинга в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости,
включающая следующий поэтапный алгоритм действий: подготовительно
– втягивающий этап (первая четверть) – обеспечивает повышение общей
физической подготовленности, адаптацию функциональных систем к
физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр,
которые будут применяться в учебном году и др.; базово – развивающий
(вторая четверть) – продолжается повышение общей физической
подготовленности, используются сюжетные игры, направленные на
решение различных двигательных задач, широко применяются в играх
различная атрибутика и спортивные снаряды; соревновательно –
закрепляющий (третья четверть) – широко используются комплексные
игры, игровые эстафеты; игры с нестандартным решением двигательных
задач, для формирования двигательного опыта; игры с выявлением
наиболее активных и творческих школьников; результативно-итоговый
(четвертая четверть) – включает игры интегративного характера, через
которые идет дальнейшее совершенствования умственных и физических
показателей детей, осуществляется диагностика результатов физического
воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе
игрового тренинга.
4. Интегративная методика
диагностики двигательных и
интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной
отсталости, включающих следующие блоки – критерии: физическая
Стр.14
15
подготовленность,
социально-педагогическая
адаптация,
координационные двигательные способности, кинестезическая
дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие,
ориентация в пространстве, что позволяет своевременно корректировать
процесс физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
Ключевым словом в нашей работе, является педагогическая
технология, где мы представляем общепринятое определение и даем свое
авторское понятие.
Педагогическая технология – связанные в одно целое методы,
формы, средства, способы, материальные ресурсы обеспечивающие
достижения цели образования (С. 344, Педагогика, 2007, И.П. Подласый).
В нашей работе под педагогической технологией игрового тренинга в
физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости
понимается - специализированный комплекс педагогических средств,
методов и организационных форм обеспечивающих взаимосвязь и
коррекцию умственной и физической деятельности детей с легкой
степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в
школе.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав,
выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и
приложений. Материал исследования содержат 14 рисунков, 4 таблицы,
библиографический список представлен 174 работами, из них 13 на
иностранных языках.
Стр.15