Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц197
ID261048
АннотацияВ монографии раскрыты теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости на основе игрового тренинга. В первой главе монографии представлено состояние проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Во второй главе представлено теоретическое обоснование педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.
ББКЧ 456.005.5; Ч 511.66
Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости / В.В. Пономарев .— : [Б.и.] .— 197 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261048 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. <...> В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости на основе игрового тренинга. <...> Во второй главе представлено теоретическое обоснование педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. <...> 27 1.3 Педагогические аспекты игрового тренинга в гармонизации интеллектуального и физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости…………………………………………………………. <...> Обоснование педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости……. <...> 68 2.3 Педагогическая технология реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости………. <...> В результате чего еще сильней усугубляется задержка личностного развития и социального самоопределения и социализации детей и подростков с различными нарушениями в развитии, в том числе умственно отсталые дети, для которых необходимы современные педагогические технологии для коррекции выявленных недостатков (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, А.И. Мещерякова). <...> Через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе. <...> Объект исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида. <...> Гипотеза исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной <...>
Теоретические_и_практические_аспекты_игрового_тренинга_в_физическом_воспитании_детей_с_легкой_степенью_умственной_отсталости.pdf
Н.Н. СНЕСАРЬ В.В. ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Красноярск, 2012
Стр.1
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Н.Н. СНЕСАРЬ В.В. ПОНОМАРЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск, 2012
Стр.2
3 УДК 37.037.1-056.313:796.011.3 ББК Ч 456.005.5 + Ч 511.66 Снесарь Н.Н., Пономарев В.В. Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. – Красноярск: СибГТУ, 2012. – 197 с. В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости на основе игрового тренинга. В первой главе монографии представлено состояние проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Во второй главе представлено теоретическое обоснование педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Монография имеет большую практическую значимость в формировании физической культуры у детей с нарушениями в развитии. Монография предназначена для научных работников, воспитателей, учителей и специалистам коррекционной педагогики. Результаты работы можно широко использовать в практике физического воспитания детей с нарушением в развитии. Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская (Сибирский федеральный университет). © Н.Н. Снесарь, В.В.Пономарев, 2012 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2012
Стр.3
4 Содержание Введение…………………………………………………………………………. 6 Глава I. Состояние проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости……………………………………………. 16 1.1 Педагогические идеи гармоничного воспитания детей в образовательном процессе на основе игровой деятельности ………………... 16 1.2 Социально-педагогический анализ проблемы гармоничного воспитания детей с умственной отсталостью в образовательном процессе………………………………………………………………………….. 27 1.3 Педагогические аспекты игрового тренинга в гармонизации интеллектуального и физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости………………………………………………………….. 40 Заключение по первой главе……………………………………………….. 47 Глава II. Обоснование педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости…….…………………………………………………………………. 52 2.1 Задачи, методы и организация исследования………………………… 52 2.2 Теоретическое обоснование содержания педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости…………………………………………………………. 68 2.3 Педагогическая технология реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости……….................................................................................................. 2.4 Теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной 90 работы…………………………………………………………………………….. 112 2.5 Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….. 120 Выводы исследования…………………………………………………………. 136
Стр.4
5 Библиографический список…………………………………………………... 139 Приложение ……………………………………………………………………. 153
Стр.5
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Вместе с тем, наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов социализации – семьи, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и др. (Д.И. Фельдштейн, С.А. Хоботов, С.И. Веневцев, В.С. Дмитриев). Потребность детей и подростков с нарушениями в развитии в определении своего места в социуме, стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной стороны, стимулируется общественными процессами, а с другой стороны, ограничивается нежеланием или неумением взрослых признать общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего молодого человека имеющего различные отклонения в физическом, психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и социальную самодеятельность. В обществе наблюдается дефицит современных и продуктивных специально-педагогических условий для гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в физическом и умственном развитии, формировании индивидуальных социально значимых качеств. В результате чего еще сильней усугубляется задержка личностного развития и социального самоопределения и социализации детей и подростков с различными нарушениями в развитии, в том числе умственно отсталые дети, для которых необходимы современные педагогические технологии для коррекции выявленных недостатков (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, А.И. Мещерякова).
Стр.6
7 Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал снижения воздействия различных нарушений в развитии детей. Через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе. При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка и особенно детей имеющих отклонения в развитии, в обществе уделяется недостаточное внимание широкого интегративного применения современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в образовательных учреждениях. Исчезла преемственность между старшими и младшими поколениями детей по совместным играм во дворе, дети не знают содержания подвижных игр старшего поколения, редко на улице можно встретить детей, играющих в коллективные подвижные игры, а также они не умеют самостоятельно их организовать и многое другое. Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам физического воспитания детей с умственной отсталостью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: - необходимостью создания широких и разносторонних организационнопедагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств
Стр.7
8 детей с умственной отсталостью и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии; - осознанием необходимости обновления содержания образовательновоспитательного процесса в гармоничном развитии детей с умственной отсталостью, предполагающего усвоения стандартных способов социального взаимодействия, необходимости формирования у детей навыков здорового образа жизни и недостаточное теоретическое и методическое обеспечение продуктивности данного процесса средствами физической культуры; - потребностью в современных продуктивных игровых тренингах в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостью в специализированных образовательных учреждениях и недостаточным научно-методическим обоснованием разработки их содержания. На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в физическом воспитанием детей с легкой степенью умственной отсталости, что и обусловило выбор темы исследования: «Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости». Объект исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида. Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида.
Стр.8
9 Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно – экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Гипотеза исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если: -разработать педагогическую технологию игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости; -структурировать содержание педагогической технологии игрового по следующим блокам задач: образовательные, воспитательные и социальные: что будет тренинга оздоровительные, способствовать развитию физических качеств, формированию физической подготовленности, стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе; -разработать содержание и методику диагностики общего состояния здоровья и физической подготовленности детей с легкой степенью умственной отсталости в течение учебного года. Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развитие детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей имеющих нарушения в развитии. Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С.
Стр.9
10 Лебединская); коррекция умственной отсталости (В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, А. И. Мещерякова и др.); особенности психики умственно отсталых (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.); особенности восприятия умственно отсталых детей (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко и др.); технологии физического воспитания умственно отсталых детей (С. И. Веневцев, В. С. Дмитриев, С.А. Хоботов); психические процессы и возможности обучения детей с задержкой психического развития (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.) Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературы; анализ документальных материалов (врачебно-контрольных карт, и др.), анкетирование, педагогические наблюдения; тестирование физического развития и физической подготовленности; педагогический эксперимент; экспертная оценка; математико-статистический анализ. Научная новизна исследования: 1. Разработано содержание программно-методического обеспечения педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости включающее: комплексные игры и игровые упражнения, дифференцированные по различным блокам в зависимости от времени учебного года, решения поставленных задач по четвертям; интегративная избирательного воздействия различных блоков подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и методика
Стр.10
11 продуктивность процесса физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в школе – интернате VIII вида. 2. Разработана структура и наполнена содержанием педагогическая технология реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости включающая различные блоки подвижных игр и игровых упражнений, которые последовательно реализовались через следующие функциональные этапы: подготовительно – втягивающий (первая четверть), базово – развивающий (вторая четверть), соревновательно–закрепляющий (третья четверть) и результативно – итоговый (четвертая четверть). Данная структура педагогической технологии реализации игрового тренинга способствует динамичному и продуктивному укреплению и поддержанию физической и учебной деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в школе-интернате VIII вида. 3. Разработано содержание интегративной методики диагностики формирования и развития двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующие блоки-критерии: скоростно-силовые, координационные, двигательная память, социально-психологическая адаптация по Роджерсу и Даймонду, эмоциональная комфортность и адаптивность. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнении теоретическим содержанием программно–методического обеспечения педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости; теоретическом обосновании структуры педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
Стр.11
12 отсталости; обосновании комплекса педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игрового тренинга. Теоретические результаты исследования дополняют и расширяют общепедагогические подходы, технологии и формы продуктивного физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости; разработаны и структурированы различные блоки игр и игровых упражнений для решения широкого круга оздоровительных, воспитательных, образовательных и социальных задач. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе коррекционных школ VIII вида, при разработке различных программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию детей с нарушением интеллекта; в летних оздоровительных лагерях отдыха, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в г.Красноярске (2007-2009 г.г.), г.Омске (2008-2011г.г.), г.Тюмени (20092012г.г.), г.Иркутске (2009-2010г.г.), г.Москве (2007-2009г.г.), на факультете физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева», на методических семинарах и круглых столах со специалистами по адаптивной физической культуре и др. Основные материалы исследования изложены в 11 статьях и в 3-х учебных пособиях, в том числе три статьи в журналах рекомендованных ВАК. Общий объем научно-практического материала по теме исследования составил 5,7 п. л.
Стр.12
13 Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется теоретико-методологической обоснованностью проблемы, методическим и теоретическим анализом работы; применением широкого комплекса методов исследования, которые соответствуют предмету и задачам исследования; математико-статистическим анализом теоретических и практических результатов исследования, большой выборкой испытуемых и положительной динамикой полученных фактологических данных. На защиту выносятся следующие положения диссертационный работы: 1. Игровой тренинг - специфическая педагогическая форма организации и проведения занятий по физическому воспитанию с детьми с легкой степенью умственной отсталости, позволяющий гармонизировать и интегрировать процесс умственного и физического развития, корректировать и социализировать детей с легкой степенью умственной отсталости через различные формы и сюжеты игровой деятельности, ролевые и игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, комбинированные эстафеты и др. 2. Программно-методического обеспечения содержания педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости включающее: теоретический и практический материал, игровые упражнения и подвижные игры; методику применения подвижных игр в зависимости от решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и социальных задач в течение учебного года; педагогическая диагностика психофизической подготовленности, умственной деятельности и общего состояния здоровья детей с легкой степенью умственной отсталостью; дифференцированные блоки подвижных и игровых упражнений для решения широкого спектра образовательно–оздоровительных и
Стр.13
14 социализирующих задач; комплексная методика контроля и коррекции динамики физической подготовленности и физического развития детей в учебном году; в процессе занятий для детей культивировались и включались различные комплексы индивидуальных и самостоятельных игровых упражнений, для дополнительной коррекции физических и умственных показателей на каникулах и в домашних условиях. 3. Структура педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий поэтапный алгоритм действий: подготовительно – втягивающий этап (первая четверть) – обеспечивает повышение общей физической подготовленности, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово – развивающий (вторая четверть) – продолжается повышение общей физической подготовленности, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко применяются в играх различная атрибутика и спортивные снаряды; соревновательно – закрепляющий (третья четверть) – широко используются комплексные игры, игровые эстафеты; игры с нестандартным решением двигательных задач, для формирования двигательного опыта; игры с выявлением наиболее активных и творческих школьников; результативно-итоговый (четвертая четверть) – включает игры интегративного характера, через которые идет дальнейшее совершенствования умственных и физических показателей детей, осуществляется диагностика результатов физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе игрового тренинга. 4. Интегративная методика диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки – критерии: физическая
Стр.14
15 подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве, что позволяет своевременно корректировать процесс физического воспитания детей с нарушениями в развитии. Ключевым словом в нашей работе, является педагогическая технология, где мы представляем общепринятое определение и даем свое авторское понятие. Педагогическая технология – связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы обеспечивающие достижения цели образования (С. 344, Педагогика, 2007, И.П. Подласый). В нашей работе под педагогической технологией игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости понимается - специализированный комплекс педагогических средств, методов и организационных форм обеспечивающих взаимосвязь и коррекцию умственной и физической деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в школе. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений. Материал исследования содержат 14 рисунков, 4 таблицы, библиографический список представлен 174 работами, из них 13 на иностранных языках.
Стр.15