Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Рождение личности: новая парадигма (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШакуров Р. Х.
ИздательствоКГТУ
Страниц355
ID260975
АннотацияОпираясь на оригинальный методологический инструментарий, автор предлагает новые решения важнейших проблем психологии личности – психогенеза эмоций, потребностей и устремлений, воли. В книге представлена новая, системно-динамическая теория деятельности, теория механизмов творческого мышления. На уровне открытий решены проблемы зарождения и развития духовных ценностей личности (эстетические чувства, любви к человеку, совести и др.0. Раскрыты сущность и механизмы смыслотворческой деятельности человека. Сформулированы основные положения социально-аффилиативной теории воспитания духовной сферы личности. Выводы исследований имеют принципиальное значение для дальнейшего развития не только психологической науки, но и педагогики, социологии, отчасти философии и других гуманитарных дисциплин. В сущности, речь идет о крупном прорыве в мировой психологической науке.
ISBN978-5-7882-0484-0
Шакуров, Р. Х. Рождение личности: новая парадигма : монография / Р. Х. Шакуров .— Казань : КГТУ, 2007 .— 355 с. — ISBN 978-5-7882-0484-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/260975 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Между тем нужна другая теория, ставящая во главу угла процесс победного преодоления разнообразных и разнокачественных барьеров в процессе деятельности, – нужна психологическая теория преодоления, раскрывающая механизмы развития созидательных сил личности. <...> В результате этого трудные барьеры превращаются в легкие, сложные – в простые, переживаемые – в понимаемые. <...> Под ценностными барьерами мы понимаем дефицит или отсутствие у человека ценностей, значимых для удовлетворения его потребностей. <...> А обеспечивают этот процесс условные рефлексы: они сигнализируют, как получить доступ к предметам потребностей. <...> Когда есть возможность, они выбирают наиболее привлекательные ценности и варианты действий. <...> Тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены все стороны психической жизни и ее отдельных подструктур – познавательных, эмоционально-потребностных, операционных. <...> Эти тенденции – к экономии, динамизации, ценностного восхождения, стабилизации, интеграции – выступают как важнейшие источники человеческих эмоций и устремлений. <...> Развитие эмоционально-потребностной сферы человека начинается на основе первичных потребностей. <...> Под 25 влиянием биологического ценностного барьера вначале появляется переживание дискомфорта, а при устранении барьера – удовольствие, наслаждение. <...> Здесь мы вплотную подошли к важному вопросу: какие функции выполняют первичные эмоции? <...> Эмоции позволяют не только фиксировать и различать предметы потребностей, но и оценивать степень их значимости. <...> Как мы видели, эмоции удовольствия–неудовольствия переживаются и в результате фактического первичных потребностях (органических, самосохранения и аффилиации) и оптимизации (экономии, динамизации, ценностном восхождении и стабилизации). <...> Думается, для психологии ближе всего эмоционально-потребностная парадигма в понимании ценностей, восходящая к идеям Платона и Аристотеля. <...> Человек не может познать предметы потребностей, если он <...>
Рождение_личности_новая_парадигма._Монография.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет Р.Х. Шакуров РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: НОВАЯ ПАРАДИГМА Казань КГТУ 2007
Стр.1
Шакуров Р.Х. РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: НОВАЯ ПАРАДИГМА ISBN 978-5-7882-0484-0 Опираясь на оригинальный методологический инструментарий, автор предлагает новые решения важнейших проблем психологии личности – психогенеза эмоций, потребностей и устремлений, воли. В книге представлена новая, системно-динамическая теория деятельности, теория механизмов творческого мышления. На уровне открытий решены проблемы зарождения и развития духовных ценностей личности (эстетические чувства, любви к человеку, совести и др.0. Раскрыты сущность и механизмы смыслотворческой деятельности человека. Сформулированы основные положения социально-аффилиативной теории воспитания духовной сферы личности. Выводы исследований имеют принципиальное значение для дальнейшего развития не только психологической науки, но и педагогики, социологии, отчасти философии и других гуманитарных дисциплин. В сущности, речь идет о крупном прорыве в мировой психологической науке. Книга написана простым языком и рассчитана на широкую аудиторию: психологов, педагогов, психотерапевтов, социальных работников, философов, социологов (включая практических работников и студентов). ISBN 978-5-7882-0484-0 © Шакуров Р.Х., 2007 © Казанский государственный технологический университет, 2007 г.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………..…….…………………..…..….. 3 Глава 1. ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ …..…………..……….... 1.1. Понятие «барьер» ……..……………….…………….. 1.2. Организм и барьеры ……..……………….………….. 1.3. Первичные потребности и эмоции …..……...…….... 1.4. Ценности ……..…………………..………….……….. Глава 2. УСТРЕМЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ …..………..……….. 2.1. Устремления и мотивы ………..…..………….... 2.2. Радости ………..…………………………………….. 2.3. Страдания ……………………………..………….…. Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ……..…………………….…….… 3.1. Категориальная сетка ………..………………….….. 3.2. Системно-динамическая модель деятельности ....… 3.3. Мышление и творчество …..……………………….. Глава 4. ПСИХОГЕНЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕС КИХ ЦЕННОСТЕЙ ……………..…………………. 4.1. Красота ...…………………………….……..……. 4.2. Познавательный интерес ...………….……….…. 4.3. Смех ...…………………………………..………... Глава 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВА НИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОС ТИ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ ………………….……… 5.1. Состояние проблемы …………………...…………… 5.2. Методологические поиски в советской психологии 5.3. Ключевые понятия ……………...…...……………… Глава 6. ПСИХОГЕНЕЗ СОВЕСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ……………………………………………… 6.1. Совесть как часть нравственной культуры личности ……………………………………………… 6.2. Краткий исторический экскурс ………………......… 6.3. Социальные источники совести и ее связь с самолюбием личности ……………………………….. 6.4. Аффилиативная потребность как внутренний источник развития совести ………….......................... Глава 7. РОЖДЕНИЕ СОВЕСТИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ НОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ………………………….... 7.1. Гипотезы, методы и процедуры ……………………. 7.2. Возникновение эмоциональных связей ребенка 11 11 17 21 30 41 41 50 55 64 64 71 77 87 87 96 123 141 143 145 151 163 163 169 172 186 188 188 354
Стр.354
с близкими …………………………………………... 7.3. Психогенез гордости и стыда …………………….… 7.4. Начало зрелости ……………………………………... 7.5. А что дальше? ……………………………………….. Глава 8. ПСИХОГЕНЕЗ ЛЮБВИ …………………………….. 8.1. О состоянии проблемы ……………………………… 8.2. Палитра любви …………… 8.3. Отношения как фактор межличностного влияния ... 8.4. Психологические механизмы формирования меж личностных отношений ………………...…………… 8.5. Любовь к учителю: экспериментальное исследование …………………………………………. Глава 9. КОНТУРЫ ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ …...... 9.1. Социально-аффилиативная теория нравственного воспитания ………………………………………….. 9.2. Экскурс в педагогику ……………………………..… Глава 10. СМЫСЛ ЖИЗНИ 10.1.Понятие «смысл» …………………………………… 10.2. Механизмы смыслообразования ………………….. 10.3. Смыслы и психотерапия …………………………... 10.4. Жизнь, личность и смыслотворчество 192 203 213 217 226 226 236 241 243 263 274 274 284 295 295 305 317 321 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………...…………………………….…... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….……. 340 330 355
Стр.355