ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013 3 СОДЕРЖАНИЕ стр Общая характеристика курсовой работы по психологии……………. <...> 56 Приложение Б Образец составления содержания курсовой работы…48 Приложение В Темы курсовых работ………………………………. <...> В процессе обучения в соответствии с учебным планом вы выполняете пять курсовых работ: по общей психологии (2 семестр); по социальной психологии (3 семестр): по психологии развития и возрастной психологии (4 семестр); по психологии когнитивной деятельности (5 семестр); по психологии труда и эргономике (6 семестр). <...> Цель методических рекомендаций – дать вам, как начинающему исследователю целостное представление о содержательных и организационных аспектах разработки, написания, оформления и защиты курсовой работы. <...> При написании курсовой работы вы имеете возможность самостоятельно изучить конкретные психологические 5 проблемы, сформировать навыки работы с научной литературой, овладеть научно-методической культурой. <...> Научно-методическая культура - это определённая логика мышления, проявляющаяся в форме рефлексии научного исследования. <...> Если специалист после окончания ВУЗа не хочет сбиться с курса в океане научных нововведений и технологий, учебников и других научно-методических материалов, ему не обойтись без научно-методической культуры. <...> Кроме того, курсовая работа - это ещё и формы контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТа. <...> 2 Определение темы курсовой работы Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность. <...> Тема курсовой работы должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к темам научных работ: Предельная краткость Проблемность Ясность смыслов, т.е. понятность Благозвучность 9 Краткость темы – важнейшее её качество. <...> Цель оформления работы – сделать так, чтобы <...>
Психология_методические_указания_по_выполнению__курсовых_работ_для_студентов__направления_подготовки_030300.62_.pdf
1
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
ПСИХОЛОГИЯ
Методические указания
по выполнению курсовых работ для студентов
направления подготовки 030300.62 Психология
(бакалавр)
КРАСНОЯРСК 2013
Стр.1
2
Психология: методические указания по выполнению курсовых работ для
студентов направления подготовки 030300.62 Психология (бакалавр). –
СибГТУ, 2013.- 56 с.
Составитель: канд. психол. наук, доцент Лукьянченко Н.В.
Рецензент: канд. филос. наук, доцент Медведева Е.С.
(Методический совет СибГТУ)
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет», 2013
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Общая характеристика курсовой работы по психологии……………..…4
1 Определение темы курсовой работы……………………………………7
2 Структура курсовой работы……………………………………………..9
2.1 Требования к структуре курсовой работы…………….……………...9
2.2 Введение в курсовой работе……………………………..…………...10
2.3 Основная часть исследования………………………….…………….14
2.4 Заключение исследования……………………………….…………...16
2.5 Библиографический список в структуре курсовой работы..………18
3 Работа с литературой………………………………………………….…19
4 Требования к оформлению курсовой работы……………………….....22
4.1 Оформление текста……………………
4.2 Оформление результатов исследования……………………………..31
4.3 Оформление библиографических источников………………………..42
5 Защита курсовой работы………………………………………………...44
Бибилиография……………………………………………………………45
Приложение А Образец оформления титульного листа ……………...56
Приложение Б Образец составления содержания курсовой работы…48
Приложение В Темы курсовых работ………………………………..….49
Приложение Г Правила конспектирования………………………….….53
Стр.3
4
1 Общая характеристика курсовой работы по психологии
Уважаемые студенты, вы готовитесь выполнить курсовое исследование
по психологии. Важность данной работы состоит в том, что наряду с
усвоением готового знания вы получаете возможность выработки навыков
самостоятельного анализа и решения психологических проблем, радости
самостоятельного поиска и открытия нового.
В процессе обучения в соответствии с учебным планом вы выполняете
пять курсовых работ: по общей психологии (2 семестр); по социальной
психологии (3 семестр): по психологии развития и возрастной психологии (4
семестр); по психологии когнитивной деятельности (5 семестр); по
психологии труда и эргономике (6 семестр).
Цель методических рекомендаций – дать вам, как начинающему
исследователю целостное представление о
содержательных и
организационных аспектах разработки, написания, оформления и защиты
курсовой работы.
Начнём с общего понимания, что такое курсовая работа. Это одна из
форм самообразования студента, его учебно-исследовательской дельности.
Овладение элементами исследовательской деятельности является частью
профессиональной подготовки будущего специалиста. В процессе этой
деятельности студенты приобретают необходимые для решения
исследовательских и практических задач рефлексивные умения: видеть
психологические проблемы в практической деятельности и соотносить с
ними фактический культурно-исторический и современный научный
материал; выдвигать гипотезы и вносить изменения в содержание
исследования; анализировать и описывать ход поиска решения научных и
практических проблем. Самостоятельное изучение психологических проблем
позволяет получить ценную информацию, формирует теоретический
фундамент мышления психолога. При написании курсовой работы вы имеете
возможность самостоятельно изучить конкретные психологические
Стр.4
5
проблемы, сформировать навыки работы с научной литературой, овладеть
научно-методической культурой. Научно-методическая культура - это
определённая логика мышления, проявляющаяся в форме рефлексии
научного исследования. Она включает знание теоретических норм и правил
научного познания, умение применять их в процессе решения возникающих
в деятельности общественных структур психологических проблем, грамотно
разрабатывать программу исследования, умение адекватно и ясно описывать
его. Успешная практика невозможна без умения осмысливать собственную
деятельность с научных позиций. Она требует постоянной рефлексии,
обновления знаний. Если специалист после окончания ВУЗа не хочет сбиться
с курса в океане научных нововведений и технологий, учебников и других
научно-методических материалов, ему не обойтись без научно-методической
культуры. Курсовая работа носит, как правило, комплексный характер и
строится на освоении большого количества источников. Выполняя эту
работу, студенты учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую
информацию, оценивать её достоинства и недостатки, применять теорию для
описания, анализа и предварительного проектирования практической
деятельности.
Курсовая – наиболее простая форма научного исследования, в котором
детально прорабатывается лишь один вопрос во всём многообразии
психологических проблем, подходов, теорий. Задачи курсовой работы: 1)
более глубоко ознакомиться с содержанием научной проблемы, её
исторической неоднозначностью 2) приобрести навыки самостоятельного
теоретического анализа проблемы; 3) овладеть умением логического
описания исследования.
Кроме того, курсовая работа - это ещё и формы контроля уровня
профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы
выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТа.
Стр.5
6
Требования, предъявляемые к курсовой работе, изложены в СТП
3.4.104 – 01 Система вузовской учебной документации. Курсовое
проектирование.
Требования к выполнению и представлению. При написании курсовых
работ по психологии:
1. Студенту необходимо продемонстрировать знание теории и умение
творчески использовать эти знания для исследования реальных
психологических проблем, с которыми практические психологи
сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Здесь важен
исследовательский подход к изучению и объяснению проблемных
жизненных ситуаций.
2. Следует проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы
исследования. Переписывания авторских текстов исключаются. Если в
качестве источника используются научные труды различных авторов, то их
содержание должно быть переработано в соответствии с темой вашей
работы. Методологические подходы, теоретические положения,
исследовательские методики, авторские цитаты применяются в работе с
обязательной ссылкой на источник.
3. Должна чётко соблюдаться логика исследования, а именно:
а) выбор реальной жизненной проблемы и её формулирование в
качестве темы курсовой работы;
б) раскрытие сути проблемы: каково её содержание¸ с какими
трудностями в её решении сталкиваются субъекты жизнедеятельности;
в) анализ проблемы с точки зрения научной психологии с
привлечением теоретического и исследовательского материала;
г) выводы, объяснение причин данной проблематики, рекомендации
автора курсовой работы в её разрешении;
д) пути дальнейших поисков решения указанной проблемы.
Стр.6