232-12-42 http://www.jusinf.ru 9 785720 511067 • • Финансовый контроль Контрольно-счетные органы Принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов Внешний финансовый контроль Е. Н. Кондрат КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» (постатейный) Москва ЮСТИЦИНФОРМ 2011 УДК 342.9(094.072) ББК 67.401 К64 ВВЕДЕНИЕ Кондрат, Е. <...> В ней подробно рассматриваются общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия, а также основы статуса контрольно-счетных органов, которые образуются соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования, порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные требования к ним, права и обязанности должностных лиц контрольно-счетных органов, а также гарантии прав проверяемых органов и организаций. <...> Это позволит, с одной стороны, исключить излишнее дублирование, оптимизировать государственные затраты на обеспечение функционирования контрольных органов и, с другой стороны, существенно повысить их эффективность. <...> Это: президентский финансовый контроль во главе с Контрольным управлением главы государства; внутренний финансовый контроль распорядителя бюджетных средств; внешний финансовый контроль — контроль независимый, осуществляемый от лица представительных органов власти. <...> Эту функцию выполняют Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. <...> Множественность контрольных органов объективно приводит к дублированию. <...> Законом определяются основы статуса контрольно-счетных органов (ст. <...> Так, контрольно-счетные <...>
Комментарий_к_Федеральному_закону_от_7_февраля_2011_г._№_6-ФЗ_Об_общих_принципах_организации_и_деятельности_контрольно-счетных_органов_субъектов_Российской_Федерации_и_муниципальных_образований_(1).pdf
Е. Н. Кондрат
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»
(постатейный)
Москва
ЮСТИЦИНФОРМ
2011
Стр.1
УДК 342.9(094.072)
ББК 67.401
К64
ВВЕДЕНИЕ
Кондрат, Е. Н.
К64
Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных
органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
(постатейный) / Е. Н. Кондрат. — М. : ЗАО Юстицинформ, 2011. —
168 с. — (Серия «Комментарий специалиста»).
ISBN 978-5-7205-1106-7.
Книга представляет собой постатейный комментарий к Федеральному
закону от 7 февраля 2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований». В ней подробно рассматриваются
общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
и их основные полномочия, а также основы статуса контрольно-счетных
органов, которые образуются соответственно законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта Российской
Федерации и представительным органом муниципального образования,
порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя
и аудиторов контрольно-счетных органов, основные требования
к ним, права и обязанности должностных лиц контрольно-счетных органов,
а также гарантии прав проверяемых органов и организаций.
Издание предназначено для практических работников контрольно-счетных
палат, а также широкого круга читателей, интересующихся
вопросами государственного финансового контроля на современном
этапе.
УДК 342.9(094.072)
ББК 67.401
В современной новой системе бюджетных координат государство
должно контролировать не только и не столько технологию расходов,
сколько решение конкретных функциональных задач, поставленных
перед государственными управленческими структурами. Иначе говоря,
речь идет о повышении ответственности распорядителей бюджетных
средств за достижение поставленных целей путем внедрения
системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности.
Эта система должна отслеживать степень выполнения принятых
на себя обязательств на основе установленных показателей конечных
и непосредственных результатов деятельности.
Для выполнения этой непростой задачи система государственных
контрольных органов должна быть структурно и методологически
единой, функционально определенной, с четко прописанными
правами, охватывающими всю совокупность бюджетных ресурсов,
направленных в экономику. Это позволит, с одной стороны, исключить
излишнее дублирование, оптимизировать государственные затраты
на обеспечение функционирования контрольных органов и, с
другой стороны, существенно повысить их эффективность.
Таким образом, возникает ряд проблем, решение которых зависит
прежде всего от позиции законодателя.
И первой среди них следует назвать необходимость целостной
системы мероприятий по дальнейшему совершенствованию нормативного
правового регулирования всей системы государственного
финансового контроля.
В чем здесь проблема? Действующий Бюджетный кодекс РФ далеко
не в полной мере справляется с задачей определения основ государственного
и муниципального контроля. Это приводит к замкнутости
контроля по уровням бюджетной системы и слабости взаимодействия,
координации и контроля органов государственной власти
вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации
над нижестоящими.
ISBN 978-5-7205-1106-7
© ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2011
Действующее федеральное законодательство практически не регламентирует
организацию финансового контроля на региональном,
а тем более на муниципальном уровне.
3
Стр.2
Содержание
Содержание
Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального
финансового контроля ...............................102
Статья 12. Планирование деятельности контрольно-счетных
органов ........................................................................111
Статья 13. Обязательность исполнения требований должностных
лиц контрольно-счетных органов ...................118
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................3
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона ........................ 9
Статья 2. Правовое регулирование организации и деятельности
контрольно-счетных органов ................................ 17
Статья 3. Основы статуса контрольно-счетных органов ........... 27
Статья 4. Принципы деятельности контрольно-счетных органов
............................................................................. 41
Статья 5. Состав и структура контрольно-счетных органов ...... 46
Статья 6. Порядок назначения на должность председателя,
заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных
органов ..................................................... 61
Статья 7. Требования к кандидатурам на должности председателя,
заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных
органов ............................................ 67
Статья 8. Гарантии статуса должностных лиц контрольносчетных
органов ............................................................ 74
Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов
................................................................................ 82
Статья 10. Формы осуществления контрольно-счетными органами
внешнего государственного и муниципального
финансового контроля ........................................ 91
164
165
Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных
лиц контрольно-счетных органов.......................119
Статья 15. Представление информации по запросам контрольно-счетных
органов ....................................................127
Статья 16. Представления и предписания контрольно-счетных
органов .................................................................131
Статья 17. Гарантии прав проверяемых органов
и организаций .............................................................137
Статья 18. Взаимодействие контрольно-счетных органов .........140
Статья 19. Обеспечение доступа к информации о деятельности
контрольно-счетных органов ...............................145
Статья 20. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных
органов ....................................................153
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
.................................................................................155
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ......................................................157
Органы государственной власти, иные государственные
органы ..........................................................................157
Правовые акты ............................................................158
Источники правовых актов .........................................159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ...........160
Стр.83