Серия «Деловая библиотека» Е.И. Спектор ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Москва ЮСТИЦИНФОРМ 2007 УДК 347.77.043 ББК 67.404 С71 Автор: Спектор Екатерина Ильинична, старший научный сотрудник Института за конодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). <...> Проводимая в стране административная реформа, одно из направ лений которой — сокращение избыточного количества лицензируемых видов деятельности, лишь усложнила практику реализации норматив ных правовых актов в сфере лицензирования и внесла неопределенность вследствие как дифференциации функций федеральных органов испол нительной власти, так и введения новых/видоизмененных лицензируе мых видов деятельности. <...> Нормы ГК РФ, а именно п. 1 ст. 49 ГК РФ, огра нивают предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в части свободного осуществления отдельных видов деятельности обязанностью получить специальное разре шение — лицензию. <...> В конце 1990х годов во исполнение норм КонституцииРФ и ГК РФ были приняты федеральные законы о лицензировании от дельных видов деятельности (Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельно сти», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128ФЗ «О лицен зировании отдельных видов деятельности»), определяющие прин ципы осуществления лицензирования, критерии определения ли цензируемых видов деятельности, порядок получения лицензий, полномочия лицензирующих органов и т.п. <...> Вместе с тем наиболее занимательные и дискуссион ные вопросы в области лицензируемых видов деятельности, не вхо дящих в предмет ведения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ч. 2 ст. 1), например деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретения оружия и патронов к нему, использования природных ресурсов, в том числе недр <...>
Лицензирование_в_Российской_Федерации._Правовое_регулирование._Вопросы-ответы_(1).pdf
Серия «Деловая библиотека»
Е.И. Спектор
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Москва
ЮСТИЦИНФОРМ
2007
Стр.1
УДК 347.77.043
ББК 67.404
С71
Автор:
Спектор Екатерина Ильинична, старший научный сотрудник Института за
конодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП).
Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права.
Автор многочисленных публикаций в юридических изданиях.
ВВЕДЕНИЕ
С71
Спектор Е.И.
Лицензирование в Российской Федерации: правовое регули
рование. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. — 200 с.
ISBN 5720507671
Предлагаемая вниманию читателей работа посвящена исследованию
такой формы государственного регулирования общественных отноше
ний, как режим лицензирования.
Проводимая в стране административная реформа, одно из направ
лений которой — сокращение избыточного количества лицензируемых
видов деятельности, лишь усложнила практику реализации норматив
ных правовых актов в сфере лицензирования и внесла неопределенность
вследствие как дифференциации функций федеральных органов испол
нительной власти, так и введения новых/видоизмененных лицензируе
мых видов деятельности. Указанная ситуация существенно осложняет де
ятельность предпринимателей в части причинения им реальных убытков
и упущенной выгоды.
Анализируя противоречивое законодательство о лицензировании и
отчасти двойственную практику его применения, автор, применяя раз
личные способы толкования норм права, пытается не только разъяснить
истинную волю законодателя, заложенную в нормы законов для эффек
тивной их реализации предпринимателями, но и способствовать эффек
тивному формированию правоприменительной практики и совершен
ствованию действующего законодательства о лицензировании.
Издание адресовано руководителям предприятий различных орга
низационноправовых форм, индивидуальным предпринимателям, ра
ботникам государственных органов лицензирования. Материал издания
будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических
вузов при изучении и преподавании соответствующих тем.
УДК 347.77.043
ББК 67.404
ISBN 5720507671
©ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007
Конституция РФ, закрепляя принцип свободы предпринима
тельства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), устанавливает приоритет
прав и свобод человека над интересами государства, гарантирует
каждому право на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции
РФ). Указанный принцип находит отражение, в частности, и в
положениях гражданского законодательства (ГК РФ) о правоспо
собности юридического и физического лица, раскрывающих пред
принимательскую деятельность как самостоятельную, осуществ
ляемую на свой риск деятельность, направленную на системати
ческое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегист
рированными в этом качестве в установленном законом порядке
(абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Ограничение прав и свобод возможно
только в рамках конституционной гарантии, установленной ч. 3
ст. 55 Конституции РФ, определяющей, что ограничение прав и
свобод человека и гражданина возможно только федеральным за
коном и только в той мере, в какой это необходимо в целях защи
ты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Данная норма также отражена и в абз. 2
п. 2 ст. 1 ГК РФ. Нормы ГК РФ, а именно п. 1 ст. 49 ГК РФ, огра
нивают предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей) в части свободного осуществления отдельных
видов деятельности обязанностью получить специальное разре
шение — лицензию. Ограничение прав и свобод иными норматив
ными правовыми актами не допускается.
3
Стр.2
ГЛАВА III
ности в них (ст. 12 Закона; п. 2.4.1, 2.4.2 Инструкции о порядке ли
цензирования и осуществления органами внутренних дел контро
ля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержден
ной приказом МВД РФ от 22 августа 1992 г. №292 «Об организа
ции исполнения органами внутренних дел Закона РФ «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
(в ред. приказа МВД от 14 ноября 1994 г. №299). Таким образом,
территория деятельности создаваемого предприятия охраны (СБ) не
обязательна должна ограничиваться территорий конкретно одного
субъекта РФ. Соответственно, СБ имеет право осуществлять воо
руженную охрану имущества создавшего ее юридического лица в
регионе не по месту регистрации юридического лица, а по месту
нахождения имущества.
В связи с отсутствием четкого закрепления на законодательном
уровне общего порядка передачи организациями оружия своим
структурным подразделениям (к которым, в частности, относится
СБ — ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятель
ности в Российской Федерации») считаем целесообразным при
менить по аналогии нормы постановления Правительства РФ от
22 апреля 1997 г. №460 «О мерах по обеспечению юридических лиц
с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым ору
жием» (в ред. постановления Правительства РФ от 29 февраля 2000 г.
№173) в исключительной части установления регламентированного
порядка вышеназванной передачи оружия205
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................3
Глава I
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РОССИИ ...............................................................7
Глава II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ................................................................................ 45
Отличие режима лицензирования от нотификации
и аккредитации .......................................................................................... 45
Лицензирование......................................................................................... 46
Аккредитация ............................................................................................. 47
Нотификация ............................................................................................. 53
Отличие разрешения от лицензии ............................................................. 63
Лицензия — это разрешение или право? ................................................... 71
Виды лицензий........................................................................................... 75
Проблемы реализации органами государственной власти полномочий
по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности;
их правовой статус ..................................................................................... 79
Виды юридической ответственности за осуществление
деятельности без соответствующей лицензии (разрешения) .................... 90
Что общего между административным приостановлением
и временным запретом деятельности и приостановлением
(аннулированием) лицензии? .................................................................... 95
Глава III
205
Перечень юридических лиц, которые имеют право приобрести во временное
пользование отдельные типы боевого ручного стрелкового оружия, предусмотрен
абз. 3 ст. 12 Федерального закона «Об оружии» // Так, оружие выдается ОВД орга
низациям и их территориальным подразделениям во временное пользование
на основании письменных ходатайств руководителей организаций. В заявках
обязательно должны быть указаны сведения об имеющемся и требуемом коли
честве оружия, фактическая численность работников организаций и их терри
ториальных подразделений, имеющих разрешение органов внутренних дел на
хранение и ношение боевого оружия.
196
ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В СФЕРЕ РЕЖИМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
(медицинская деятельность, игорная деятельность, лотерея, деятельность
по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
недропользование, частная детективная
и охранная деятельность) ............................................................................ 104
Правомерность переоформления лицензий на пользование недрами
новому недропользователю ......................................................................118
197
Стр.99