В.В. Глебов, С.С. Горбунов, Российский университет дружбы народов О возможности проведения исследований психологических характеристик специализированных профессиональных сообществ посредством социальных сетей Интернета Появление новых, все более разно образных социальных и профессиональных сообществ – повсеместное проявление глобализации [1]. <...> Огромную роль в этом процессе игра ет Интернет как интерактив ное средство коммуникации, инструмент куль тур но-досу го во го, образовательного и профессионального общения. <...> Высокие темпы развития и большие перспективы виртуальных технологий подтверждают динамичный рост числа пользователей Интернета в Российской Федерации. <...> Интернет стал необходим не только на работе, но и занял прочное место в личном пространстве многих россиян. <...> Это подтверждается и данными опроса (осень 2009 года), проведенного фондом «Общественное мнение», в ходе которого было выявлено 42 млн пользователей Интернета или 36% взрослого населения страны [3]. <...> Если раньше среди пользователей Интернета преобладали представители хорошо обеспечен ных слоев населения страны, то в настоящее время мировую паутину осваивают и люди с низким уровнем дохода: их присутствие в сети в целом выросло на 61% [2]. <...> Типичный российский пользователь Интернета – обра зованный молодой человек с различным уровнем дохода [6], которого часто привлекает возможность анонимности интернет-общения, стремление к свободе, раскрепощенности и обновлению [5, 6]. <...> Одним из феноменов массового использования Интернета стали социальные сети. <...> Социальные сети – принципиально новое пространство общения и способ коммуникации. <...> В настоящее время в виртуальном пространстве России существует много социальных ресурсов (социальных сетей) как отечественных, так и зарубежных. <...> Например, журнал «Деловой квартал» публикует следующую статистику: в январе 2009 года страницы социальной сети «В контакте» хотя бы раз посетили 13,09 млн пользователей <...>