Т.А. Фугелова, Тюменский государственный нефтегазовый университет Современные подходы к воспитанию и развитию мобильной личности Развитие России по демократическому пути возможно только при условии раскрытия потенциала каждой личности, высоком уровне самоорганизации и самоуправления, развитом интеллекте, трезвой самооценке, чувстве собственного достоинства, предприимчивости. <...> В первую очередь речь идет о развитии личности, способной самостоятельно найти пути самореализации, избежать «застоя» в период профессионального и личностного кризиса. <...> Именно эти составляющие могут рассматриваться как предпосылки профессиональной мобильности личности. <...> Развитие качеств мобильной личности поможет смягчить сложные периоды за счет сформированных у личности умений адаптироваться, проявлять адекватную активность, прогнозировать и проектировать ситуацию гармоничного взаимодействия с миром. <...> Рассмотрим основные из них в аспекте воспитания и развития профессионально мобильной личности выпускника вуза. <...> ЛичнОсТнО-ОриенТирОванный ПОдхОд Личностно-ориентированный подход в формировании профессиональной мобильности студентов предполагает обязательную субъективную активность и самостоятельность, обу - чающийся выступает в роли творца, создателя себя и собственной деятельности. <...> Главный ориентир лич ност ноориентированного образования – поворот к личности, ее индивидуальному сознанию и творческому потенциалу, жизненному опыту и, как следствие, развитие рефлексии, иерархии предпочтений, формирование смысла деятельности и личной позиции. <...> Рассматриваются современные подходы к воспитанию и развитию мобильной личности, а именно: личностно-ориентированный, синергетический, средовый, ресурсный, творческой самореализации, компетентностный. <...> Выделены основные компоненты «мобильного специалиста» в социальном, психологическом, теоретическом, практическом плане. <...> Определены направления воспитания <...>