В.Г. Белинский
Типы современных нравов, представленные в иллюстрированных повестях и рассказах <...> Том девятый
Статьи и рецензии 1845--1846
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955
OCR Бычков М.Н. <...> Типы современных нравов, представленные в иллюстрированных повестях и рассказах,
издаваемых под редакциею Николая Кириллова. <...> 1
Эта книжка, красиво изданная, с хорошенькими политипажами,2 состоит из одного рассказа:
"Тертый калач, сцены из провинциальной жизни". <...> В этом рассказе есть довольно забавные черты и,
может быть, много правды; но в нем вовсе нет типов: от этого очень скучно читать его. <...> Многие думают,
что писать в юмористическом роде ничего не значит; так-де вот возьми да и списывай с природы. <...> Конечно, выйдет хорошо, если кто умеет хорошо списывать с природы: и это тоже талант своего рода,
хотя и талант низший. <...> Уж кто лучше дагерротипа списывает? -- а между тем, как далеко ниже скольконибудь порядочного живописца самый лучший дагерротип! <...> И потому, повторяем: хорошо, если кто
умеет быть хорошим дагерротипом в литературе, но несравненно лучше и почетнее быть в литературе
живописцем. <...> Мир пошлой повседневности, мир прозы жизни для своего воспроизведения так же требует
вдохновения, творчества, таланта и гения, как и мир великих характеров, деяний и страстей. <...> И потому
фламандская школа живописи стоит всякой другой. <...> Но зато, когда у писателя нет способности быть даже
дагерротипом, -- простое списывание с природы бывает у него очень отвратительно: в высоком и
патетическом оно переходит у него в сентиментальность и надутость; в комической и юмористическом -в пошлость и тривиальность, -- и в обоих случаях равно никогда не имеет никакого сходства с
изображаемою природою. <...> К такому роду рабских снимков с натуры принадлежит "Тертый калач": в нем,
может быть, узнают себя пять или шесть человек во всей России; но больше никто не узнает, и эта
книжка может возбудить интерес только б том месте, где живут оригиналы ее, потому что в ней <...>
Типы_современных_нравов,_представленные_в_иллюстрированных_повестях_и_рассказах.pdf
В.Г. Белинский
Типы современных нравов, представленные в иллюстрированных повестях и рассказах
В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том девятый
Статьи и рецензии 1845--1846
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955
OCR Бычков М.Н.
17. Типы современных нравов, представленные в иллюстрированных повестях и рассказах,
издаваемых под редакциею Николая Кириллова. Санкт-Петербург, 1845. Во французской тип. В 12-ю д.
л., 121 стр.1
Эта книжка, красиво изданная, с хорошенькими политипажами,2 состоит из одного рассказа:
"Тертый калач, сцены из провинциальной жизни". В этом рассказе есть довольно забавные черты и,
может быть, много правды; но в нем вовсе нет типов: от этого очень скучно читать его. Многие думают,
что писать в юмористическом роде ничего не значит; так-де вот возьми да и списывай с природы.
Конечно, выйдет хорошо, если кто умеет хорошо списывать с природы: и это тоже талант своего рода,
хотя и талант низший. Уж кто лучше дагерротипа списывает? -- а между тем, как далеко ниже скольконибудь
порядочного живописца самый лучший дагерротип! И потому, повторяем: хорошо, если кто
умеет быть хорошим дагерротипом в литературе, но несравненно лучше и почетнее быть в литературе
живописцем. Мир пошлой повседневности, мир прозы жизни для своего воспроизведения так же требует
вдохновения, творчества, таланта и гения, как и мир великих характеров, деяний и страстей. И потому
фламандская школа живописи стоит всякой другой. Но зато, когда у писателя нет способности быть даже
дагерротипом, -- простое списывание с природы бывает у него очень отвратительно: в высоком и
патетическом оно переходит у него в сентиментальность и надутость; в комической и юмористическом -в
пошлость и тривиальность, -- и в обоих случаях равно никогда не имеет никакого сходства с
изображаемою природою. К такому роду рабских снимков с натуры принадлежит "Тертый калач": в нем,
может быть, узнают себя пять или шесть человек во всей России; но больше никто не узнает, и эта
книжка может возбудить интерес только б том месте, где живут оригиналы ее, потому что в ней нет
ничего общего, типического, хотя она и претендует на типы...
Примечания
1. "Отеч. записки" 1845, т. XL, No 5 (ценз. разр. 30/IV), отд. VI, стр. 23-24. Без подписи.
О Николае Кириллове см. примеч. 601.
2. Рисунки исполнены Е. Ковригиным, гравированы бар. Неттельгорстом.
Стр.1