В. Г. Белинский
Славянский сборник
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 -- август 1845.
Редактор тома Г. А. Соловьев. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примечания Ю. С.
Сорокина.
М., "Художественная литература", 1981.
OCR Бычков М. Н.
СЛАВЯНСКИЙ СБОРНИК
Н. В. Савельева-Ростиславича. Санкт-Петербург. 1845.
Трепещите и кланяйтесь, читатели! Вы готовитесь иметь дело с книгою, которая -- бездна
премудрости, океан учености... Вообразите: одних примечаний полторы тысячи!.. Предмет книги самый
ученый -- славянский мир, иначе славянщина, или словенщина... Цель книги -- восстановление русской
народности, будто бы съеденной врагами нашими, немцами; вожделенное восстановление это
торжественно совершается книгою через решение вопроса, что варяго-руссы были не немцы, а славяне,-чистые,
породистые славяне, без всякой немецкой или другой какой еретической примеси. Средства книги
-- страшная эрудиция, неслыханная начитанность. Не знаем, как вам это покажется, но что касается до
нас, мы нисколько не испугались этой книги. Ученость -- вещь почтенная, и мы сочли бы варваром,
готтентотом всякого, кто без уважения стал бы смотреть на ученость; но ученость учености рознь: есть
ученость истинная, светлая, плодотворная и благотворная и есть ученость ложная, мрачная, бесплодная,
хотя и работящая. Через ученость люди доискиваются истины; через ученость доискивался истины Фауст,
тревожимый внутренними вопросами, мучимый страшными сомнениями, жаждавший обнять, как друга,
всю природу, стремившийся добраться до начала всех начал, до источника жизни и света, и бестрепетно
пускавшийся в беспредельный и невещественный мир матерей1 -- первородных чистых идей. Но через
ученость же добивался истины и Вагнер, человек узколобый, ограниченный, слабоумный, сухой, без
фантазии, без сердца, без огня душевного, прототип педанта, представитель всех возможных
Тредьяковских, изобретателей русских гекзаметров на греческий лад и русских октав на итальянский
манер...2 К чему ни прикоснется Вагнер -- все иссыхает и гниет под его мертвою рукою: цветы теряют
свои краски и благоухание, красота превращается в мертвый аппарат, нравственность становится скучным
жеманством, истина -- пошлою сентенциею... Глядя на Вагнера, особенно слушая его, чувствуешь
невольное отвращение к науке и к учености: так противеет в глазах ваших красивый, благоухающий,
вкусный и сочный плод, если по нем проползет отвратительный слизняк...
Вагнеров много, и они разделяются и подразделяются на множество родов и видов. Мы имеем
теперь в виду только один род этих, впрочем, очень любопытных людей. Сохраняя общие родовые
признаки всех Вагнеров, то есть ограниченность, слабоумие, сухость, пошлость, задорливость и
фанатизм,-- Вагнер, о котором мы хотим говорить в общем типическом смысле, не применяя ни к кому в
особенности его характера,-- наш Вагнер ко всем этим прекрасным качествам присовокупляет еще
ипохондрическую способность впадать в манию какой-нибудь нелепой мысли, какого-нибудь дикого
убеждения. Избрав предметом своих занятий, например, историю, он видит в истории совсем не историю,
а средство к защищению и оправданию чудовищных идей. Во всех других отношениях существо доброе и
нисколько не опасное,-- он делается разъяренным, когда он говорит или пишет о своей заветной идее, на
которой помешался. Все противники этой идеи -- личные враги Вагнера, хотя бы они жили за сто или за
тысячу лет до его рождения; все они, мертвые и живые, по его мнению, люди слабоумные, глупые,
низкие, злые, презренные, способные на всякое дурное дело. Все ее защитники и последователи, мертвые
и живые, по его мнению, люди умные, гениальные, добродетельные, чуть не праведные. Идея его -истинна
и непреложна: он ее доказал, утвердил, сделал яснее солнца,-- и только люди, ослепленные
невежеством или злобою, могут не видеть этого. Говоря о своей идее, как об аксиоме, принятой всем
миром, за исключением нескольких невежд и злодеев (хотя бы в самом-то деле, кроме самого Вагнера и
его приятелей, или никто и знать не хочет ее, или все смеются над нею, как над вздором),-- он сам о себе
Стр.1