Шидловская педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Тутти» Москва и музыкальное воспитание В 40 системе решения задач музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания учащихся. <...> Экологическое воспитание и образование — это почва, на которой можно вырастить средствами искусства плоды нравственного очищения личности в современном обществе. <...> Процесс воспитания духовного потенциала человека сродни явлениям и законам природы, где выращивание семени зависит от условий среды обитания, наследственности и питательных веществ. <...> Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский говорил: «Человек — часть природы, он развивается, стало быть, как природа». <...> Природа — это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. <...> Природа — это чистый воздух, зеленый лес, щебет ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ · 3(124)’2012 πЛАНЕТА ОБРАЗОВАНИЯ птиц и полет шмеля, гроза и радуга… Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы. <...> Восстановить нормальную природную среду может только человек, у которого чистая душа и чистый ум. <...> Если душа испачкана низкопробными сюжетами, то никогда окружающий мир и природа не будут здоровыми. <...> Искусство — великая сила, способная заставить человека посмотреть на себя и свои дела на Земле глазами, обновленными эстетическим чувством. <...> С первой встречи с учеником, играя простейшие попевки (как правило, на основе народных песен), можно рассказывать и о ежике, и о кукушке, и о лесе, и об Аленушке, которая глядится в ручеек. <...> Музыкальные пейзажи, зарисовки, вызванные ими чувства и мысли человека — вот что воспитывает, обучает и развивает душу. <...> Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства, и в частности музыки, весьма актуальна. <...> Красота, естественность красок природы многие века вдохновляли художников, музыкантов, поэтов <...>