«ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 11, 2008 СИНтетИчеСкАЯ телеФОНИЯ УДК 621.396 анаЛиЗ мЕТОДОВ ОцЕнКи КаЧЕСТВа пЕРЕДаЧи РЕЧЕВОй инФОРмации пО КанаЛам СВЯЗи РаЗЛиЧнОй СТРУКТУРы м. <...> Одной из важнейших задач проектирования и эксплуатации систем телефонной связи, наряду с экономичностью и надежностью, является обеспечение высокого качества связи. <...> Эффективность материальных затрат, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией телефонных систем, в известной мере зависит от подхода к вопросам нормирования и оценки качества связи. <...> Процесс оценки качества связи включает три основных этапа: выбор критериев оценки; нахождение эффективной системы признаков речевого сигнала, связанной с выбранными критериями; определение методики оценки качества передачи речи (КПР) по каждому критерию. <...> Первый этап оценки КПР — это выбор критериев. <...> В настоящее время при оценке КПР техническими методами пользуются следующими критериями: громкостью, разборчивостью и натуральностью. <...> Исследования показали, что ощущение КПР является двумерным, и его можно разделить на два независимых критерия: разборчивость и натуральность звучания. <...> Разборчивость есть объективная количественная мера, характеризующая способность тракта телефонной связи передавать содержащуюся в речи смысловую информацию в данных конкретных акустических условиях окружающей среды. <...> Под мерой разборчивости понимается выраженное в процентах или долях единицы отношение числа правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов и фраз) к достаточно большому объему числа переданных. <...> В соответствии с этим различают разборчивость звуков (D), слогов (S), слов (W) и фраз (I). <...> Разборчивость представляет собой семантическое содержание речевого сигнала, а натуральность звучания отражает информацию о говорящем абоненте (его индивидуальных особенностях, уровне развития и т. д.) <...> Поэтому в настоящее время для оценки КПР по каналам связи становится возможным использовать <...>