ББК Ю984.030.2
УДК 159.922.736.4
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Орловский
государственный университет»
Протокол №1 от 28.09.09 г.
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Стахнева Л. А.;
кандидат психологических наук, доцент Рябинкина А. Н.
Психологические основы формирования экологического
сознания младших подростков. / Карякина С. Н., Шибаева Л. В. –
Орел: ГОУ ВПО «ОГУ».-2009.-116с.
В монографии излагаются результаты исследования развития у
младших подростков эколого-этического сознания и творческой
эколого-гуманитарной деятельности в условиях масштабного
образовательного эксперимента. В тексте развернут анализ подходов к
интерпретации экологического сознания: его содержания, структуры,
динамики. Представлены методологические принципы и
организационные приемы генетико-моделирующего эксперимента, в
котором осуществлялось изучение такого сложного новообразования как
эколого-этическое сознание школьников и диагностика его развития.
Монография адресована широкому кругу читателей,
интересующихся проблемами модернизации современного образования:
педагогам, психологам, студентам.
Орловский государственный университет, 2009.
Карякина С. Н., Шибаева Л. В., 2009.
2
Стр.2
Содержание:
Предисловие...................................................................................
Глава 1. Основные направления философских и психологопедагогических
исследований
сознания.............................................................................................
§1.
Характеристика подходов к трактовке экологического
сознания…………………………………………………………
природе и людям........................…………..…..................................
§5.Проблема становления высоких уровней экологогуманитарной
деятельности в подростничестве............................
Глава 2. Анализ подходов к трактовке и принципам
организации экологического образования ...............................
§1.Подходы к трактовке и принципам организации
экологического образования................................................……….
§2.Основные направления разработки и реализации учебных
экологических курсов….......................…………………………….
Глава 3. Обоснование возможностей развития экологоэтического
сознания в единстве с эколого-гуманитарной
деятельностью младших подростков………………….……….
§1.Обоснование принципов организации инновационного
образовательного факультатива для младших подростков.............
§2.Содержание инновационного курса “Человек и Природа” и
принципы его организации в форме развивающего
факультатива…………………...........................................................
§3.Психологические особенности экологического сознания
гуманитарной деятельности младших подростков в условиях
факультатива “Человек и Природа”.................................................
Глава 4. Особенности динамики эколого-этического
сознания и эколого-гуманитарной деятельности младших
подростков......................................................................................
4
экологического
7
7
§2.Исследования экологических понятий и представлений.......... 11
§3.Исследования отношений к природной действительности..... 13
§4.Подходы к исследованию эколого-этических отношений к
18
25
32
32
37
43
43
49
школьников...........................................…………….….…………… 57
§ 4. Становление эколого-этического сознания и эколого60
68
Заключение................................................................................……
78
Литература......................................................................................... 81
Приложения....................................................................................... 93
3
Стр.3
Предисловие
Социально-экономические коллизии современности делают все
более востребованными исследования в области развития нравственноэтического
сознания подрастающего поколения, проявляющегося в
целом спектре отношений к миру и себе. Одним из ярких воплощений
низких уровней этики и бездуховности выступают обострившиеся
противоречия в системе взаимоотношений «человек-природа», которые
привели к современному экологическому кризису, проявляющемуся в
увеличении числа и интенсивности природных катаклизмов, изменении
климата, ростом заболеваемости и т.д. Специфическим выражением
кризисной ситуации, сложившейся во взаимоотношениях человека и
природы, является снижение уровня этических отношений в детском и
взрослом сообществах, предопределяемое, в частности, тем, что в
процессе социализации не создается необходимых условий для
приобретения подростками и юношами позиции инициативных
субъектов эколого-гуманитарной практики, достижения высоких
уровней эколого-этического сознания.
Проблемы развития нравственного и экологического сознания
так тесно взаимосвязаны, что становится очевидным тот факт, что если
для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для
сохранения природы он должен развивать и совершенствовать свой
этический потенциал. В этой связи наиболее перспективными и
актуальными являются направления исследования сопряженного
решения проблем экологического и этического воспитания.
Предметом анализа в исследовании, изложенном в монографии,
выступает развитие экологического сознания в младшем подростковом
возрасте, рассматриваемого в его связи с развитием этических
отношений, проявляемых к людям и природе.
Прикладная востребованность исследования предопределяется
отсутствием психологически обоснованных учебных программ по
экологии для младших подростков, способных стать основой
формирования у них взаимосвязи развитого экологического и
нравственного сознания, регулирующих отношение к миру людей и
природы.
Первая глава монографии знакомит с различными теоретическими
подходами к проблеме исследования специфики, динамики и условий
формирования эколого-этического сознания. Получает обоснование
авторская позиция, предполагающая необходимость курировать
развитие эколого-этического сознания подростков посредством их
включения в творческие виды целостной эколого-гуманитарной
4
Стр.4
деятельности. Проекты и программы этой деятельности, будучи
разработанными в ходе включения детей в анализ реальных глобальных
экологических проблем современности, представляют им возможность
оценить свои возможности в их разрешении, по новому увидеть
окружающий природный и социальный мир.
Предполагается, что приобретение ребенком опыта организатора и
участника эколого-гуманитарных акций широкого спектра позволит ему
преодолеть отчужденное, формальное отношение к экологическим и
нравственным проблемам и занять личностно-деятельностную позицию
в отношении эколого-этических коллизий современности.
Обращение к теоретическим интерпретациям содержания и
динамики эколого-этического сознания призвано помочь в психологическом
анализе принципов организации и результатов экспериментального
исследования экологического сознания подростков, рассматриваемых
во второй главе. В работе представлен спектр диагностических
методик, направленных на выявление и анализ специфики развития
экологического сознания подростков в единстве с этическими
отношениями к действительности. Вниманию читателей предлагается
программа образовательных сценариев инновационного курса «Человек
и Природа».
При описании экспериментальной практики обосновано положение
о том, что актуальным для развития экологического образования
должен стать личностный подход к его организации. В этом случае
развивающий факультативный курс выступает средством порождения
таких новообразований, которые актуализируют активную позицию
человека в отношении не только экологических проблем, но и проблем
общегуманитарного характера.
В процессе проведения генетико-моделирующего эксперимента
удалось подчеркнуть вклад в становление эколого-этического сознания
такого важнейшего компонента учебной ситуации, как сотрудничество,
совместная деятельность учащихся друг с другом и с учителем.
Организация обучения в эксперименте осуществлялась на основе
концепции совместной продуктивной деятельности педагога с детьми и
детей между собой, разрабатываемая таким крупным исследователем,
как Валентина Яковлевна Ляудис. Как положения этой концепции, так и
активное участие ее в качестве руководителя, имели большое значение в
достижении успешных результатов проводимого нами эксперимента в
школах г. Орла. Осуществляемая школьниками рефлексия тех этических
отношений, которые складываются в микро-группах в процессе
приобретения опыта анализа эколого-этических проблем и разработки
5
Стр.5
программ эколого-гуманитарной деятельности, выступает основанием
для зарождения и обогащения практики понимания подростками этикогуманитарных
принципов организации собственной жизни.
Необходимо подчеркнуть, что актуальность изучения проблемы
становления эколого-этического сознания подростков выступает
достаточно ярко, если иметь в виду востребованность высоких уровней
готовности к эколого-гуманитарной деятельности в современном
обществе в условиях преодоления такой глобальной экологической
проблемы как радиоактивное заражение территорий в результате
техногенных катастроф, примером которой является авария на
Чернобыльской АЭС. Исследование, представленное в монографии,
выполнено в рамках международной программы «Юнеско-Чернобыль»,
предполагающей активный поиск средств и способов преодоления
низких уровней социальной и нравственной ответственности людей при
предотвращении возможностей техногенных катастроф.
Авторы выражают благодарность В.Я. Ляудис, профессору
факультета психологии Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова, под чьим руководством было выполнено
исследование, представленное к монографии.
6
Стр.6