Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психологические основы формирования эколого-этического сознания младших школьников

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна, Карякина Светлана Николаевна
ИздательствоГОУ ВПО ОГУ
Страниц115
ID254099
АннотацияВ монографии излагаются результаты исследования развития у младших подростков эколого-этического сознания и творческой эколого-гуманитарной деятельности в условиях масштабного образовательного эксперимента. В тексте развернут анализ подходов к интерпретации экологического сознания: его содержания, структуры, динамики.
Психологические основы формирования эколого-этического сознания младших школьников / Л. В. Шибаева, С. Н. Карякина .— : ГОУ ВПО ОГУ, 2009 .— 115 с. — URL: https://rucont.ru/efd/254099 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» С.Н. Карякина, Л.В. Шибаева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ББК Ю984.030.2 УДК 159.922.736.4 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Протокол №1 от 28.09.09 г. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Стахнева Л. А.; кандидат психологических наук, доцент Рябинкина А. Н. <...> Психологические основы формирования экологического сознания младших подростков. <...> В монографии излагаются результаты исследования развития у младших подростков эколого-этического сознания и творческой эколого-гуманитарной деятельности в условиях масштабного образовательного эксперимента. <...> Проблема становления высоких уровней экологогуманитарной деятельности в подростничестве. <...> Обоснование возможностей развития экологоэтического сознания в единстве с эколого-гуманитарной деятельностью младших подростков…………………. <...> Обоснование принципов организации инновационного образовательного факультатива для младших подростков. <...> Содержание инновационного курса “Человек и Природа” и принципы его организации в форме развивающего факультатива…………………. <...> Психологические особенности экологического сознания гуманитарной деятельности младших подростков в условиях факультатива “Человек и Природа”. <...> Особенности динамики эколого-этического сознания и эколого-гуманитарной деятельности младших подростков. <...> В работе представлен спектр диагностических методик, направленных на выявление и анализ специфики развития экологического сознания подростков в единстве с этическими отношениями к действительности. <...> Вниманию читателей предлагается программа образовательных сценариев инновационного курса «Человек и Природа». <...> В процессе <...>
Психологические_основы_формирования_эколого-этического_сознания_младших_школьников.pdf
ББК Ю984.030.2 УДК 159.922.736.4 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Протокол №1 от 28.09.09 г. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Стахнева Л. А.; кандидат психологических наук, доцент Рябинкина А. Н. Психологические основы формирования экологического сознания младших подростков. / Карякина С. Н., Шибаева Л. В. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ».-2009.-116с. В монографии излагаются результаты исследования развития у младших подростков эколого-этического сознания и творческой эколого-гуманитарной деятельности в условиях масштабного образовательного эксперимента. В тексте развернут анализ подходов к интерпретации экологического сознания: его содержания, структуры, динамики. Представлены методологические принципы и организационные приемы генетико-моделирующего эксперимента, в котором осуществлялось изучение такого сложного новообразования как эколого-этическое сознание школьников и диагностика его развития. Монография адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами модернизации современного образования: педагогам, психологам, студентам. Орловский государственный университет, 2009. Карякина С. Н., Шибаева Л. В., 2009. 2
Стр.2
Содержание: Предисловие................................................................................... Глава 1. Основные направления философских и психологопедагогических исследований сознания............................................................................................. §1. Характеристика подходов к трактовке экологического сознания………………………………………………………… природе и людям........................…………..….................................. §5.Проблема становления высоких уровней экологогуманитарной деятельности в подростничестве............................ Глава 2. Анализ подходов к трактовке и принципам организации экологического образования ............................... §1.Подходы к трактовке и принципам организации экологического образования................................................………. §2.Основные направления разработки и реализации учебных экологических курсов….......................……………………………. Глава 3. Обоснование возможностей развития экологоэтического сознания в единстве с эколого-гуманитарной деятельностью младших подростков………………….………. §1.Обоснование принципов организации инновационного образовательного факультатива для младших подростков............. §2.Содержание инновационного курса “Человек и Природа” и принципы его организации в форме развивающего факультатива…………………........................................................... §3.Психологические особенности экологического сознания гуманитарной деятельности младших подростков в условиях факультатива “Человек и Природа”................................................. Глава 4. Особенности динамики эколого-этического сознания и эколого-гуманитарной деятельности младших подростков...................................................................................... 4 экологического 7 7 §2.Исследования экологических понятий и представлений.......... 11 §3.Исследования отношений к природной действительности..... 13 §4.Подходы к исследованию эколого-этических отношений к 18 25 32 32 37 43 43 49 школьников...........................................…………….….…………… 57 § 4. Становление эколого-этического сознания и эколого60 68 Заключение................................................................................…… 78 Литература......................................................................................... 81 Приложения....................................................................................... 93 3
Стр.3
Предисловие Социально-экономические коллизии современности делают все более востребованными исследования в области развития нравственноэтического сознания подрастающего поколения, проявляющегося в целом спектре отношений к миру и себе. Одним из ярких воплощений низких уровней этики и бездуховности выступают обострившиеся противоречия в системе взаимоотношений «человек-природа», которые привели к современному экологическому кризису, проявляющемуся в увеличении числа и интенсивности природных катаклизмов, изменении климата, ростом заболеваемости и т.д. Специфическим выражением кризисной ситуации, сложившейся во взаимоотношениях человека и природы, является снижение уровня этических отношений в детском и взрослом сообществах, предопределяемое, в частности, тем, что в процессе социализации не создается необходимых условий для приобретения подростками и юношами позиции инициативных субъектов эколого-гуманитарной практики, достижения высоких уровней эколого-этического сознания. Проблемы развития нравственного и экологического сознания так тесно взаимосвязаны, что становится очевидным тот факт, что если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для сохранения природы он должен развивать и совершенствовать свой этический потенциал. В этой связи наиболее перспективными и актуальными являются направления исследования сопряженного решения проблем экологического и этического воспитания. Предметом анализа в исследовании, изложенном в монографии, выступает развитие экологического сознания в младшем подростковом возрасте, рассматриваемого в его связи с развитием этических отношений, проявляемых к людям и природе. Прикладная востребованность исследования предопределяется отсутствием психологически обоснованных учебных программ по экологии для младших подростков, способных стать основой формирования у них взаимосвязи развитого экологического и нравственного сознания, регулирующих отношение к миру людей и природы. Первая глава монографии знакомит с различными теоретическими подходами к проблеме исследования специфики, динамики и условий формирования эколого-этического сознания. Получает обоснование авторская позиция, предполагающая необходимость курировать развитие эколого-этического сознания подростков посредством их включения в творческие виды целостной эколого-гуманитарной 4
Стр.4
деятельности. Проекты и программы этой деятельности, будучи разработанными в ходе включения детей в анализ реальных глобальных экологических проблем современности, представляют им возможность оценить свои возможности в их разрешении, по новому увидеть окружающий природный и социальный мир. Предполагается, что приобретение ребенком опыта организатора и участника эколого-гуманитарных акций широкого спектра позволит ему преодолеть отчужденное, формальное отношение к экологическим и нравственным проблемам и занять личностно-деятельностную позицию в отношении эколого-этических коллизий современности. Обращение к теоретическим интерпретациям содержания и динамики эколого-этического сознания призвано помочь в психологическом анализе принципов организации и результатов экспериментального исследования экологического сознания подростков, рассматриваемых во второй главе. В работе представлен спектр диагностических методик, направленных на выявление и анализ специфики развития экологического сознания подростков в единстве с этическими отношениями к действительности. Вниманию читателей предлагается программа образовательных сценариев инновационного курса «Человек и Природа». При описании экспериментальной практики обосновано положение о том, что актуальным для развития экологического образования должен стать личностный подход к его организации. В этом случае развивающий факультативный курс выступает средством порождения таких новообразований, которые актуализируют активную позицию человека в отношении не только экологических проблем, но и проблем общегуманитарного характера. В процессе проведения генетико-моделирующего эксперимента удалось подчеркнуть вклад в становление эколого-этического сознания такого важнейшего компонента учебной ситуации, как сотрудничество, совместная деятельность учащихся друг с другом и с учителем. Организация обучения в эксперименте осуществлялась на основе концепции совместной продуктивной деятельности педагога с детьми и детей между собой, разрабатываемая таким крупным исследователем, как Валентина Яковлевна Ляудис. Как положения этой концепции, так и активное участие ее в качестве руководителя, имели большое значение в достижении успешных результатов проводимого нами эксперимента в школах г. Орла. Осуществляемая школьниками рефлексия тех этических отношений, которые складываются в микро-группах в процессе приобретения опыта анализа эколого-этических проблем и разработки 5
Стр.5
программ эколого-гуманитарной деятельности, выступает основанием для зарождения и обогащения практики понимания подростками этикогуманитарных принципов организации собственной жизни. Необходимо подчеркнуть, что актуальность изучения проблемы становления эколого-этического сознания подростков выступает достаточно ярко, если иметь в виду востребованность высоких уровней готовности к эколого-гуманитарной деятельности в современном обществе в условиях преодоления такой глобальной экологической проблемы как радиоактивное заражение территорий в результате техногенных катастроф, примером которой является авария на Чернобыльской АЭС. Исследование, представленное в монографии, выполнено в рамках международной программы «Юнеско-Чернобыль», предполагающей активный поиск средств и способов преодоления низких уровней социальной и нравственной ответственности людей при предотвращении возможностей техногенных катастроф. Авторы выражают благодарность В.Я. Ляудис, профессору факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, под чьим руководством было выполнено исследование, представленное к монографии. 6
Стр.6