Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Методологические основы психологии

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна
ИздательствоИздательство Дефис
Страниц105
ID254098
АннотацияПособие является методическим дополнением к курсу "Методологические основы психологии", входящим в учебный план специальностей 020400 "Психология" и 022700 "Клиническая психология". Пособие выполняет назначении хрестоматии, имеет сложную структуру. Оно является своеобразным руководством в программе курса, в содержании основных проблем каждого раздела.
Методологические основы психологии / Л. В. Шибаева .— Сургут : Издательство Дефис, 2005 .— 105 с. — URL: https://rucont.ru/efd/254098 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие является методическим дополнением к курсу «Методологические основы психологии», входящим в учебный план специальностей 020400 «Психология» и 022700 «Клиническая психология» Пособие выполняет назначение хрестоматии, имеет сложную структуру. <...> Наиболее проблемные темы проиллюстрированы материалом, представляющим собой журнальные статьи, отрывки из книг авторов, внесших большой вклад в анализ ключевых методологических проблем современной психологии. <...> Исторический анализ этапов развития науки, динамика типов научной рациональности. <...> Задание 3 В.С. Степин «Научное познание и ценности техногенной цивилизации» Раздел 3. <...> «Гуманитарные методы в прикладной психологии» Задание 5 В.М. Розин «Научная интерпретация предмета психологии» Задание 6 С.Л.Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности» Задание 7 В.И. Слободчиков «Деятельность как антропологическая категория» Задание 8 А.В.Юревич «Онтологический круг» и структура психологического знания» Раздел 4. <...> Задание 9 Н.С. Непомнящая «Общая характеристика предмета целостного исследования психики». <...> Цели курса: становление у будущих специалистов культуры методологического анализа современного состояния сферы психологического познания, формирование обобщенной ориентировки в тенденциях развития гуманитарного познания, в типах научной рациональности, овладение способами интерпретации методологических подходов, характеризующих современную психологию в ее связи с историей развития психологических воззрений, определении методологических перспектив теоретических и прикладных направлений Задачи курса предполагают: овладение будущими специалистами понятиями, позволяющими характеризовать структуру научного познания и ее динамику, представлениями о типах организации научного познания, содержании научных революций, методологии развития исследовательских программ, отвечающих естественнонаучной и гуманитарной парадигмам классической <...>
Методологические_основы_психологии.pdf
УДК 159.9:167/168 ББК 88в Ш55 Шибаева,Л.В. Методологические основы психологии: учебнометодическое пособие для студентов ф-та психологии/ Л.В. Шибаева; Сургут.гос. уни-т.- Сургут: Дефис, 2005.- 106 с. Пособие является методическим дополнением к курсу «Методологические основы психологии», входящим в учебный план специальностей 020400 «Психология» и 022700 «Клиническая психология» Пособие выполняет назначение хрестоматии, имеет сложную структуру. Оно является своеобразным руководством в программе курса, в содержании основных проблем каждого раздела. Наиболее проблемные темы проиллюстрированы материалом, представляющим собой журнальные статьи, отрывки из книг авторов, внесших большой вклад в анализ ключевых методологических проблем современной психологии. Содержание авторских статей является основанием для выполнения проблемных заданий, ответов на вопросы, которые позволяют читателю выделить наиболее значимые моменты в понимании содержания и его методологического значения. Рекомендуется студентам IV и V курсов университетов, изучившим базовые учебные дисциплины «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «История психологии», «Экспериментальная психология», «Теории личности», «Основы психологического консультиро-вания» и аспирантам, соискателям при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Психология». Рецензенты: Грехова И.П., кандидат психол. наук, зав. кафедрой возрастной психологии СурГУ Яковлев Б.П., доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии СурГПУ Л.В. Шибаева,2006 Сургутский государственный университет, 2006
Стр.2
Содержание Характеристика целей, задач, структуры учебного курса «Методологические основы психологии» Раздел 1. Общее понятие о методологии науки и проблеме изучения закономерностей развития научного познания Задание 1 Н.С. Пантина «К характеристике структуры научного познания и логико-методологического аспекта ее исследования » Задание 2 В.М. Розин «Структура научного познания» Раздел 2. Исторический анализ этапов развития науки, динамика типов научной рациональности. Задание 3 В.С. Степин «Научное познание и ценности техногенной цивилизации» Раздел 3. Методологические проблемы психологической науки в ее истории и современной культурной ситуации Задание 4 В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Объективные методы исследования». «Гуманитарные методы в прикладной психологии» Задание 5 В.М. Розин «Научная интерпретация предмета психологии» Задание 6 С.Л.Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности» Задание 7 В.И. Слободчиков «Деятельность как антропологическая категория» Задание 8 А.В.Юревич «Онтологический круг» и структура психологического знания» Раздел 4. Актуальные методологические проблемы отечественной психологии. Задание 9 Н.С. Непомнящая «Общая характеристика предмета целостного исследования психики». 4 6 7 11 14 15 38 40 43 58 67 81 93 95
Стр.3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И СТРУКТУРЫ КУРСА «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» 1. Цели курса: становление у будущих специалистов культуры методологического анализа современного состояния сферы психологического познания, формирование обобщенной ориентировки в тенденциях развития гуманитарного познания, в типах научной рациональности, овладение способами интерпретации методологических подходов, характеризующих современную психологию в ее связи с историей развития психологических воззрений, определении методологических перспектив теоретических и прикладных направлений Задачи курса предполагают: овладение будущими специалистами понятиями, позволяющими характеризовать структуру научного познания и ее динамику, представлениями о типах организации научного познания, содержании научных революций, методологии развития исследовательских программ, отвечающих естественнонаучной и гуманитарной парадигмам классической и неклассической ситуации организации научной деятельности; применение будущими специалистами освоенных понятий для интерпретации содержания ведущих направлений психологических исследований, повлиявших на особенности современной организации научно-исследовательской, содержание научных программ, ориентированных на разрешение ведущих проблем современного человекознания. 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям специалиста: курс «Методологические основы психологии» рассчитан на студентов четвертого курса факультета психологии, аспирантов и соискателей при подготовке к экзамену по специальности. Он содержательно связан с теоретическими основаниями курсов «Общая, возрастная, социальная, педагогическая психология», курсами «История психологии», «Экспериментальная психология». В процессе изучения данной дисциплины будущие специалисты должны овладеть следующими знаниями и умениями: - свободно оперировать категориями, имеющими отношение к методологии и логике научного познания; - использовать освоенные категории для характеристики концептуальных оснований организации познавательной практики в области психологии и характеристики современных исследовательских направлений; - устанавливать содержательную связь между методолого-теоретическими основаниями исследования и методами организации познавательной практики исследователя; - характеризовать специфику генетико-моделирующего типа ис
Стр.4
следований, отвечающего парадигме школы Л.С. Выготского и современные тенденции развития этого направления, обогащающего традиции гуманитарного познания. - выделять основные требования к психологическим исследова ниям в составе комплексных программ, ориентированных на разрешение актуальных для современности гуманитарных проблем. Структура курса: учебный курс состоит из четырех разделов: общее понятие о методологии науки и проблеме изучения закономерностей развития научного познания; исторический анализ этапов развития науки, динамика типов научной рациональности; методологические проблемы психологической науки в ее истории и современной культурной ситуации; актуальные методологические проблемы современной отечественной психологии. Два первые раздела раскрывают наиболее общие методологические основы организации научного познания, два вторые – раскрывают общие и специфические методологические проблемы организации научного познания в сфере психологического познания.
Стр.5