Корни религии Ричард Докинз Знаменитый Ричард Докинз — ученый, писатель, атеист — бросил вызов всему сверхъестественному. <...> «Почему бы не проанализировать вероятность существования бога?» <...> Докинз рассматривает концепцию бога как одну из научных гипотез и анализирует ее с помощью логики и научного метода. <...> Я еще вернусь к этому, но сначала хочу подробнее рассмотреть другой вопрос, важность которого для данного обсуждения станет очевидна в дальнейшем: дарвиновский вопрос о естественном отборе. <...> Осознав, что мы являемся продуктами дарвиновской эволюции, рассмотрим, какого рода давление (или сумма давлений) естественного отбора первоначально способствовало возникновению религии. <...> На религиозные обряды растрачивается огромное количество ресурсов, а дарвиновский отбор неустанно отсеивает лишние затраты. <...> <.> Если дикое животное постоянно выполняет бесполезные действия, естественный отбор предпочтет его конкурента, расходующего время и энергию на выживание и размножение. <...> Хвост павлина при поверхностном рассмотрении кажется бесспорным примером именно «пустой забавы», ненужной роскоши. <...> Или возьмем пример, не связанный с рекламой, – муравление, «энтинг»: странная привычка некоторых птиц, скажем соек, «купаться» в муравейнике или набивать муравьев в перья. <...> До сих пор польза муравления для птиц до конца не разгадана – возможно, муравьи избавляют их от живущих в перьях паразитов; есть и другие теории, слабо подтвержденные пока доказательствами. <...> <.> Для дарвиниста естественно предположить то же самое и в отношении религии – именно поэтому я и завел об этом разговор. <...> С точки зрения эволюциониста, религиозные ритуалы так же «бросаются в глаза, как павлины на залитом солнцем лугу» (по выражению Дэна Деннета). <...> Религиозное поведение – человеческий эквивалент муравления или строительства «шалаша». <...> Одна из них связана с теорией группового отбора, к которому мы еще вернемся. <...> <.> Несмотря на различия мировых <...>