Содержание
Мандель Б.Р. Информация — образование — IT:
мучительные поиски консенсуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Ильин Г.Л. Нужна ли в наше время астрономия
в школе?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Кимберг А.Н. Интерактивные методы обучения
как способы освоения живого знания . . . . . . . . . . . . . . . .19
Левитская Н.А. Проектирование современного
урока в контексте федеральных стандартов
второго поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Пономарёва Г.М. Анализ результатов
управленческой деятельности школы как функция
образовательного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Имакаев В.Р. Тьюторское отношение
в парадигме российского образования . . . . . . . . . . . . . .46
Волкова М.В. Воспитание морального выбора
у школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
№ 013973 от 31 июля 1995 г.
Фёдоров А.В., Левицкая А.А. Опыт массового
медиаобразования в Венгрии: становление
и тенденции развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Сергеева М.Г. Концептуальные подходы
к разработке педагогической технологии
«Учебная фирма» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Хуторской А.В. Метод проектов и другие
зарубежные системы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Клепиков В.Н. Метод пластического
моделирования и интерпретации текстов.
Как придать интерпретируемым текстам
современное звучание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
ShT_3_13 indd
ShT_3_13.indd.
1
20.05.2013 18:32:12
20.05.2013 18:32:12
Научно-практический журнал
Стр.1
Экспертный совет
Бершадский М.Е.,
кандидат
педагогических наук
Гузеев В.В.,
доктор
педагогических наук
Кушнир А.М.,
кандидат
психологических наук
Обухов А.С.,
кандидат
психологических наук
Остапенко А.А.,
доктор
педагогических наук
Новиков А.М.,
академик РАО
Прутченков А.С.,
доктор
педагогических наук
Аванесов В.С. Дистракторный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Батанова М.А. Возможности интернет-диагностики
в обеспечении системного подхода в оценке качества
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Главный редактор
Алексей Кушнир
Редакторы
Елена Лосевская,
Евгений Пятаков
Ответственный
секретарь
Светлана Лячина
Зав. производством
Любовь Кучмиёва
Корректор
Татьяна Денисьева
Вёрстка
Галина Нефёдова
© Все права на тексты
принадлежат авторам.
Перепечатка
и копирование материалов
журнала возможны
с согласия автора
в письменной форме
© Школьные
технологии, 2013
Издательский дом
«Народное
образование»,
НИИ школьных
технологий.
109341, Москва,
ул. Люблинская, д. 157,
корп. 2.
Тел.: (495) 3455900.
Email:
kushnir@narodnoe.org
Издаётся при участии Издательского дома «Народное образование»,
Научноисследовательского института школьных технологий, Москва.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Ответственность за фактическое содержание материалов несёт автор.
Ответственность за соблюдение прав третьих лиц несёт автор.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Продажа:
ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Многоканальный тел./факс: (495) 345-52-00. Email: market@narodnoe.org
Уважаемые коллеги!
Мы при ни ма ем к пе ча ти ма те ри а лы, от ве ча ю щие про фи лю жур на ла,
не пуб ли ко вав ши е ся ра нее в дру гих от рас ле вых из да ни ях.
Объ ём пре до став ля е мо го ма те ри а ла (вклю чая сно с ки, таб ли цы
и ри сун ки) не дол жен пре вы шать 40 ты сяч зна ков с про бе ла ми.
Фо то гра фии и гра фи че с кие ри сун ки к ста ть ям при сы ла ют ся в форма
те jpg, tif с раз ре ше ни ем от 300 dpi. Ссыл ки на ли те ра ту ру де ла ются
в тек с те пу тём по ст ра нич ных сно сок на рус ском и ан г лий ском
язы ках.
Ста тья долж на со про вож дать ся ан но та ци ей на русском и
английском языках, а также выборкой ключевых слов. В вы ходных
дан ных ста тьи ука зы вают ся имя, от че ст во и фа ми лия ав то ра/
ав то ров пол но стью, крат кие све де ния (учё ная сте пень, зва ние,
ме с то ра бо ты, долж ность), а так же кон такт ные те ле фо ны, поч товый
ад рес с ин дек сом и email. Ма те ри а лы для пуб ли ка ции представ
ля ют ся в эле к трон ном ви де. Рас смо т ре ние ма те ри а лов су щест
вен но ус ко рит ся при на ли чии двух ре цен зий спе ци а ли с тов,
из ве ст ных в со от вет ст ву ю щей об ла с ти зна ний. Пла та за пуб ли кацию
не взи ма ет ся.
Степанова М.И., Сазанюк З.И. Гигиеническая
целесообразность нового подхода в составлении
расписания уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Король А.Д. Как подготовить и провести урок-диалог . . . . . . . . . . 110
Левицкая А.А. Способы и приёмы развития
медиаграмотности детей и подростков на материале
рекламы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Горбунова О.В., Кузьминова Н.С. Веб-квест в педагогике
как новая дидактическая модель обучения. Продолжение . . . . . . . . 133
Курбатов Р.И. Урок, который длится пять минут. . . . . . . . . . . . . . . 145
Третьяк Т.М. Методические подходы к проведению
дистанционных занятий в системе повышения квалификации . . . . . 159
ShT_3_13 indd
ShT_3_13.indd.
2
20.05.2013 18:32:12
20.05.2013 18:32:12
Стр.2
Информация — образование — IT:
мучительные поиски консенсуса
Борис Рувимович Мандель,
заведующий кафедрой педагогики и психологии Новосибирского гуманитарного института,
кандидат педагогических наук
• компьютерные технологии • тестирование • обучающие программы • информационное
пространство • алгоритмизация • коммуникативная деятельность • электронный учебник •
Современный период развития общества
характеризуется многими уникальными явлениями,
среди которых далеко не последнее
— колоссальное влияние компьютерных
технологий, проникающих уже практически
во все сферы человеческой деятельности,
обеспечивающих распространение информационных
потоков в обществе и образующих
глобальное информационное пространство.
В свою очередь, важной составной
частью этих процессов является компьютеризация
образования на всех его
ступенях.
В настоящее время в нашей стране довольно
бурно идёт (хотя и неровными, извилистыми,
а порой даже тайными тропами) становление
новой системы образования, чётко
ориентированной на вхождение в мировое
информационно-образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается
и существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебно-воспитательного
процесса — вносятся серьёзные
коррективы в содержание технологий обучения,
которые, теперь уже по умолчанию,
должны быть адекватны современным техническим
возможностям, способствовать
наиболее гармоничному и, скажем так, безболезненному
вхождению homo studiosum/
человека учащегося в информационное общество.
Компьютерные технологии — уже
не вкусная и питательная «добавка» к обучению,
а неотъемлемая часть целостного
образовательного (учебно-воспитательного)
процесса, к тому же значительно повышающая,
а то и прямо изменяющая его эффективность.
ШКОЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 3’2013
За последние годы число людей, а в нашем
случае учащихся, умеющих пользоваться
компьютером, увеличилось примерно в
10 раз. И эта тенденция имеет вполне явный
вектор — ускоряться независимо от каких-либо
реформ, изменений государственных
стандартов, введения новых законов в
образовании. Однако исследования и сама
педагогическая практика выявляют, что
учащиеся знакомы, в основном, с игровыми
компьютерными программами, используют
компьютерную технику для развлечений:
плавание по волнам Интернета, чаты, строительство
виртуальных миров, обмен «мылом»
и т.д.
Надеюсь, читатель не удивится — познавательные,
образовательные мотивы работы
с компьютером стоят, вероятно, на
двадцатом месте (если бы кто-нибудь сумел
провести такое более или менее точное
исследование, хотя, впрочем, всё это
видно «невооружённым глазом»…). Таким
образом, к сожалению, для решения познавательных
и учебных задач компьютер
используется недостаточно. Хотя, конечно,
проблема широкого применения компьютерных
технологий в сфере образования
в последнее десятилетие вызывает
повышенный интерес в отечественной педагогической
науке.
Ну что ж, немного истории: если в качестве
признака информационных технологий выбрать
инструменты, с помощью которых
проводится обработка информации (инструментарий
технологии), то можно выделить
следующие этапы её развития:
3
ShT_3_13 indd
ShT_3_13.indd.
3
20.05.2013 18:32:12
20.05.2013 18:32:12
Стр.3