Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Кадырова, Т. В. Савельева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела министерства образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор МПГУ
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института
Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина, Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 28.04.14. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 17,4. Заказ № 26. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, действительный член
РАО, зав. кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
В. А. Никонов, министр образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., действительный член
РАО, зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, председатель Сибирского отделения РАО,
г. Красноярск
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, действительный член РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
М. П. Пальянов, зав. лабораторией сравнительного анализа
систем профессионального образования в России
и за рубежом Кузбасского регионального института
развития профессионального образования, г. Кемерово
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
О доступности
разнообразных форм обучения
в современном образовании
Необходимость свободного «проживания» обучающегося
в нынешнем образовательном пространстве
диктуется рядом серьезных социально-экономических
задач и даже политических условий. Сразу
договоримся, что свобода как одна из ведущих философских
категорий должна пониматься адекватно.
Свобода не как вседозволенность («что хочу, то и
ворочу»), а как «осознанная необходимость». Свобода
как правопорядок, как цель развития, как доминанта
самореализации, самостоятельности.
Еще лет двадцать назад в России, когда речь шла о
нетрадиционных формах обучения (под традиционными
будем понимать повсеместную классно-урочную систему), имелось в виду надомное
обучение детей (по состоянию их здоровья), очень редко — экстернат (опять-таки
в силу чрезвычайных обстоятельств).
Современные социально-экономические изменения в обществе вызвали необходимость
упорядочения форм получения образования. В новом законе «Об образовании
в Российской Федерации» этому посвящена статья 17, в которой прописаны две
возможности получения образования:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного
образования и самообразования). При этом обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной
и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Многообразие возможностей обучения обеспечивается сочетанием различных форм
получения образования и форм обучения.
Стр.2